СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Введение в мастер-класс «Слушаем, играем и развиваемся»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Введение в мастер-класс «Слушаем, играем и развиваемся»»

Предисловие к мастер-классу

«Слушаем, играем и развиваемся»

"Слушание музыки с удовольстивием

Дошкольный возраст важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия музыки, тем более успешным становится его развитие. Обогащение сознания с помощью музыки не пройдет бесследно для его духовного становления.

В реальной жизни зачастую дети не получают возможности приобщаться к эталонам музыкальной культуры. Слушая музыку низкого художественного уровня и ощущая положительное к ним отношение взрослого, ребенок дезориентируется в представлениях о красоте музыки.

Необходимо окружать детей с раннего возраста лучшим, что у нас есть. В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить подлинный антиквариат от подделки. Если чистый, как лист мозг ребенка будет воспринимать истинную музыку, то потом он не станет воспринимать подделку, когда ребенок станет взрослым, и дурное влияние не сможет повлиять на его вкусы.

"Какие наиболее понятные средства и интересные приемы помогут увлечь ребенка, раскрепостить его, дать возможность творить".

Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью. Успех начального музыкального воспитания ребенка связан с развитием умения сопереживать общение с музыкой, как радость, а не как необходимость выполнять условия: «Сиди смирно, когда звучит музыка», «Танцуй, как я тебе покажу». Поэтому нужно помочь ребенку найти свои доступные формы общения с музыкой. Поэтому здесь только один выход: удовольствие и интерес.

Что касается репертуара, я стараюсь подбирать произведения, которые образны, лаконичны, доступны ребенку и интересны.

Помимо «детской музыки» очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен - Вивальди, Баха, Моцарта, Бетховена.

Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. 

На танцевальную музыку многие дети реагируют непроизвольными движениями. Эту особенность восприятия я использую в методике работы, давая ребятам возможность передать характер музыки в двигательных импровизациях: «волшебные персонажи», «необычные животные», «сказочные цветы».

Используется самая разнообразная танцевальная музыка: балетная музыка П.И.Чайковского, вальсы Ф. Шопена, Г.Свиридова.

Ритмичную маршевую музыку дети воспринимают легко. Ребята могут передавать характер разных маршей, оттенки настроения музыки в ходьбе. Песенностью, часто в сочетании с танцевальностью наполнена музыка Мендельсона, Шуберта, Шопена и многих других композиторов.

Также важна продолжительность звучания произведения, т.к. внимание ребенка непродолжительно, неустойчиво, не дожидаться утомления, закончить звучание до этого.

Обычно я выбираю небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма.

Главное - не наскучить, идти от желаний ребенка. Важно дать детям почувствовать настроения, переживания, переданные в музыке, их смену, взаимодействие, характерностью ритма. (мажор-минор, темное - светлое, плавное - пульсирующее, высокое - низкое, все что составляет гармонию). 

Позже заостряется внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы. Когда музыкальное произведение знакомо, дети слушают его без комментариев взрослого, уместно лишь иногда делать краткие замечания по поводу смены характера музыки.

Для детей крайне важно проявление отношения к звучащей музыке взрослого. При активно положительном отношении взрослого к музыке, его сотворчестве с ребенком (движения, рисование, негромкие пояснения характера музыки, выражение глаз, мимика и др.) повышают заинтересованность в слушании музыки у ребенка.

Хорошо использовать для обогащения музыкальных впечатлений ребенка знакомую музыку в непринужденной обстановке, во время свободной деятельности в группе или дома, во время игр. Ребенок имеет возможность лишь эпизодически активно ее слушать, «включаться», когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения.

Музыка, помимо того, что она обогащает эмоциональную сферу ребенка, выполняет и ряд других задач. Не могу не сказать о терапевтическом эффекте музыки. От угнетения, меланхолии можно освободиться при прослушивании произведений Л.Бетховена («К радости»), раздражение можно снять музыкой И.С.Баха, при нервном истощении можно использовать музыку Э. Грига («Утро»), некоторые концерты А.Вивальди. К произведениям, улучшающим внимание, помогающие сосредоточиться, относятся «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Грезы» Р.Шумана.

Образность должна пронизывать все стороны эмоционально-познавательных процессов: художественная выразительность, вариативность зрительных образов произведений искусства, богатство ассоциаций, яркость - все это помогает сделать воспринимаемое выпуклее и богаче, что обогащает личный опыт ребенка, является базой для создания ребенком новых образов и эмоционального обогащения, духовного роста и развития творческого начала ребенка.

Необходимо поддерживать веру ребенка в свои творческие возможности, сохранить в нем живую детскую непосредственность, индивидуальный язык самовыражения.

Удачи вам, дорогие родители и коллеги в совместном творческом общении с нашими детьми!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!