СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпиливание лобзиком

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выпиливание лобзиком»

Министерство образования и науки РФ  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Центр образования №49   Технологическая карта урока технологии   Выпиливание лобзиком Глава: Технология обработки древесины и искусственных древесных материалов Разработал преподаватель технологии Хамдамова Дилором Ашурбоевна

Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования №49

Технологическая карта урока технологии

Выпиливание лобзиком

Глава: Технология обработки древесины и искусственных древесных материалов

Разработал преподаватель технологии

Хамдамова Дилором Ашурбоевна

Предмет: Технология Учитель:  Хамдамова Дилором Ашурбоевна Класс: 5 Базовый учебник: Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л., Кудакова Е.Н. 5 класс». Тема урока: «Выпиливание лобзиком». Цель урока: создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии выпиливания ручным лобзиком и формирования первичных навыков

Предмет: Технология

Учитель: Хамдамова Дилором Ашурбоевна

Класс: 5

Базовый учебник: Глозман Е.С., Кожина О.А., Хотунцев Ю.Л., Кудакова Е.Н. 5 класс».

Тема урока: «Выпиливание лобзиком».

Цель урока: создание условий для приобретения учащимися знаний о технологии выпиливания ручным лобзиком и формирования первичных навыков

Задачи занятия: 1. Предметные  – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика; 2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 3. Познавательные  – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком); 4. Коммуникативные  – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе; 5. Личностные  – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов. Тип урока: комбинированный Оборудование: образцы изделий, контурные рисунки плоских изделий, шаблоны «машина», заготовки из фанеры, оборудование учебной мастерской – инструменты и приспособления.  

Задачи занятия:

1. Предметные – формирование у учащихся умения пропильной резьбы при помощи ручного лобзика;

2. Регулятивные - определение последовательности промежуточных задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Познавательные – выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи (выпиливание лобзиком);

4. Коммуникативные – умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;

5. Личностные – формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: образцы изделий, контурные рисунки плоских изделий, шаблоны «машина», заготовки из фанеры, оборудование учебной мастерской – инструменты и приспособления.

 

План занятия: 1. Организационный момент 2. Повторение пройдённого материала 3. Изложение нового материала 4. Рефлексивно-оценочный этап 5. Уборка рабочих мест 6. Итог работы

План занятия:

  • 1. Организационный момент
  • 2. Повторение пройдённого материала
  • 3. Изложение нового материала
  • 4. Рефлексивно-оценочный этап
  • 5. Уборка рабочих мест
  • 6. Итог работы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Этап урока Деятельность учителя 1. Орг. момент - приветствует учащихся; Деятельность учащихся - организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал; Формирование УУД Приветствуют учителя. - проверяет готовность учащихся к уроку. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Этап урока

Деятельность учителя

1. Орг. момент

- приветствует учащихся;

Деятельность учащихся

- организует проверку явки учащихся и заполняет классный журнал;

Формирование УУД

Приветствуют учителя.

- проверяет готовность учащихся к уроку.

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Этап урока

2. Повторение пройденного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Беседует с учащимися по предыдущей теме урока:

Активно наблюдают, рассматривают образцы, вдвигают гипотезы, слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, в случае необходимости дополняют ответы товарищей.

1. Демонстрирует две заготовки и предлагает определить, какая из них требует шлифовки, объяснить почему.

Формирование УУД

2. Предлагает ответить на вопросы:

В беседе с учителем:

Познавательные: умение анализировать, строить речевые высказывания, умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов.

- с помощью каких инструментов и приспособлений проводится шлифование поверхности

1. Определяют заготовку, требующую шлифовки, раскрывают, в чем её отличие от шлифованной заготовки и для чего необходима эта операция (для придания поверхности декоративных качеств).

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками.

- влияет ли величина зерна на качество шлифовки

- почему поверхность изделия зачищают шлифовальной шкуркой вдоль, а не поперек волокон

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА Этап урока  Деятельность учителя  Деятельность учащихся  Формирование УУД 2. Отвечают на поставленные вопросы:  с помощью шлифовальной шкурки  величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая. - поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от шлифовальной шкурки.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

2. Отвечают на поставленные вопросы:

  • с помощью шлифовальной шкурки
  • величина зерна напрямую влияет на качество шлифования, для грубой шлифовки применяется крупнозернистая шкурка, а для окончательной отделки – мелкозернистая.

- поверхность шлифуют вдоль волокон, чтобы на детали не осталось следов от шлифовальной шкурки.

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этап урока

Деятельность учителя

3. Изложение нового материала

Деятельность учащихся

Подвожу учащихся к определению темы урока:

Формирование УУД

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы – в результате самостоятельно приходят к определению темы урока, целей и задач.

1. Демонстрирую учащимся изделия выполненные лобзиком.

Регулятивные:

При показе изделий сложной формы и ответе на вопросы учителя – отвечают: изготовить с помощью столярной ножовки такие изделия скорее всего нельзя, необходим инструмент с очень тонким полотном, которое при пилении можно легко изгибать повторяя контуры объекта.

2. напоминаю ученикам о том, что при помощи столярной ножовки можно выполнить только прямолинейное пиление древесины

3. Показываю несколько изделий сложной формы и спрашиваю учеников – можно ли изготовить такие изделия с помощью столярной ножовки.

умение определять цель занятия, составлять план и последовательность действий.

4. Предлагаю ответить на вопрос – какими свойствами должен обладать инструмент, которым можно выполнить криволинейное пиление и что это может быть за инструмент.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

- совместно с учениками определяю цель и задачи урока:

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Спрашиваю учеников: где они могут встретить изделия выполненные лобзиком Формирование УУД 2. какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом. Предполагают что возможно это ручной лобзик. Ученики вспоминают, где они могли встретить изделия, выполненные ручным лобзиком.  Объясняю (с элементами беседы) и демонстрирую учебный материал: Познавательные : умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные : умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками - показываю инструмент (лобзик) и прошу определить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали. Наглядно показываю составные части, прошу зарисовать инструмент в рабочие тетради и подписать основные части. При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо изучить устройство, технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Спрашиваю учеников: где они могут встретить изделия выполненные лобзиком

Формирование УУД

2. какие знания необходимо получить для того чтобы овладеть инструментом.

Предполагают что возможно это ручной лобзик.

Ученики вспоминают, где они могли встретить изделия, выполненные ручным лобзиком.

Объясняю (с элементами беседы) и демонстрирую учебный материал:

Познавательные : умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные : умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками

- показываю инструмент (лобзик) и прошу определить: из каких частей он состоит и каково, по их мнению, назначение каждой конкретной детали. Наглядно показываю составные части, прошу зарисовать инструмент в рабочие тетради и подписать основные части.

При ответе на вопрос о знаниях предполагают, что необходимо изучить устройство, технологию и правила безопасной работы (тем самым определяя план урока).

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся создаю проблемную ситуацию: «при пилении лопнуло полотно лобзика – каким способом можно произвести его замену». Выслушиваю гипотезы и совместно с учащимися определяю возможные приемы замены полотна с наглядными примерами. Показываю эксцентриковый зажим.  Формирование УУД - актуализирую знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия – шаблон). Предлагаю ответить на вопрос – каким способом можно перенести выбранное изображение на заготовку, не используя шаблон (копировальная бумага). Изучают устройство лобзика, пытаются определить из каких частей он состоит (рамка, рукоятка, зажимной винт, полотно). Зарисовывают инструмент в рабочие тетради.  При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах замены полотна (согнуть, зажать в зажиме, использовать специальные механизмы).

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • создаю проблемную ситуацию: «при пилении лопнуло полотно лобзика – каким способом можно произвести его замену». Выслушиваю гипотезы и совместно с учащимися определяю возможные приемы замены полотна с наглядными примерами. Показываю эксцентриковый зажим.

Формирование УУД

- актуализирую знания, полученные при изучении темы – разметка (определение понятия – шаблон). Предлагаю ответить на вопрос – каким способом можно перенести выбранное изображение на заготовку, не используя шаблон (копировальная бумага).

Изучают устройство лобзика, пытаются определить из каких частей он состоит (рамка, рукоятка, зажимной винт, полотно). Зарисовывают инструмент в рабочие тетради.

При решении проблемной ситуации выдвигают гипотезы о способах замены полотна (согнуть, зажать в зажиме, использовать специальные механизмы).

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Организую работу учащихся с учебником: Формирование УУД - предлагаю в тексте учебника найти описание приемов работы ручным лобзиком и приспособлениями для выпиливания. Совместно выбирают наиболее рациональные методы. - Демонстрирую учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями. Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение шаблона. И выдвигают дополнительные гипотезы о способах нанесения сложных объектов на заготовку. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организую работу учащихся с учебником:

Формирование УУД

- предлагаю в тексте учебника найти описание приемов работы ручным лобзиком и приспособлениями для выпиливания.

Совместно выбирают наиболее рациональные методы.

- Демонстрирую учащимся технологию выпиливания приемы работы с инструментом и приспособлениями.

Вспоминают информацию по теме «разметка», дают определение шаблона. И выдвигают дополнительные гипотезы о способах нанесения сложных объектов на заготовку.

Работают с учебником, находят информацию о приемах работы ручным инструментом, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.

ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

Этап урока

Деятельность учителя

4. Вводный инструктаж

Деятельность учащихся

- Знакомлю учащихся с заданием (объект труда – пропильная фигура «лепесток цветка») и технологией его изготовления;

Изучают объект труда, заполняют технологические карты на его изготовление. Организуют подготовку рабочего места к проведению практической работы.

Формирование УУД

- предлагаю учащимся самостоятельно заполнить технологическую карту изготовления объекта труда;

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий;

Осуществляют пробное пиление, анализируют полученный результат, выявляют ошибки.

- организую выполнение учащимися пробных действий по изучаемым приемам работы, выясняю, степень усвоения учебного материала. Прошу проанализировать свои действия, найти ошибки и способы их устранения;

- провожу инструктаж по технике безопасности;

Внимательно слушают учителя при проведении инструктажа по технике безопасности .

Познавательные: выбирают наиболее оптимальные средства и способы решения задачи.

- напоминаю о методах контроля, необходимости самоконтроля, а также взаимоконтроля.

Коммуникативные : обсуждают правильность выполнения приемов работы с товарищами .

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ

Этап урока

Деятельность учителя

5. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж

Деятельность учащихся

Проверка готовности учащихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений);

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.

Формирование УУД

- проводит целевые обходы:

Личностные: формирование бережливости при выполнении трудовых приемов.

1й обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения учащимися техники безопасности

2й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и технологической последовательности

Регулятивные: вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

3й обход – проверка правильности выдерживания размеров и ведения учащимися контроля.

Познавательные: выявляют и осознают особенности выполняемых трудовых операций.

Коммуникативные: строят рабочие отношения, работая в коллективе.

РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Этап урока

Деятельность учителя

6. Рефлексивно-оценочный этап

Деятельность учащихся

предлагаю провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать её.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

Формирование УУД

- организую деятельность учащихся по анализу характерных ошибок, их причин (показываю ряд работ – не называя авторов, и прошу учащихся их сравнить, определить соответствии образцу, выявить ошибки, выявить лучшую работу);

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку.

  • оцениваю совместно с учащимися результаты их работы на уроке, выставляю оценки.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоёмкости процесса.

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов.

РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся провожу рефлексию, предлагаю ответить на вопросы: Формирование УУД 1.Как называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит? Отвечают на поставленные вопросы: 2. Какими способами можно нанести изображение на заготовку? 1.Лобзик, он состоит из рамки, ручки, зажимных гаек, пилки. 3. Как можно избежать поломки полотна лобзика при пилении? 2. обведя шаблон или с помощью копировальной бумаги; 3. не допускать перегрева полотна, пилить плавно, не допуская резких движений и рывков.

РЕФЛЕКСИВНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  • провожу рефлексию, предлагаю ответить на вопросы:

Формирование УУД

1.Как называется инструмент для выпиливания из фанеры, из каких основных частей он состоит?

Отвечают на поставленные вопросы:

2. Какими способами можно нанести изображение на заготовку?

1.Лобзик, он состоит из рамки, ручки, зажимных гаек, пилки.

3. Как можно избежать поломки полотна лобзика при пилении?

2. обведя шаблон или с помощью копировальной бумаги;

3. не допускать перегрева полотна, пилить плавно, не допуская резких движений и рывков.

УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ Этап урока Деятельность учителя 7. Уборка рабочих мест - организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными Деятельность учащихся Формирование УУД Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской Регулятивные : оценивают качество уборки рабочих мест. Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.

УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ

Этап урока

Деятельность учителя

7. Уборка рабочих мест

- организует уборку рабочих мест всеми учащимися и дежурными

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской

Регулятивные : оценивают качество уборки рабочих мест.

Личностные: выполняют нормы и требования школьной жизни и обязанности ученика.

Итог работы

  • Работа с ручным лобзиком - это увлекательное и полезное занятие, которое помогает развивать навыки и творческий потенциал. В процессе использования лобзика в технологии для 5 класса дети могут усвоить важные уроки:
  • 1. Точность и аккуратность: Работая с лобзиком, ученики учатся быть внимательными к деталям и соблюдать точность при выполнении заданий. Это полезное качество, которое может применяться во многих сферах жизни.
  • 2. Креативность и дизайн: Лобзик позволяет создавать разнообразные формы и узоры. Это стимулирует развитие творческого мышления и дизайнерских способностей.
  • 3. Работа с материалами: Ученики учатся выбирать правильные материалы для своих проектов и осваивают разные техники обработки дерева и других материалов.
  • 4. Терпимость к неудачам: В процессе работы с лобзиком, могут возникать ошибки. Это отличная возможность учиться из своих ошибок и развивать терпимость к неудачам.
  • 5. Безопасность: При использовании ручных инструментов, включая лобзик, безопасность имеет первостепенное значение. Ученики учатся соблюдать правила безопасности и бережно относиться к инструментам.
  • Таким образом, работа с ручным лобзиком в технологии для 5 класса способствует развитию навыков, которые пригодятся детям не только в уроках технологии, но и в повседневной жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!