Урок 21, 8 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата:______________
Тема урока: «Встроенные функции. Практическая работа №10 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»».
Цели урока:
образовательная:
освоить основные встроенные функции;
научиться применять их при решении задач;
повторение видов адресации в электронных таблицах.
развивающая:
формирование общеучебных умений: слушать объяснение учителя, отвечать на вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;
развитие познавательного интереса, любознательности, интереса к предмету “информатика”;
формирование у учащихся логического мышления, способности к анализу;
формирование информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
воспитательная:
воспитание внимательного отношения к выполняемой работе;
умение самостоятельно мыслить и выполнять работу,
воспитание трудолюбия и аккуратности.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение ученикам темы и целей урока.
2. Актуализация и проверка знаний
На прошлых уроках мы работали с электронными таблицами. Напомните (далее устный опрос): (презентация – Повтор_ex1):
Для чего предназначены электронные таблицы?
Ответ: Для организации табличных вычислений на компьютере.
Какие данные можно ввести в ячейки электронной таблицы?
Ответ: текст, числа и формулы.
Как по умолчанию выравниваются числа и текст в ячейке?
Ответ: по умолчанию текст выравнивается по левому краю, числа - по правому.
Как ввести формулу в ЭТ?
Ответ: запись формулы начинается со знака =, содержит имена ячеек и знаки арифметических операций, заканчивается нажатием ENTER.
Какое значение будет в ячейке C1 в режиме отображения значений?
Ответ: 12.
Как можно скопировать формулу из ячейки C1 в ячейки диапазона C2:C4.
Ответ: Используя маркер автозаполнения распространить формулу на диапазон С2:С4 или копированием.
Какие формулы будет в ячейках С2, C3 и C4 после копирования в них формулы из ячейки C1? Определите, какие будут значения в этих ячейках.
Ответ: При копировании формулы вниз номера ячеек увеличиваются на 1. Таким образом, в ячейке С2 будет формула =A2+B2, в С3 формула =A3+B3 , в С4 формула =A4+B4. Значения в ячейках С2 – 15, в С3 – 15, в С4 – 18.
Какие формулы будет в ячейках D1 и E1 после копирования в них формулы из ячейки C1?
Ответ: При копировании формулы вправо или влево в формуле меняется имя столбца. Таким образом, в ячейке D1 будет формула =B1+C1, в E1 формула =C1+ D1.
Что означает наличие знака $ в имени ячейки?
Ответ: При всяком перемещении этой формулы имена строк и столбцов, перед которыми указан знак $ меняться не будут.
Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?
Ответ: в С2 будет формула =$A$1+B2, в С3 формула =$A$1+B3, в С4 формула =$A$1+B4.
Какие формулы будут в ячейках С2:С4 при копировании в них формулы из ячейки С1?
Ответ: при копировании формулы в нижние ячейки столбца в формуле меняются номера строк, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке С2 будет формула =$A2+B$1, в С3формула =$A3+B$1, в С формула =$A4+B$1.
Какие формулы будут в ячейках D1:F1 при копировании в них формулы из ячейки С1?
Ответ: при копировании формулы вправо в формуле меняются имена столбцов, перед которыми не стоит знак $. Таким образом, в ячейке D1 будет формула =$A1+C$1, в E1 формула =$A1+D$1, в D1 формула =$A1+E$1.
Какие формулы будут в ячейках D1:D4 при копировании в них формулы из ячейки С1?
Ответ: В ячейке D1: =$A1+C$1, в D2: =$A2+D$1, в D3: =$A3+D$1, в D4: =$A4+D$1.
3. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)
Презентация «Встроенные функции»
Задача. Слайд 2: Известны оценки за контрольную работу по информатике группы из 10 учеников. Определить средний балл группы за эту работу, найти наибольшую и наименьшую оценки.
С учениками обсуждаем вид таблицы, формулы. Решаем, что таблица может иметь следующий вид:
В ячейках B2:B11 записываются фамилии учеников, в ячейки C2:C11 – оценки. В ячейке C12 будет формула =(C1+C2+C3+C4+C5+C6+C7+C8+C9+С10)/10. Какие формулы должны быть в ячейках С13 и С14?
Можно ли упростить формулу в ячейке C12? Для ответа на эти вопросы ученикам нужны новые знания.
4. Объяснение нового материала
Слайд 3: При записи формул в электронных таблицах можно использовать стандартные (встроенные) функции. Встроенные функции – это заранее определенные формулы, которые возвращают результат выполнения действий над исходными значениями (аргументами). Каждая функции имеет уникальное имя, которое используется для ее вызова.
Слайд 4: Для вызова функции надо набрать:
Слайд 5: Диалоговое окно Мастер функций (вызывается при нажатии на fx в строке формул или вкладка Формулы) упрощает создание функций и сводит к минимуму количество ошибок при вводе функций. Встроенные функции подразделяются на группы: математические, статистические, логические, текстовые, финансовые и др. К математическим относятся функции, такие как Sin(), Cos(), Корень() и пр. Особый интерес представляют функции, аргументом которых является диапазон ячеек, а не одна ячейка: СУММ(). СРЗНАЧ(), МАКС(). МИН().
Слайды 6, 7: Часто используемые функции: СУММ, МИН, МАКС, СРЗНАЧ вынесены на ленту (значок Автосумма ∑).
Вернемся к решению задачи.
В ячейке С12 наберем формулу: =СРЗНАЧ (С2:С11) .
В ячейку С13 введём формулу: =МАКС(С2:С11) . Сделаем это следующим образом:
раскроем список рядом со значком Автосумма ∑
выберем функцию МАКС
выберем нужный диапазон C2:C11,
нажмем enter.
В ячейку С14 введём формулу: =МИН (С2:С11) enter, используя Мастер функций.
Д
альнейшее изложение происходит в форме обсуждения. Демонстрируется таблица (слайд 8)
Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке E1?
Ответ: Вычисляет сумму чисел диапазона A1:D1, т.е. A1+B1+C1+D1.
Вопрос: Что вычисляет формула в ячейке A4?
Ответ: Находит максимальное значение диапазона A1:A3.
Вопрос: Как вы думаете, какая формула будет в ячейке Е2 при копировании в нее формулы из ячейки E1?
Ответ: СУММ(A2:D2).
Вопрос: Какая формула будет в ячейке B4 при копировании в нее формулы из ячейки A4.
Ответ: МАКС(B2:B3)
Делаем вывод: формулы, содержащие встроенные функции можно копировать в другие ячейки по правилам копирования формул.
Немного изменим формулу в E1. Демонстрируется таблица (слайд 9)
Вопрос: Какие значения будут в ячейках диапазонов E2:E3, если в них скопировать формулу из ячейки C1.
Ответ: В ячейке E2 формула СУММ($A$1: D2) ; в ячейке E3 формула СУММ($A$1: D3);
Задание 1 (слайд 10). В таблицу собраны данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного озера и среднюю высоту озер над уровнем моря. Исходная таблица и результат:
Для определения минимальной глубины выделим ячейку B8 и поместим в нее формулу МИН(C2:C7), для нахождения максимальной площади выделим ячейку B9 и введем в нее формулу МАКС(B2:B7), для вычисления средней высоты в B10 запишем формулу СРЗНАЧ(D2:D7). При записи формул ученики должны внимательно следить, чтобы в аргументах были правильно указаны диапазоны, при необходимости скорректировать его любым способом (выделив мышкой правильный диапазон или исправив формулу).
З
адание 2 (слайд11). Дана таблица оценок 10 учеников по русскому языку, литературе, математике, информатике, физике, химии и иностранному языку. Вычислить средний балл каждого ученика, а также средний максимальный и минимальный балл по каждому предмету.
Исходной информацией в данной задаче являются фамилии учеников и оценки. Создаем таблицу вида:
Для вычисления среднего балла каждого ученика в ячейку J2 заносим формулу =СРЗНАЧ(C2:I2).
Копируем (или распространяем, используя маркер автозаполнения) эту формулу в нижние ячейки С3:С10.
Выберем для ячеекC2:C11 формат числовой с одним десятичным знаком.
Для определения средних оценок по предмету в ячейку C12 вводим формулу СРЗНАЧ(С2:С11), диапазон
C2:C11 выбирается правильно автоматически. Копируем формулу вправо в ячейки D12:J12.
Для определения минимальной оценки по предмету в ячейку C13 вводим формулу =МИН(C2:C11). Проверить, правильность выбора диапазона.
Для определения максимальной оценки проделаем аналогичные действия, выбрав функцию МАКС.
В результате получаем таблицу:
5. Закрепление полученных знаний
Ученики самостоятельно выполняют задания за компьютером, при необходимости обращаются за разъяснениями к учителю (слайд12).
Задание 1. Футбольная секция закупила 30 пар кроссовок по 1600 руб.; 20 мячей по 700 руб., 4 сетки для ворот по 2900 руб. Определите суммарную стоимость покупки.
Задание 2. Перед началом учебного года веселые человечки покупали в магазине тетради. Незнайка купил 10 тетрадей, Торопыжка 15, Знайка 25, Дюймовочка 12, Пончик -17. Цена одной тетради S руб. Сколько денег заплатил каждый из них за тетради? Сколько тетрадей всего купили веселые человечки и сколько всего денег заплатили за все тетради? Решить задачу для S=20.
Задание 3. В городской игре КВН участвуют 5 команд выступления которых оценивают 6 судей. Найти максимальную, минимальную и итоговую оценку (средний балл) для каждой команды, а также отдельно вывести оценку победителя игры (определяется как максимальная из средних оценок каждой команды).
6. Проверка работы учащихся
Демонстрируются заранее подготовленные файлы с результатами решения.
7. Подведение итогов урока
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
8. Домашнее задание
Задача 1. Ежедневно в течение четырёх недель измерялась температура воздуха в 6 часов утра. Определить среднюю температуру по каждой неделе, самую теплую и самую холодную недели.
Задача 2. Вы готовитесь к проведению международных соревнований по одному из видов спорта. Правила в данном виде спорта таковы:
выступление каждого спортсмена оценивают N судей;
максимальная и минимальная (по одной, если их несколько) оценка каждого спортсмена отбрасываются;
в зачет спортсмену идет среднее арифметическое оставшихся оценок.
Составьте турнирную таблицу для случая, когда в соревнованиях участвуют 7 спортсменов, а оценивают их 6 судей. Предусмотрите вывод максимального балла, набранного победителем.