Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Методы и приемы организации «ситуации успеха» как одно из направлений работы по социализации воспитанников»»
Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Рябинка» в с.Труслейка Ульяновской области»
социальный педагог
ИВАНКИНА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА
Выступление на конференции «Методы и приемы организации «ситуации успеха» как одно из направлений работы по социализации воспитанников»
За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Ситуация успеха - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание воспитанником ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет воспитаннику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, активность; развивает коммуникативные способности; поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Факторы, создающие ситуацию успеха: соответствие материала по сложности и типу класса; применение уровневого деления учащихся; учет психофизического развития каждого воспитанника; ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития воспитанника; оптимальный темп урока; межпредметная связь; опора на знания учащихся; выбор действия в соответствии с возможностями ребенка; индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся; использование здоровьесберегающих технологий; создание положительного психологического климата на уроке
Успешность воспитанника на уроке во многом зависит от педагога. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Важнейшим показателем успешности выбранной технологии является умение создать атмосферу доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Закреплению уверенности воспитанника в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом сверстников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью на каждого ребенка заводится папка - портфолио. В папке имеются разделы: “Мои успехи”, “Мои друзья”, “Моя семья”, “Мои достижения”, “Мое творчество”, “Мои путешествия”. В папку вкладываются все работы воспитанника, выделенные ими как успешные и достойные признания окружающих. Портфолио ведут дети, родители и педагоги. Подобное портфолио позволяет составить представление о личности воспитанника, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения. Сколько сил и старания вкладывает каждый ребенок в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной. Портфолио помогает воспитаннику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.