цель: Оценка информационно-образовательной среды в организации для повышения качества образовательной деятельности.
Задачи:
1. Содержание информационной компетентности педагога.
2. Представление опыта применения информационных технологий.
3. Обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.
Реализация ФГОС предъявляет требования к применению информационных ресурсов. Так информационно-методическим условием реализации основной образовательной программы общего образования являются современная информационно-образовательная среда, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Просмотр содержимого документа
«Выступление к педсовету по теме: Использование ИТ как ресурса повышения качества образования.»
Выступление к педсовету по теме:
Использование ИТ как ресурса повышения качества образования.
цель: Оценка информационно-образовательной среды в организации для повышения качества образовательной деятельности.
Задачи:
1. Содержание информационной компетентности педагога.
2. Представление опыта применения информационных технологий.
3. Обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.
Реализация ФГОС предъявляет требования к применению информационных ресурсов. Так информационно-методическим условием реализации основной образовательной программы общего образования являются современная информационно-образовательная среда, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
планирование образовательной деятельности и её ресурсного обеспечения;
мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
мониторинг здоровья обучающихся;
современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников организации, осуществляющей образовательную деятельность в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Что такое "ИКТ-компетентность" и зачем она нужна педагогу?.
ИКТ- компетентность это знание о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей. ИКТ-компетентность — это уже эффективное применение и использование информационных инструментов в педагогической деятельности.
Однако, есть и другие трактовки данного термина:
В.Ф. Бурмакина: «ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности»
А.А. Елизаров: «ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций»№
О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева «ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий»;
Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов: «ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности"».
Профессиональный стандарт указывает на следующее содержание данной компетентности:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность (это общие направления использования информационных технологий в процессах обучения и воспитания);
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающие особенности учебных предметов (физики, математики, биологии, литературы, иностранного языка, истории и др.).
что такое "ИКТ-компетентность" и зачем она нужна педагогу?
Рассмотрим содержание компетентности более подробно:
Общепользовательский компонент
Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
Клавиатурный ввод.
Аудио-видео-текстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
Навыки поиска в Интернете и базах данных.
Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.
Общепедагогический компонент
Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:
Планирования и объективного анализа образовательного процесса.
Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).
Организации образовательного процесса:
выдача заданий учащимся,
проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев,
составление и аннотирование портфолио учащихся и собственного,
дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором
организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования
ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве,
следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата),
используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.
Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.
Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и других диаграмм, видео монтажа.
Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.
Учет общественного информационного пространства, в частности, молодежного.
Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.
Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.
Предметно-педагогический компонент
После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.
Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
Получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).
Обработка числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).
Использование цифровых определителей, их дополнение (биология).
Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
Литературные тексты и экранизации, o исторические документы, включая исторические карты .
Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).
Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).
Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).
Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).
Поддержка учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся.
Сегодня вместо ИКТ-компактности все больше говорят о цифровой грамотности педагогических работников.
Так цифровая грамотность – это набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета
Основные аспекты цифровой грамотности это:
цифровое потребление (активное использование мобильного и стационарного интернета, интернет-СМИ, социальных сетей, госуслуг, телемедицины и облачных технологий).
цифровые компетенции (навыки и умения поиска информации, использования цифровых устройств, функционала социальных сетей, проведение финансовых операций и интернет-покупок и производство мультимедийного контента.
цифровая безопасность (обеспечение собственной защиты персональных данных, использование надежных паролей, легального контента и хранения информации.
Результаты анкетирования по теме «Икт – компетентность педагога» педагогических работников МБУ В анкетировании приняло участие 39 педагогов (67%)