СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено выступление на тему "Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО".

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"»

«Формирование самооценки в условиях реализации ФГОС»

(семинар учителей начальных классов)

Очень часто можно наблюдать на уроке такую картину: в течение всего урока учитель и ученики действуют как равноправные партнёры: ставят совместно цели, рассуждают, каждый высказывает своё мнение и аргументирует его. Но вот звенит звонок, и звучит закономерный вопрос: «А что я сегодня получил за урок?» За что ребёнок получил отметку? Справедлива ли она? Согласен ли с ней ученик?

Да и как оценивать действия детей, связанные с поиском нового: сам факт активности, поднятую руку или качество высказывания ребёнка, его близость к конечной истине? Как донести учебный материал до каждого ученика? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы приходится решать каждый раз при подготовке урока.

Изучение педагогической литературы позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы навыки самооценки - то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам самооценки становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы методического семинара «Формирование самооценки в условиях реализации ФГОС».

(Цель семинара: определить условия формирования навыка самооценки и самоконтроля на уроках в начальной школе.)

Каждый учитель работает над повышением мотивации обучения учащихся, качеством образования, его результативностью, а адекватная самооценка ученика помогает решить эти задачи достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Формирование самооценки я начинаю с первого класса.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность.

В своей профессиональной деятельности я выстраиваю систему оценивания таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, состоящую из трёх основных направлений. КОД

самоконтроль и самооценка

контрольно-оценочная деятельность учителя

взаимоконтроль и взаимооценка




Если ученики участвуют в контрольно-оценочной деятельности, то они приобретают навыки и привычку к самооценке.

Самооценка – оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей своей деятельности, т.е. происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, её качество, выставляется отметка. «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний».

Самооценка имеет следующие функции:

1. Обучающая – оценивая работу, производя сравнение с эталоном, ещё раз повторяет тему.

2. Стимулирующая – побуждает ученика охотно совершенствовать самооценку знаний и умений.

3. Мотивационная – приучает к систематической работе, продуктивному труду, выработке волевых усилий.

4. Воспитывающая (развивающая) – позволяет избавиться от излишней самоуверенности, учит видеть и понимать свои трудности и недостатки.

5. Аналитическая – выявление пробелов, трудностей в изученном материале

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно и адекватно оценивать свой труд, в чём состоит залог успешности ученика.

Для того, чтобы сформировать самооценку на уроке необходимо:

1) ознакомить учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности;

2) в процессе урока учащиеся оценивают свою работу в соответствии с критериями;

3) самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя;

4) в конце урока учитель даёт позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащихся.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются такие приёмы формирования самооценки, как:

1. Комментирование выполненного задания вслух (индивидуально или по цепочке)

2. Взаимоконтроль (пары и группы)

3. Сопоставление своих действий и результата с образцом, эталоном..

4. Сигнальные карточки (красная: материал не понят, жёлтая: остались непонятные вопросы, зелёная: всё понятно)

5. Поэтапное оценивание (урок разделён на этапы, за каждый этап ученик получает отметку)

6 . «Волшебные линеечки» (позволяют любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

7. Словесное оценивание («Умница!», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо»…)

8. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Фронтальная самооценка:

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Индивидуальная самооценка:

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

Оценка – гибкий инструмент, который использую для управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делаю на самоконтроль и самооценку учащегося. Самооценка нужна не сама по себе, она является средством принятия решения: «Мне надо тренироваться» или «Я это умею достаточно хорошо, можно больше не упражняться».

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
- оценивание является постоянным процессом и может быть только критериальным;

-оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

Используя данную систему оценивания, каждый ученик в конце урока в зависимости от результата своей деятельности может сам выставить себе адекватную, реальную отметку. А самое главное он будет знать, за что она поставлена, какие ошибки он допустил, на что ему нужно обратить внимание, какую теорию повторить.

Использование перечисленных приёмов и методов даёт положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:

(1. Снижается уровень тревожности, повышается мотивация к обучению.

2. Развивается самостоятельность мышления и способность работать в парах и группах.

3. Возрастает глубина понимания учебного материала (всегда дорого то, что добыто своим трудом)

4. Ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, коммуникабельность.)

Подчеркивая, таким образом, актуальность и значимость моей темы работы, подведу некоторые итоги: благодаря формированию самооценки, учащийся не чувствует себя ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля привлекаю родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях провожу беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании самооценки впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Работа по формированию самооценки продолжается и во внеурочной деятельности. Это могут быть любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок, -которые могут сопровождаться листом «Самооценка творческого дела»:

(1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить как … )

Развитию таких личностных качеств учащихся, как уравновешенность, самоконтроль, адекватная самооценка, помогает моим ребятам онлайн-платформа УЧИ.РУ. Использование электронных ресурсов не только повышает познавательную активность, но и способствует формированию навыков самооценки.

Ребёнок с адекватной самооценкой сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе, а в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни.

Целенаправленная работа по формированию самооценки младших школьников позволяет мне показать динамику развития УУД в моём классе.

Таким образом, обучение с формированием самооценки оказывает положительное влияние на личностное развитие учащихся, как основы для становления умения учиться в основной школе.


Использованная литература:

Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

Цукерман Галина.Анатольевна. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. - М.: Знание, 1980.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, 1996.

Интернет-ресурсы. Сайт «»Перспектива», «волшебные линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивал свою работу. Ученикам предлагаются две линеечки, на которых оценивается красота, правильность, быстрота.


Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов.

Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, проявление силы характера,

это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

УУД делятся на четыре основные группы:
1. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

2. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
4. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!