СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Встроенные функции

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

    • освоить основные встроенные функции;
    • научиться применять их при решении задач;
    • повторение видов адресации в электронных таблицах.
    • формирование общеучебных умений: слушать объяснение учителя, отвечать на вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;
    • развитие познавательного интереса, любознательности, интереса к предмету “информатика”;
    • формирование у учащихся логического мышления, способности к анализу;
    • формирование информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
    • воспитание внимательного отношения к выполняемой работе;
    • умение самостоятельно мыслить и выполнять работу,
    • воспитание трудолюбия и аккуратности.

Ход урока

1. Организационный  момент

Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение ученикам темы и целей урока.

2. Актуализация и проверка знаний

На прошлых уроках мы работали с электронными таблицами. Напомните (далее устный опрос): (презентация – Повтор_ex1):

  1. Для чего предназначены электронные таблицы?

Ответ: Для организации табличных вычислений на компьютере.

  1. Какие данные можно ввести в ячейки электронной таблицы?

Ответ: текст, числа и формулы.

  1. Как по умолчанию выравниваются числа и текст в ячейке?

Ответ: по умолчанию текст выравнивается по левому краю, числа - по правому.

  1. Как ввести формулу в ЭТ?

Ответ: запись формулы начинается со знака =, содержит имена ячеек и знаки арифметических операций, заканчивается нажатием ENTER.

  1. Какое значение будет в ячейке C1 в режиме отображения значений?

Ответ: 12.

  1. Как можно скопировать формулу из ячейки C1 в ячейки диапазона C2:C4.

Ответ: Используя маркер автозаполнения распространить формулу на диапазон С2:С4 или копированием.

  1. Какие формулы будет в ячейках С2, C3 и C4 после копирования в них формулы из ячейки C1? Определите, какие будут значения в этих ячейках.

Ответ: При копировании формулы вниз номера ячеек увеличиваются на 1. Таким образом, в  ячейке С2 будет формула =A2+B2, в С3 формула =A3+B3 , в С4 формула =A4+B4. Значения в ячейках С2 – 15, в С3 – 15, в С4 – 18.

  1. Какие формулы будет в ячейках D1 и E1 после копирования в них формулы из ячейки C1?

Ответ: При копировании формулы вправо или влево в формуле меняется имя столбца. Таким образом, в  ячейке D1 будет формула =B1+C1, в E1 формула =C1+ D1.

  1. Что означает наличие знака $ в имени ячейки?

Ответ: При всяком перемещении этой формулы имена строк и столбцов, перед которыми указан знак $ меняться не будут.

  1. Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: в С2 будет формула =$A$1+B2, в С3 формула  =$A$1+B3, в С4 формула  =$A$1+B4.

  1. Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: при копировании формулы в нижние ячейки столбца в формуле меняются номера строк, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке С2 будет формула =$A2+B$1, в С3формула =$A3+B$1, в С формула =$A4+B$1.

  1. Какие формулы будут в ячейках D1:F1 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: при копировании формулы вправо в формуле меняются имена столбцов, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке D1 будет  формула =$A1+C$1, в E1 формула =$A1+D$1, в D1 формула =$A1+E$1.

  1. Какие формулы будут в ячейках D1:D4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: В ячейке D1: =$A1+C$1, в D2: =$A2+D$1, в D3: =$A3+D$1, в D4: =$A4+D$1.

3. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

Презентация «Встроенные функции»

Задача. Слайд 2:  Известны оценки за контрольную работу по информатике группы из 10 учеников. Определить средний балл группы за эту работу, найти наибольшую и наименьшую оценки.

С учениками обсуждаем вид таблицы, формулы. Решаем, что таблица может иметь следующий вид:

 

 

 

 

 

В ячейках B2:B11 записываются фамилии учеников, в ячейки C2:C11 – оценки. В ячейке C12 будет формула =(C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8+C9+С10)/10. Какие формулы должны быть в ячейках С13 и С14?

Можно ли упростить формулу в ячейке C12? Для ответа на эти вопросы ученикам нужны новые знания.

4. Объяснение нового материала

Слайд 3: При записи формул в электронных таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции. Встроенные функции – это заранее определенные формулы, которые возвращают результат выполнения действий над исходными значениями (аргументами). Каждая функции имеет уникальное имя, которое используется для ее вызова.  

Слайд 4: Для вызова функции надо набрать:

    1. знак =
    2. записать имя функции
    3. в круглых скобках указать аргументы
    4. нажать клавишу <enter>

Слайд 5: Диалоговое окно Мастер функций (вызывается при нажатии на fx в строке формул или вкладка Формулы) упрощает создание функций и сводит к минимуму количество ошибок при вводе функций. Встроенные функции подразделяются на группы: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др. К математическим относятся функции, такие как Sin(), Cos(), Корень() и пр. Особый интерес представляют функции, аргументом которых является диапазон ячеек, а не одна ячейка: СУММ(). СРЗНАЧ(), МАКС(). МИН().

Слайды 6, 7: Часто используемые функции: СУММ, МИН, МАКС, СРЗНАЧ вынесены на ленту (значок Автосумма ). Вернемся к решению задачи.

В ячейке С12 наберем формулу: =СРЗНАЧ (С2:С11) <enter>.

В ячейку С13 введём формулу:  =МАКС(С2:С11) <enter>. Сделаем это следующим образом:

  1. раскроем список рядом со значком Автосумма ∑
  2. выберем функцию МАКС
  3. выберем нужный диапазон C2:C11,
  4. нажмем <enter>.

В ячейку С14 введём формулу: =МИН (С2:С11) <enter>, используя Мастер функций.

Дальнейшее изложение происходит в форме обсуждения. Демонстрируется таблица (слайд 8)

Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке E1?

Ответ: Вычисляет сумму чисел диапазона A1:D1, т.е. A1+B1+C1+D1.

Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке A4?

Ответ: Находит максимальное значение диапазона A1:A3.

Вопрос: Как вы думаете, какая формула будет в ячейке Е2 при копировании в нее формулы из ячейки E1?

Ответ: СУММ(A2:D2).

Вопрос: Какая формула будет в ячейке B4 при копировании в нее формулы из ячейки A4.

Ответ: МАКС(B2:B3)

Делаем вывод: формулы, содержащие встроенные функции можно копировать в другие ячейки по правилам копирования формул.  

Немного изменим формулу в E1. Демонстрируется таблица (слайд 9)

Вопрос: Какие значения будут в ячейках диапазонов E2:E3, если в них скопировать формулу из ячейки C1.

Ответ: В ячейке E2 формула СУММ($A$1: D2) ; в ячейке E3 формула СУММ($A$1: D3);

 

Задание 1 (слайд 10). В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря. Исходная таблица и результат:

 

Для определения минимальной глубины выделим ячейку B8 и поместим в нее формулу МИН(C2:C7), для нахождения максимальной площади выделим ячейку B9 и введем в нее формулу МАКС(B2:B7), для вычисления средней высоты в B10 запишем формулу СРЗНАЧ(D2:D7). При записи формул ученики должны внимательно следить, чтобы в аргументах были правильно указаны диапазоны, при необходимости скорректировать его любым способом (выделив мышкой правильный диапазон или исправив формулу).

Задание 2 (слайд11). Дана таблица оценок 10 учеников по русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, химии и иностранному языку. Вычислить средний балл каждого ученика, а также средний максимальный и минимальный балл по каждому предмету.

Исходной информацией в данной задаче являются фамилии учеников и оценки. Создаем таблицу вида:

Для вычисления среднего балла каждого ученика в ячейку J2 заносим формулу  =СРЗНАЧ(C2:I2).

Копируем (или распространяем, используя маркер автозаполнения) эту формулу в нижние ячейки С3:С10.

Выберем для ячеекC2:C11 формат числовой с одним десятичным знаком.

Для определения средних оценок по предмету в ячейку C12 вводим формулу СРЗНАЧ(С2:С11), диапазон

C2:C11 выбирается правильно автоматически. Копируем формулу вправо в ячейки D12:J12.

Для определения минимальной оценки по предмету в ячейку C13 вводим формулу =МИН(C2:C11). Проверить, правильность выбора диапазона.

Для определения максимальной оценки проделаем аналогичные действия, выбрав функцию МАКС.

В результате получаем таблицу:

5. Закрепление полученных знаний

Ученики самостоятельно выполняют задания за компьютером, при необходимости обращаются за разъяснениями к учителю (слайд12).

Задание 1. Футбольная секция закупила 30 пар кроссовок по 1600 руб.; 20 мячей по 700 руб., 4 сетки для ворот по 2900 руб. Определите суммарную стоимость покупки.

Задание 2. Перед началом учебного года веселые человечки покупали в магазине тетради. Незнайка купил 10 тетрадей, Торопыжка 15, Знайка 25, Дюймовочка 12, Пончик -17. Цена одной тетради S руб. Сколько денег заплатил каждый из них за тетради? Сколько тетрадей всего купили веселые человечки и сколько всего денег заплатили за все тетради? Решить задачу для S=20.

Задание 3. В городской игре КВН участвуют 5 команд выступления которых оценивают 6 судей. Найти максимальную, минимальную и итоговую оценку (средний балл) для каждой команды, а также отдельно вывести оценку победителя игры (определяется как максимальная  из средних оценок каждой команды).

6. Проверка работы учащихся

Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

7. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

8. Домашнее задание

Задача 1. Ежедневно в течение четырёх недель измерялась температура воздуха в 6 часов утра. Определить среднюю температуру по каждой неделе, самую теплую и самую холодную недели.

Задача 2. Вы готовитесь к проведению международных соревнований по одному из видов спорта. Правила в данном виде спорта таковы:

  • выступление каждого спортсмена оценивают N судей;
  • максимальная и минимальная (по одной, если их несколько) оценка каждого спортсмена отбрасываются;     
  • в зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.

Составьте турнирную таблицу для случая, когда в соревнованиях участвуют 7 спортсменов, а оценивают их 6 судей. Предусмотрите вывод максимального балла, набранного победителем.

Просмотр содержимого документа
«Встроенные функции»

Урок 21, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата:______________

Тема урока: «Встроенные функции. Практическая работа №10 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»».

Цели урока:

  1. образовательная:

    • освоить основные встроенные функции;

    • научиться применять их при решении задач;

    • повторение видов адресации в электронных таблицах.

  2. развивающая:

    • формирование общеучебных умений: слушать объяснение учителя, отвечать на вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;

    • развитие познавательного интереса, любознательности, интереса к предмету “информатика”;

    • формирование у учащихся логического мышления, способности к анализу;

    • формирование информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  3. воспитательная:

    • воспитание внимательного отношения к выполняемой работе;

    • умение самостоятельно мыслить и выполнять работу,

    • воспитание трудолюбия и аккуратности.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение ученикам темы и целей урока.

2. Актуализация и проверка знаний

На прошлых уроках мы работали с электронными таблицами. Напомните (далее устный опрос): (презентация – Повтор_ex1):

  1. Для чего предназначены электронные таблицы?

Ответ: Для организации табличных вычислений на компьютере.

  1. Какие данные можно ввести в ячейки электронной таблицы?

Ответ: текст, числа и формулы.

  1. Как по умолчанию выравниваются числа и текст в ячейке?

Ответ: по умолчанию текст выравнивается по левому краю, числа - по правому.

  1. Как ввести формулу в ЭТ?

Ответ: запись формулы начинается со знака =, содержит имена ячеек и знаки арифметических операций, заканчивается нажатием ENTER.

  1. Какое значение будет в ячейке C1 в режиме отображения значений?

Ответ: 12.

  1. Как можно скопировать формулу из ячейки C1 в ячейки диапазона C2:C4.

Ответ: Используя маркер автозаполнения распространить формулу на диапазон С2:С4 или копированием.

  1. Какие формулы будет в ячейках С2, C3 и C4 после копирования в них формулы из ячейки C1? Определите, какие будут значения в этих ячейках.

Ответ: При копировании формулы вниз номера ячеек увеличиваются на 1. Таким образом, в ячейке С2 будет формула =A2+B2, в С3 формула =A3+B3 , в С4 формула =A4+B4. Значения в ячейках С2 – 15, в С3 – 15, в С4 – 18.

  1. Какие формулы будет в ячейках D1 и E1 после копирования в них формулы из ячейки C1?

Ответ: При копировании формулы вправо или влево в формуле меняется имя столбца. Таким образом, в ячейке D1 будет формула =B1+C1, в E1 формула =C1+ D1.

  1. Что означает наличие знака $ в имени ячейки?

Ответ: При всяком перемещении этой формулы имена строк и столбцов, перед которыми указан знак $ меняться не будут.

  1. Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: в С2 будет формула =$A$1+B2, в С3 формула =$A$1+B3, в С4 формула =$A$1+B4.

  1. Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: при копировании формулы в нижние ячейки столбца в формуле меняются номера строк, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке С2 будет формула =$A2+B$1, в С3формула =$A3+B$1, в С формула =$A4+B$1.

  1. Какие формулы будут в ячейках D1:F1 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: при копировании формулы вправо в формуле меняются имена столбцов, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке D1 будет формула =$A1+C$1, в E1 формула =$A1+D$1, в D1 формула =$A1+E$1.

  1. Какие формулы будут в ячейках D1:D4 при копировании в них формулы из ячейки С1?

Ответ: В ячейке D1: =$A1+C$1, в D2: =$A2+D$1, в D3: =$A3+D$1, в D4: =$A4+D$1.

3. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)

Презентация «Встроенные функции»

Задача. Слайд 2: Известны оценки за контрольную работу по информатике группы из 10 учеников. Определить средний балл группы за эту работу, найти наибольшую и наименьшую оценки.

С учениками обсуждаем вид таблицы, формулы. Решаем, что таблица может иметь следующий вид:






В ячейках B2:B11 записываются фамилии учеников, в ячейки C2:C11 – оценки. В ячейке C12 будет формула =(C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8+C9+С10)/10. Какие формулы должны быть в ячейках С13 и С14?

Можно ли упростить формулу в ячейке C12? Для ответа на эти вопросы ученикам нужны новые знания.

4. Объяснение нового материала

Слайд 3: При записи формул в электронных таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции. Встроенные функции – это заранее определенные формулы, которые возвращают результат выполнения действий над исходными значениями (аргументами). Каждая функции имеет уникальное имя, которое используется для ее вызова.

Слайд 4: Для вызова функции надо набрать:

    1. знак =

    2. записать имя функции

    3. в круглых скобках указать аргументы

    4. нажать клавишу

Слайд 5: Диалоговое окно Мастер функций (вызывается при нажатии на fx в строке формул или вкладка Формулы) упрощает создание функций и сводит к минимуму количество ошибок при вводе функций. Встроенные функции подразделяются на группы: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др. К математическим относятся функции, такие как Sin(), Cos(), Корень() и пр. Особый интерес представляют функции, аргументом которых является диапазон ячеек, а не одна ячейка: СУММ(). СРЗНАЧ(), МАКС(). МИН().

Слайды 6, 7: Часто используемые функции: СУММ, МИН, МАКС, СРЗНАЧ вынесены на ленту (значок Автосумма ).
Вернемся к решению задачи.

В ячейке С12 наберем формулу: =СРЗНАЧ (С2:С11) .

В ячейку С13 введём формулу: =МАКС(С2:С11) . Сделаем это следующим образом:

  1. раскроем список рядом со значком Автосумма ∑

  2. выберем функцию МАКС

  3. выберем нужный диапазон C2:C11,

  4. нажмем enter.

В ячейку С14 введём формулу: =МИН (С2:С11) enter, используя Мастер функций.

Д
альнейшее изложение происходит в форме обсуждения. Демонстрируется таблица (слайд 8)

Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке E1?

Ответ: Вычисляет сумму чисел диапазона A1:D1, т.е. A1+B1+C1+D1.

Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке A4?

Ответ: Находит максимальное значение диапазона A1:A3.

Вопрос: Как вы думаете, какая формула будет в ячейке Е2 при копировании в нее формулы из ячейки E1?

Ответ: СУММ(A2:D2).

Вопрос: Какая формула будет в ячейке B4 при копировании в нее формулы из ячейки A4.

Ответ: МАКС(B2:B3)

Делаем вывод: формулы, содержащие встроенные функции можно копировать в другие ячейки по правилам копирования формул.

Немного изменим формулу в E1. Демонстрируется таблица (слайд 9)

Вопрос: Какие значения будут в ячейках диапазонов E2:E3, если в них скопировать формулу из ячейки C1.

Ответ: В ячейке E2 формула СУММ($A$1: D2) ; в ячейке E3 формула СУММ($A$1: D3);


Задание 1 (слайд 10). В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря. Исходная таблица и результат:

Для определения минимальной глубины выделим ячейку B8 и поместим в нее формулу МИН(C2:C7), для нахождения максимальной площади выделим ячейку B9 и введем в нее формулу МАКС(B2:B7), для вычисления средней высоты в B10 запишем формулу СРЗНАЧ(D2:D7). При записи формул ученики должны внимательно следить, чтобы в аргументах были правильно указаны диапазоны, при необходимости скорректировать его любым способом (выделив мышкой правильный диапазон или исправив формулу).

З
адание 2
(слайд11). Дана таблица оценок 10 учеников по русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, химии и иностранному языку. Вычислить средний балл каждого ученика, а также средний максимальный и минимальный балл по каждому предмету.

Исходной информацией в данной задаче являются фамилии учеников и оценки. Создаем таблицу вида:

Для вычисления среднего балла каждого ученика в ячейку J2 заносим формулу =СРЗНАЧ(C2:I2).

Копируем (или распространяем, используя маркер автозаполнения) эту формулу в нижние ячейки С3:С10.

Выберем для ячеекC2:C11 формат числовой с одним десятичным знаком.

Для определения средних оценок по предмету в ячейку C12 вводим формулу СРЗНАЧ(С2:С11), диапазон

C2:C11 выбирается правильно автоматически. Копируем формулу вправо в ячейки D12:J12.

Для определения минимальной оценки по предмету в ячейку C13 вводим формулу =МИН(C2:C11). Проверить, правильность выбора диапазона.

Для определения максимальной оценки проделаем аналогичные действия, выбрав функцию МАКС.

В результате получаем таблицу:

5. Закрепление полученных знаний

Ученики самостоятельно выполняют задания за компьютером, при необходимости обращаются за разъяснениями к учителю (слайд12).

Задание 1. Футбольная секция закупила 30 пар кроссовок по 1600 руб.; 20 мячей по 700 руб., 4 сетки для ворот по 2900 руб. Определите суммарную стоимость покупки.

Задание 2. Перед началом учебного года веселые человечки покупали в магазине тетради. Незнайка купил 10 тетрадей, Торопыжка 15, Знайка 25, Дюймовочка 12, Пончик -17. Цена одной тетради S руб. Сколько денег заплатил каждый из них за тетради? Сколько тетрадей всего купили веселые человечки и сколько всего денег заплатили за все тетради? Решить задачу для S=20.

Задание 3. В городской игре КВН участвуют 5 команд выступления которых оценивают 6 судей. Найти максимальную, минимальную и итоговую оценку (средний балл) для каждой команды, а также отдельно вывести оценку победителя игры (определяется как максимальная из средних оценок каждой команды).

6. Проверка работы учащихся

Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.

7. Подведение итогов урока

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

8. Домашнее задание

Задача 1. Ежедневно в течение четырёх недель измерялась температура воздуха в 6 часов утра. Определить среднюю температуру по каждой неделе, самую теплую и самую холодную недели.

Задача 2. Вы готовитесь к проведению международных соревнований по одному из видов спорта. Правила в данном виде спорта таковы:

  • выступление каждого спортсмена оценивают N судей;

  • максимальная и минимальная (по одной, если их несколько) оценка каждого спортсмена отбрасываются;

  • в зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.

Составьте турнирную таблицу для случая, когда в соревнованиях участвуют 7 спортсменов, а оценивают их 6 судей. Предусмотрите вывод максимального балла, набранного победителем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!