СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии при помощи программы «PRO 100»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии при помощи программы «PRO 100»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии при помощи программы «PRO 100»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа с.Русский Мелекесс Мо «Мелекесский район» Ульяновской области»


Саидова Марина Евгеньевна




Выступление на конференции «Анализ реализации проекта «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии при помощи программы «PRO 100»

Начало XXI века-это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Перед современной системой образования, согласно стратегии, сформулированной ЮНЕСКО, стоит задача «…учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе». Ключевые вопросы современного образования связаны с его практической значимостью, формированием компетентной личности. Почему это для меня важно? Где и как я могу применять полученные знания? Зачем мне они нужны в жизни? Как помогут стать успешным? Таким образом, образование на современном этапе – это не просто процесс получения суммы знаний, умений, навыков по отдельны предметам, а овладение системообразующими и развивающими аспектами образования, что в конечном итоге помогает ученику сложить из отдельных разрозненных пазлов - знаний полную картину. Особыми возможностями для достижения вышеуказанных ориентиров обладает предмет «Технология» – интегрированная область, которая показывает практическое применение всех остальных наук, теоретическое знание превращает в деятельность, а конкретному действию находит практическое применение, создавая предметы окружающего мира.

В связи с изменением парадигмы образования и переходом к компетентностному подходу, одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы привить обучающимся глубокий интерес к знаниям, потребность в самообразовании, чтобы подготовить социально активных граждан. Это означает, что современный учитель технологии должен видеть и анализировать те изменения, которые происходят и с молодежью, и в обществе. Он должен находить эффективные пути взаимодействия с учениками, которые сформировали бы у обучающихся потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями, вызвали бы высокую мотивацию, обеспечили бы максимальную познавательную активность обучающихся на уроке и укрепили бы веру в собственные силы.

Именно активность обучающихся помогает добиться учителю нужных результатов в учебном процессе. Понятие «активность», по мнению ряда ученых, применяется в психологии и педагогике для обозначения трех взаимосвязанных явлений: готовности к деятельности, активности и инициативности. А.М.Матюшкин [1] в своих исследованиях, посвященных структуре данного понятия, отмечает, что процесс удовлетворения познавательной потребности осуществляется как поисковая познавательная активность, направленная на обнаружение, открытие неизвестного, его усвоение. Активность завершается актами решения проблемы, представленными субъективно в актах «понимания». О готовности к познавательной деятельности как о познавательной активности пишет и И.Г.Суслова [2,с.252]. Таким образом, работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, понятие «познавательная активность» включает кроме собственно интеллектуального и личностный аспект в виде познавательных потребностей, как «внутренних источников активности» [3,c.31].Таким образом, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему важен предмет изучения.

Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, у всех воспитывать силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для развития интереса учащихся к предмету, их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Работая над содержанием учебных занятий, мне ежедневно приходится отвечать на вопрос: «Что я как учитель технологии могу сделать, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству? Как при этом учитывать особенности ребенка, его интересы? Что происходит с его личностью?» Вот, пожалуй, главные вопросы, которые волнуют меня, когда обдумываю новые формы работы для стимулирования личностного роста ученика.

Удачной находкой для меня стала Программа PRO100, которую я использую при изучении раздела «Технологии домашнего хозяйства» в 5-8 классах.

На первом учебном занятии по технологии в 5 классе знакомлю с интерфейсом программы PRO100 и основными приемами работы в окне программы. В процессе изучении темы «Интерьер жилого дома» (5 - 8 класс) обучающиеся выполняют практические работы с использованием этой компьютерной программы: «Проектирование кухни» (5 класс); «Декоративное оформление интерьера», «Комната подростка» (6 класс); «Освещение жилого дома» (7 класс); «Экология жилища» (8 класс).

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательной программы и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность. В течение всего курса обучения предмета «Технология» обучающиеся выполняют четыре небольших проекта из раздела «Технологии домашнего хозяйства». Навыки, полученные при проектировании практических работ, обучающиеся применяются при выполнении творческих проектов: «Художественное оформление кухни», «Моя комната», «Интерьер гостиной», «Применение текстиля в интерьере».

Использование Программы PRO100 на учебном занятии технически эффективно позволяет организовать групповую работу обучающихся и коллективное редактирование. Например, обучающиеся на уроке создают в Программе PRO100 групповой эскиз «Планировка кухни-столовой». В результате, когда дизайн-проект кухни появляется на экране, мы имеем возможность отредактировать и исправить ошибки все вместе. Обучающиеся работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, проявляют самостоятельность, сотрудничают с одноклассниками и учителем, развивают свои коммуникативные умения.

На уроках технологии работает всё – от фантазии до логики, но не забываем о том, что главный инструмент обучения – наглядность. Дизайн - проект в Программе PRO100 можно рассмотреть со всех сторон. Дизайн можно выполнять в различных художественных стилях и цветовых решениях. И этот раздел учащимся нравится больше всего. Возможности Программы PRO100 позволяют задействовать визуальные, аудиальные каналы усвоения информации, что обеспечивает прочное усвоение материала всеми учащимся, независимо от когнитивных особенностей.

Наряду с коллективным редактированием использую методы проблемного обучения, вовлекая школьников в процесс сотворчества. Этому способствуют творческие задания. (Создание в Программе PRO100 дизайнерских эскизов предметов интерьера, дизайна жилых помещений). Даже работы первого года обучения удивляют своей завершенностью и неповторимостью. Эта работа направлена на формирование творческой, думающей, активно действующей личности, что очень важно в новых социально-экономических условиях. И способствует успешной адаптации детей в обществе.

Системная работа по использованию Программы PRO100 в структуре урока технологии повышает интерес к предмету, к изучаемой теме. Она помогает сделать урок более наглядным, разнообразить формы работы и деятельность обучаемых, активизирует их внимание, способствует рациональному использованию времени урока. Учителю программа позволяет повышать свою профессиональную компетентность и осуществлять управление учебной деятельностью, контролировать результат усвоения учебного материала, а обучающимся – раскрыть и расширить свой творческий потенциал. В результате повышается мотивация и активизируется учебно-познавательная деятельность учеников.









Литература:

  1. И. А. Коверзнева. Психология активности и поведения. Минск, 2010г.-

316 с.

  1. И.Г. Суслова. Познавательная активность младших школьников. -Казань: «Студент», 1999,-280с.

  2. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогические аспекты развития познавательной активности детей. // Вестник ТГПУ, 2009- №5 -С.112-115.

  3. Озеркова И. А. Цели и задачи в образовании.  // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http:/www.eidos.ru/journal/2006/0822-20.htm.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!