«Изменения в организационном и содержательном компоненте урока технологии в 1 классе для реализации задач технологического образования»
СЛАЙД 1
Перемены в российской системе образования за последние десятилетия привели к изменению содержания и организации обучения многих учебных предметов, но практически не затронули содержание предметной области «Технология».
СЛАЙД 2
С 1993 года в учебном плане образовательных организаций предмет «Трудовое обучение» был заменён на предмет «Технология». Смена определения предмета как «Технология» вместо «Трудовое обучение» отражена в целях обучения:
СЛАЙД 3
-Цель «Трудового обучения» - трудовое воспитание, формирование будущего рабочего класса на основе соединения обучения с производительным трудом;
-Цель обучения «Технологии» –подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с их созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.
СЛАЙД 4
Но, при этом, действующее содержание курса технологии в общем образовании по тематике почти полностью повторяет курс трудового обучения. Ориентация содержания технологической подготовки на традиционные материалы и технологии их обработки позволяют формировать навыки самообслуживания и общей культуры труда,
СЛАЙД 5
но уже не соответствуют ни требованиям современного постиндустриального общества и соответствующего ему мира техники и технологий, ни запросам потребителей.
Поэтому активное обсуждение направлений развития технологического образования школьников, приведшее к утверждению в декабре 2018 г. новой Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях, направлено на приведение содержания учебного материала в соответствие с требованиями постиндустриального, технологического общества, учет запросов разных целевых групп потребителей результатов технологической подготовки школьников, перспективой применения современных технологий и методов, способов и форм организации обучения на уроках технологии и во внеурочной деятельности, использования возможностей дополнительного образования естественнонаучной и технико-технологической направленности.
СЛАЙД 6
Цель технологического образования в соответствии с новой Концепцией преподавания предметной области «Технология» - создание условий для формирования технологической грамотности, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Модернизация содержания, методик и технологий преподавания предметной области «Технология» является приоритетной задачей реализации целей технологического образования.
СЛАЙД 7
Эта реализация достигается через создание системы преемственного технологического образования на всех уровнях общего образования. Поэтому в настоящее время Министерство Просвещения рассматривает проект обновления ФГОС в части требований к результатам освоения основной образовательной программы, включая предметную область «Технология». Утверждение проекта должно привести к комплексной работе по обновлению содержания технологического образования.
СЛАЙД 8
Изменение содержания, в соответствии с проектом, предполагает включение новых модулей, начиная с начальной школы. Содержание существующего технологического образования в начальной школе включает как традиционные ручные операции с различными материалами, моделирование и конструирование с помощью конструкторов, а также работа с компьютером и проектная деятельность учащихся. В соответствии с проектом обновления содержания будут добавлены модули «Робототехника» и «Информационно-коммуникационные технологии».
СЛАЙД 9
В соответствии с утвержденным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ начального образования, на протяжении последних трех лет я работаю по программе Лутцевой Е.А., содержание которой максимально соответствует целям технологического образования (без учета обновления):
СЛАЙД 10
логика изучения предмета направлена на приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений, и проектной деятельности. Содержание программы формирует у обучающихся навыки последовательной технологической деятельности по использованию и преобразованию природных сил и явлений, поэтому к концу курса начальной школы у обучающихся формируется четкое представление о возникновении технологий и последовательности технологических операций при создании изделия; уделяется внимание работе на компьютере как источнике получения и преобразования информации; а также закладываются основы проектной деятельности.
СЛАЙД 11
При трудовом обучении первичными являются такие задачи технологического образования, как развитие мелкой моторики и трудовых навыков овладения приемами ручной обработки материалов. При изучении технологии эти задачи не утрачивают свою актуальность, но на первое место выходит приобретение опыта практической преобразовательной деятельности при решении учебно-познавательных и конструкторских задач, в том числе с использованием информационной среды. Такое изменение приоритетности задач внутри предмета вызывает многочисленные споры среди практикующих педагогов. Целью моего выступления не является решение актуальных задач технологического образования. Поскольку учитель в первую очередь – лицо государственное, его прямой функциональной обязанностью является выполнение государственного заказа, которым в данном случае является ФГОС. В рамках школьных программ и школьного обучения невозможно усвоить весь объем знаний и умений в соответствии с требованиями современного мира, поэтому такие цели в системе образования сегодня пересмотрены и обновлены в соответствии с тенденциями современной жизни. И именно поэтому сегодня цели и задачи образования пересмотрены не только на государственном уровне, но должны быть обновлены в работе каждого педагога.
СЛАЙД 12
Именно по этому основанию при организации обучения уже в первом классе я уделяю основное внимание организации работы обучающихся таким образом, чтобы к концу первого года обучения они могли ставить цель своей работы, выстраивать последовательность действий, подбирать инструменты и материалы в соответствии с поставленной задачей, формулировать вопросы по теме и находить ответы на них, давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности одноклассников. Данные задачи в этом возрасте решаются в совместной деятельности с педагогом. Для достижения результатов в этом в течении учебного года я организую деятельность учащихся с элементами проектной:
1. Модуль «Технология работы с природными материалами» - групповой проект «Готовим праздник», при выполнении которого группы учащихся работают с разными природными материалами;
2. Модуль «Технология работы с пластичными материалами» - групповой мини-проект «Подари сказку» – изготовление героев и разыгрывание сказки;
3. Модуль «Технология работы с бумагой»
-проект «Веселая переменка» - изготовление деталей мозаики из геометрических фигур (в паре);
– групповой проект «Много и ровно» - изготовление аппликации из геометрических фигур с самостоятельным выбором учащимися сюжета композиции из предложенных вариантов.
СЛАЙД 13
Итоговая аттестация учащихся за первый год обучения проходит также в форме группового проекта, когда перед учащимися ставится определенная учебная задача, решается которая их совместными усилиями через постановку цели деятельности – изготовить изделие в выбранной технике и представить результат работы. При этом учащиеся сами выбирают итоговый вариант выполнения работы, составляют план работы, распределяют обязанности, осуществляют контроль совместной деятельности, а по завершении работы представляют (по плану, предложенному учителем) и оценивают свою работу (по критериям, составленным совместно с учащимися).
Успешность такой организации работы возможна при условии ее систематичности, организованности, планомерном наращивании степени самостоятельности деятельности учащихся при выполнении работы. При определенной сложности организации такой деятельности я могу выделить и ряд преимуществ, обеспечиваемых именно групповой формой работы учащихся:
-положительный результат выполнения групповой работы учащимися разной степени обученности;
-положительный результат деятельности каждого учащегося (обеспечивается распределением функций при выполнении работы в соответствии с индивидуальным уровнем готовности учащихся);
-решение вопроса с подготовкой к урокам, что достаточно актуально в современной школе;
-вовлечение в деятельность всех учащихся группы (также обеспечивается распределением функций при выполнении работы);
-готовность учащихся по окончании начальной школы к выполнению индивидуальных проектов по технологии.
Несмотря на неоднородность состава первого класса в прошлом учебном году (наличие учащихся – второгодников, учащихся-логопатов, учащихся с ЗПР), итоговый проект по технологии был выполнен успешно всеми группами учащихся.
Таким образом, организуя проектную деятельность на уроках технологии в начальной школе, я достигаю преемственности ступеней образования при изменении изучаемых технологий с сохранением методов и форм их изучения.
Для меня сложность организации групповой работы над проектом на уроках заключается в ограниченности способов преставления обучающимся информации по теме. Так, использование только учебных и дидактических пособий на уроках не обеспечивает возможности обучающимся в группе работать самостоятельно, в отрыве от всего класса. Также выбор способа или варианта выполнения работы тоже ограничен материалом, предложенным учебником. Учителю во фронтальной работе с классом сложно вовлечь в учебную деятельность всех учащихся. Современная информационная среда расширяет эти возможности, предлагая в помощь учителю ЦОР.
СЛАЙД 14
На уроках технологии в начальной школе я использую материалы образовательной платформы LEKTA (https://lecta.rosuchebnik.ru ), которая имеет материалы по изучаемым темам.
СЛАЙД 15
Я часто использую тренажеры, которые помогают закреплять изучаемый материал. Но при отсутствии компьютерного класса эта возможность актуальна во фронтальной работе класса.
В новом учебном году наше учреждение организовало для работы в начальной школе несколько ноутбуков, что позволит более качественно, с привлечением максимального числа учащихся, организовывать учебную деятельность (работа с платформой, выполнение заданий on-lain, работа по технологической карте, выбор вариантов работы, работа с электронным учебником). Помимо этого, я предполагаю, что использование этого ресурса позволит мне организовать итоговый проект для учащихся с возможностью выбора материала для выполнения задания, что, с одной стороны, усложнит эту работу, но с другой – повысит творческие возможности учащихся.
СЛАЙД 16
Таким образом, активное использование на уроках технологии в начальной школе метода проектов, ИКТ и ЦОР отражает главные позиции Концепции предметной области «Технология», требующие применение ИКТ при изучении всех учебных предметов.
Организация уроков технологии в начальной школе таким образом максимально полно позволяет мне использовать имеющиеся учебные возможности и достигать целей технологического образования.