СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Встреча в Литературной гостиной "Живой голос Андрея Платонова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если вы хотите познакомить учащихся с творчеством А.Платонова, а также заинтересовать и активизировать их чтением рассказов писателя, то этот сценарий вам обязательно пригодится!

Просмотр содержимого документа
«Встреча в Литературной гостиной "Живой голос Андрея Платонова"»


Встреча в Литературной гостиной,

посвященная 120-летию со дня рождения А.Платонова

«Живой голос Андрея Платонова» для учащихся 5-11 классов



Цели: познакомить с творчеством писателя, проследить, как изображается мир и человек в рассказах Платонова.

Задачи: - заинтересовать и активизировать учащихся чтением рассказов Платонова;

- воспитывать чувство милосердия, гуманизма, уважения к человеку;

- развитие творческих способностей учащихся.

Вед.1 Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады видеть вас вновь в нашей Литературной гостиной!


Вед.2 Сегодня мы собрались не случайно. 1 сентября исполнилось 120 лет со дня рождения писателя, драматурга и просто хорошего человека Андрея Платоновича Платонова.


Вед.1 Возможно, не всем ещё известно имя Андрея Платонова. Хотелось бы, чтобы оно запомнилось вам, потому что писателем он был необыкновенным.


Вед.2 Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает, когда человек еще не умеет по-настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Писатель Андрей Платонов умел видеть, и видел все по-своему.


Вед.1 Он знал, что для этого нужно смотреть вокруг не спеша и с любовью. Все живое раскроется под таким взглядом и потянется навстречу человеку. Нужно только быть внимательным, нужно ВНИМАТЬ всему вокруг.


Вед.2 Андрей Платонов и его герои мечтали о жизни в родном и добром к человеку громадном мире. Для этого нужно быть самому добрым и деятельным в отношении к этому миру. Отдав ему себя, а не только брать у него.


Вед.1 Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело. Дело, которому нужно отдать все силы ума и души, только тогда жизнь состоится по-настоящему, только тогда придёт к тебе подлинная радость. Об этом пути к радости написаны и рассказы.


Вед.2 Вот маленький Никита узнаёт мир вокруг себя — во дворе своего дома, в огороде, на улице. И многое кажется ему странным, а то и страшным, пока он сталкивается с ним в одиночку. Но возвращается из армии, с войны, его отец, и всё, что было чуждым и страшным Никите, меняется, когда вместе с отцом он переделывает старый дом, сам, своим трудом начинает участвовать в жизни. То, что «сработано трудом», становится понятнее и по-доброму близким.


Вед.1 В своих героях-детях писатель видит лучшие черты взрослого народного характера: дети сами хотят быстрее стать большими, чтобы взять на себя часть общего дела, работать, помогать матери, как это делает Митя Климов в рассказе «Сухой хлеб». «Не хочу кормиться, я тебя хочу кормить», - говорит он матери.


Вед.2 Митя держит в руках рабочие инструменты, которые когда-то прошли через руки отца, его деда, помогали им трудиться. Он учиться делать то, что люди делали до него. Платонову дорога связь нынешнего поколения детей с теми, кто жил раньше.


Вед.1 Книги Андрея Платонова пробуждают и делают острее чувство Родины, будь это вся наша страна, родной город или село или родной дом и семья: мать, отец, бабушка или дед, братья и сестры. Сюда включает писатель ещё одного родного человека—учителя, который вместе с малым учеником своим делает важные открытия жизни. О своей первой учительнице сам Платонов писал: «Я её никогда не забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека…»


Инсценировка рассказа «Еще мама».



Вед.2 Родина у платоновских героев не там, где можно жить припеваючи, ничего не делая; где «жирные и сладкие ягоды» сами падают в рот — как в рассказе о путешествии, которое нечаянно совершил московский воробей, — а там, где человек своим трудом делает жизнь счастливой.


Вед.1 А что значит это у Платонова — «делать жизнь?» Вообще, как мёртвое, безжизненное превращается в живое и цветущее? Оказывается, трудом и любовью! Вот, например, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудиться день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки чёрной, плодородной земли.


Инсценировка рассказа «Неизвестный цветок»



Вед.2 Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке, человек не склоняется перед трудностями жизни, и жизнь дает силы его душе.


Вед.1 Уважение к человеку-работнику всегда было связано у Платонова с чувством Родины, дома. Сам писатель родился в семье железнодорожника на окраине Воронежа в 1899 году. Настоящая фамилия Андрея Платоновича Платонова—Климентов. Подписывать свои произведения он стал именем отца, старого паровозного машиниста: Платонов многому у него научился — и в детстве, и потом, когда в юные годы работал у него на паровозе помощником машиниста.


Вед.2 Сам о себе писал : «… кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил ещё и чем больше живу, тем больше люблю паровозы, поющий гудок и потную работу. Я уже тогда понял, что всё делается, а не само родиться… И теперь исполняется моя долгая и упорная мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради всех людей, и из всех людей — я каждого знаю, с каждым спасено моё сердце».


Вед.1 Платонов был и инженером-изобретателем, и строителем электростанций, и мелиоратором, то есть осушал болота и чистил поля, выпрямлял течение речек и ручьев; был он и журналистом…


Вед.2 В конце 1942 года Платонов был призван в действующую армию и до конца войны служил корреспондентом “Красной звезды” непосредственно на фронте. Солдаты при нем не чувствовали себя стесненными и свободно говорили на свои солдатские темы. Платонов многое увидел в русском человеке на войне. Это было время его большого творческого подъема.


Вед.1 В 1944 году он заболел туберкулезом, а послевоенные годы оказались для него самыми трудными. Затравленный догматической критикой, писатель был почти лишен возможности печататься, его здоровье все ухудшалось, силы уходили, хотя работа никогда не прерывалась.


Вед.2 В оставшемся после него обширном рукописном наследии — проза, пьесы, статьи. В последние годы жизни вышло лишь три небольших сборника русских сказок в пересказе А. Платонова, один из них — “Волшебное кольцо” — под общей редакцией М. А. Шолохова.

Инсценировка сказки «Умная внучка»


Вед.1 Писатель умер 5 января 1951 года. Ему было 52 года. В не такой уж длинной жизни им было столько сделано, он так много хотел и умел, что можно этому удивиться и позавидовать.


Вед.2 Его отношение к жизни было серьезным и глубоким, и его книги – а он написал немало рассказов, повестей, романов – далеки от легкодумного взгляда на землю и человека. Он не хотел развлекать, придумывать истории, уводящие подальше от жизни… Его писательская цель была другая: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая это радость, понять мир и помочь ему стать на деле лучше…Так в рассказе «Цветок на земле» Платонов говорит нам о том, что человек не должен бесцельно жить, в пустую тратить свои годы. Автор использует сравнение человека и цветка, чтобы раскрыть наше предназначение в мире. Как цветок делает новую жизнь из праха старой, так любой человек делает новую жизнь через своих детей, не умирает, если у него есть дети, находит в детях свое продолжение.И как цветок приносит своим существованием великую пользу всему живому, так и каждый человек должен приносить ползу всем людям, а также природе.

Инсценировка рассказа «Цветок на земле»




Вед.1 … Сказать по правде, Платонова читать не очень-то легко. В платоновское слово нужно вчитаться, вслушаться не спеша. Слово это порой кажется странно угловатым: фраза ветвится и на ее ветвях размещается немало смыслов, чувств, образов. Это простая и сильная русская речь, идущая из глубин народной памяти и опыта, из раздумий о жизни, из душевных переживаний.


Вед.2 Платонова хорошо читать вслух: попробуйте почитайте его вместе с мамой или отцом, бабушкой, братьями и сестрами. Кстати, в России издавна существовал обычай семейного чтения, когда собираются вместе взрослые и дети и во внимательной тишине слушают, а кто-нибудь один читает…


Вед.1 Вот и сегодня мы собрались с вами в нашей Литературной гостиной, чтобы продолжить эту давнюю традицию и одной большой семьей послушать Андрея Платонова. Сейчас мы услышим рассказ о беззащитном, больном человеке, который всю жизнь терпит издевательства окружающих. А после его смерти люди узнают, что он бескорыстно помогал девочке-сироте.


Инсценировка рассказа «Юшка».


Вед.1 А теперь проведём викторину

По биографии и творчеству писателя

1. Назовите настоящую фамилию писателя Платонова?

2. Кем был А.Платонов во время Великой Отечественной войны?

3. О ком писал свои произведения А.Платонов?

4. Назовите годы жизни писателя.

5. Какие рассказы А.Платонова прозвучали сегодня на нашей встрече в Литературной гостиной?



По рассказу «Неизвестный цветок»

1. Где рос неизвестный цветок?

2. Где жила девочка, когда встретилась с цветком?

3. Каков жанр произведения?

4. Как девочка Даша увидела цветок?



По рассказу «Юшка»

1.Где работал Юшка?

2.Как относились люди к Юшке?

3.Как Юшка реагировал на это?

4.Как умер Юшка?

5.Какую важнейшую тему поднимает Платонов в рассказе «Юшка»?



По всему творчеству Платонова.

Какая основная идея звучит во всех произведениях Платонова? (Нести людям добро)



Библиотекарь. Дорогие ребята, главное из написанного замечательным прозаиком Андреем Платоновым для вас еще впереди. Когда-нибудь, может быть скоро, вы прочитаете его рассказы «Третий сын», «Возвращение», «На заре туманной юности», откроете для себя все, что написал о нас самих, нашей истории, нашей жизни этот человек, так много знавший о людях. И тогда каждый из вас сможет сказать о себе: я не один на свете. Пока есть такие писатели, пока можно вместе с ними думать над жизнью, о людях, о себе самом – литература будет необходима всем нам.

И пусть эта встреча в Литературной гостиной, станет первым шагом на пути, который не обманет, который приведет к писателю-другу. До новых встреч!




Платонов Андрей Платонович

(1899-1951)





Объявление

Дорогие ребята!

23 октября в 17.00

для учащихся 5-11 классов

в школьной библиотеке состоится

встреча в Литературной гостиной

«Живой голос Андрея Платонова», посвященная 120-летию со дня рождения писателя Андрея Платоновича Платонова.



Очень рады вас видеть!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!