Тема урока: Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок закрепление изученннгого материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
закрепить понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота;
показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку.
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.
Структура урока:
Мобилизующий этап. Организационный момент
Этап формулирования темы урока и целей урока.
Актуализация ранее изученного материала по теме.
Проверка домашнего задания и взаимопроверка.
Закрепление материала.
Итоги урока, рефлексия.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
Устный и письменный.
Фронтальный, индивидуальный, групповой
Итоговый самоконтроль по теме.
Ход урока
I. Орг. момент.
(Учащиеся высказывают мысли о том, что ожидает их на уроке. Что будут изучать, какие виды работ будут выполнять).
II. Этап формулирования темы урока и целей урока.
Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые «боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
Осмыслить
Усвоить
Научиться
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
– И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на начало урока. (выбрать смайлик).
III. Актуализация ранее изученного материала
1.Фронтальный опрос: ( проводят учащиеся, которые получали индивидуальное задание на дом )
– Что такое причастие?
- Назовите признаки прилагательного у причастия?
– Чем отличается причастие от прилагательного?
– Каковы признаки глагола у причастия?
– Чем отличается причастие от глагола?
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях?
– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число, падеж, полная и краткая форма, определение)
– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие можно заменить сочетанием : глагол + слово который).
– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как в окончаниях прилагательных).
– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что все готовы к уроку, молодцы!
– Откройте тетради и запишите число.
– Итак, вы готовы к работе? Приступаем!
IV. Проверка домашнего задания.
– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна, к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы
Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).
Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)
V. Закрепление материала.
1. Работа с текстом
– Прочитайте предложенный текст.
Родина – это все… Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим (К.Г.Паустовский).
Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.
– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его можно отнести? (рассуждение, публицистический)
– Как называют человека, любящего свою родину?
2. Работа со словарем иностранных слов.
Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.
Человек, горячо любящий родину.
Человек, преданный какому – либо делу.
Подберем однокоренные слова к этому слову.
Патриотизм
Патриотический
– Ребята, а вы можете назвать себя париотами?
3. Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо любящий родину. (ученик у доски)
4. Задание по тексту. (работа в парах)
– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам, создающим неслыханные богатства.)
– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.
5. Групповая дифференцированная работа. (Класс делится на группы по способу мышления и уровню обученности) упр.73
1 группа
Редактирование предложений с грамматическими ошибками, допущенными при употреблении причастного оборота.(см. учебник, упр. №75 «Росшие незабудки…»-первые два предложения)
2 группа
Составить из данных слов предложения с причастными оборотами, записать их, правильно расставляя знаки препинания. Во втором предложении поменяйте местами определяемое слово и причастный оборот. Сделайте вывод.
Контроль выполнения.
2 группа делает вывод о постановке знаков препинания в предложениях с причастным оборотом.
1 группа делает вывод о месте определяемого слова по отношению к причастному обороту и способах устранения грамматических ошибок.
6.Тест. Найдите словосочетания «прич. + сущ.»
I
Служащие Родине
Растаявшие льдины
Построенные рабочими
С обрадованными ребятишками
Разбросанные ребёнком
II
Рассказанного стариком
Скошенные косой
Исследованной местностью
Прочитавшего книгу
Светящиеся окна
III
Разведанная геологами
Освещённая луной
Обнаруженного противника
Расчищенная школьниками
В написанных словах
Проверка (слайд № 3) I – 2,4; II – 3,5; III – 3,5;
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Какие открытия были совершены?
– Определим, какие цели урока уже реализованы.
Ученики:
Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного оборота);
Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок причастного оборота).
Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.)
VII. Домашнее задание
Домашнее задание дается на выбор ученика.
Обязательное задание: П.12.
На выбор:
1) Тот, кто записал букву «А» – упр. 74 или сочинение-миниатюра «Моя малая родина» с использованием причастных оборотов.
2) «Б» – выписать из произведений художественной литературы выписать предложения с причастными оборотами, графически выделяя их (5-6 предложений)
3) «В» – упр.69
4) Объяснить значение слов с помощью причастных оборотов: (археолог, спелеолог, палеонтолог, ихтиолог, кинолог)-индивидуально 1 учащийся.
Выставление отметок за урок.