Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технический колледж»
Хотенова дарья станиславовна
социальный педагог
Выступление на конференции «Организация деятельности социального педагога в направлении антинаркотической пропаганды»
Антинаркотическая пропаганда
Данный раздел является основным по профилактике наркомании и токсикомании среди учащихся и требует планирования по двум направлениям.
1) Методика проведения бесед.
Один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по воспитательной работе или педагог-психолог образовательной организации. Один раз в полугодие - инспектор по делам несовершеннолетних ОВД, раз в год другие приглашенные специалисты (врачи-наркологи, психологи и т.д.). Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее двух раз в месяц. Беседы последних не должны быть длительными. Желательно проводить их в 10-15-минутный срок. Порядок изложения материала рекомендуется планировать на каждое учебное полугодие.
2) Содержание бесед.
В первых беседах можно изложить материал в обобщенном виде. Последующие беседы следует посветить конкретным темам, например:
понятие о наркотиках и лекарственных препаратах, содержащих наркотические и психотропные вещества;
опасность любого эксперимента с наркотиками и негативные последствия их применения;
проблема « легких» наркотиков и секрет их популярности;
привыкание к наркотикам и «ломка»;
признаки употребления наркотиков;
гибель от передозировки;
проблемы здоровья наркоманов;
заболевания, сопутствующие наркомании;
уголовная ответственность;
рост преступлений, совершаемых наркоманами и т.д.
Подробное содержание бесед изложено в учебно-методических пособиях, брошюрах для педагогов и родителей по антинаркотической проблематике.
Необходимые учебно-методические пособия и наглядные материалы можно получить в Департаменте образования или в окружных управлениях образования и хранить в библиотеке. Полезно заказать видеофильмы по профилактике правонарушений и наркомании, изданные фондом « Правопорядок-Центр».
На уроках, классных часах, родительских собраниях, во время индивидуальных бесед следует терпеливо и настойчиво разъяснять учащимся и их родителям пагубные последствия употребления наркотиков, чтобы каждый учащийся и родитель осознал, что наркомания -тяжелая болезнь.
При приеме наркотиков довольно быстро возникает психическая и физическая зависимость, болезненное неодолимое стремление принимать этот препарат еще и еще. Как только действие и дальнейшее потребление препарата прекращаются, в организме происходят интенсивные психологические и физические расстройства, на языке медиков - «абсистенция», а на языке наркоманов - «ломка». Человек при этом испытывает страшные мучения, сильную боль во всех мышцах, ломоту в костях, он буквально корчится от боли. Отмечено немало случаев самоубийств наркоманов в состоянии абсистенции. Многие наркоманы уже в 35-летнем возрасте выглядят стариками, редко кто из них доживает до 35-40 лет.
Педагоги должны настойчиво повторять учащимся, что употребление наркотиков приводит к деградации личности, наркоман не может управлять своими действиями и поступками, ему чужды такие чувства как любовь, дружба, родственные привязанности, творческие стремления. Каждый день наркомана начинается проблемой: где и как раздобыть очередную дозу наркотика, чтобы избежать наступления «ломки». В поисках средств на приобретение наркотиков они могут пойти на тяжкие преступления, вплоть до убийства.
Опыт антинаркотической работы в ОГБПОУ ДТК показывает, что на подростков не всегда эффективно действуют утверждения об опасных последствиях употребления наркотиков и возможности гибели через 5-7 лет. Такой срок воспринимается подростком, как отдаленное будущее и не производит должного впечатления. Между тем, рассказ о страшных болях, мучениях наркомана, в случае отсутствия очередной дозы наркотика, воспринимается как реальная угроза, которая наступит в ближайшее время после начала употребления наркотических средств.
Подростков очень впечатляют конкретные примеры, случаи гибели людей от передозировки наркотика.
Важно рассказать детям о возможностях передозировки, наступающей независимо от желания и действий наркомана. Как правило, сбытчики наркотиков редко продают героин в чистом виде, подмешивая для увеличения массы вещества различные добавки в виде порошков. Чтобы добиться состояния эйфории (так называемого «кайфа»), наркоману требуется большее количество вещества, чем доза чистого героина. К такой дозе он привыкает и в случае применения такой же дозы чистого героина, произойдет передозировка, которая может повлечь смертельный исход.
Подростки заинтересовано слушают разъяснения о привлечении к уголовной ответственности по ст. 228 Уголовного кодекса РФ, которая гласит: « Незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет». При этом необходимо подчеркнуть, что крупным размером считается: кокаин от 0,01 до 1 гр., метадон от 0,01 до 1 гр., морфин от 0,01 до 1 гр., героин от 0,01 до 0,05 гр. Таким образом, под понятие крупного размера подпадает даже одна доза наркотического вещества.
Во время бесед необходимо затрагивать и медицинские аспекты этой проблемы. По статистике в Москве около 80% больных СПИДом, являются наркоманами. Многие из наркоманов инфицированы Гепатитом-С, который так же, как и СПИД, неизлечим и ведет к гибели. Эти заболевания передаются от одного наркомана к другому при пользовании одним шприцом. Как правило, наркоманы знают о такой угрозе заражения неизлечимыми заболеваниями, но непреодолимая тяга поскорее ввести дозу преобладает над чувством самосохранения.
При длительном применении наркотиков происходят необратимые разрушения в организме: тяжелые поражения печени, сердца, почек, органов пищеварения, нервной и эндокринной систем. У наркомана, как правило, морщинистое, землистого цвета лицо, шелушащаяся кожа, тусклый взгляд, плохие зубы. Одновременно появляются признаки деградации личности, провалы в памяти, поверхностные суждения, отсутствие критики и волеизъявления. Наркоманы в основном гибнут в молодом возрасте от передозировки или недоброкачественности наркотика, сердечной недостаточности или присоединившейся инфекции при ослабленном организме.
В беседах необходимо затронуть вопросы токсикомании, т.е. склонности детей использовать для одурманивания вдыхания паров различных растворителей: бензола, бензина, клея « Момент»" и т.п., и о пагубности этих привычек. Попадая в организм ребенка через кровь, они действуют подавляюще на клетки головного мозга, резко снижают интеллект личности и часто приводят к необратимым процессам, таким как потеря памяти.
На примере работы, проводимой в ОГБПОУ ДТК, следует отметить, что профилактику наркомании следует начинать уже с 1 курса. Во время проведения бесед с учащимися не стоит останавливаться на характеристиках того или иного наркотика, основной упор необходимо делать на пагубных последствиях любого из них. Следует отметить, что подросток, начавший употреблять легкий наркотик или психотропное вещество, непременно со временем станет увеличивать дозы и перейдет к тяжелому наркотику - героину, окончательно разрушающему организм.
Чтобы заинтересовать учащихся, к каждой беседе необходимо подобрать убедительные неординарные примеры воздействия наркотика на организм. Так, в газете «Московский комсомолец» рассказывалось о юноше, пристрастившемся к наркотикам. Во время «ломки» он очень страдал и, чтобы заглушить боль, зубами грыз батарею парового отопления. При чтении этой заметки, в классе стояла полная тишина, у учащихся пробудилось повышенное внимание, и до конца беседы они ни разу не отвлекались.
Интересные материалы педагоги образовательной организации № 519 получают от работников милиции. Так, администрации было сообщено о гибели восемнадцати летнего юноши от передозировки наркотиков, который проживал поблизости от образовательной организации. Этого парня знали многие из учащихся, и происшествие послужило убедительным примером для очередной беседы о вреде наркотиков.
Необходимо информировать учащихся и родителей о поведении сбытчиков и распространителей наркотиков. Они, как правило, вовлекая подростков в наркоманию, стараются убедить их в безвредности легких наркотиков (гашиш, марихуана и т.п.), в том, что они не вызывают привыкания. Поэтому во время индивидуальных и групповых бесед с подростками, следует на убедительных примерах убеждать в обратном, разъясняя им, что зависимость развивается очень быстро. И для получения ожидаемой эйфории, требуется увеличение дозы и впоследствии переход на героин.
Важно разъяснять подросткам, что распространители наркотиков, даже предлагая их вначале бесплатно, преследуют только корыстные цели, т.к. наркобизнес приносит огромную прибыль до 1000% в год. Сами наркоманы также ищут себе компанию и вовлекают в свои ряды до 4-х человек в год.
Помимо запланированных бесед и лекций элементы профилактики наркомании должны быть предметом обсуждения в рамках специальных дисциплин, таких как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Граждановедение» и т.д., а также косвенно затрагиваться при обсуждении близких тем по биологии, литературе, истории и т.д.
Ведущим направлением антинаркотической пропаганды в образовательной организации является «запугивание» учащихся путем демонстрации страшных последствий употребления наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов, встреч с бывшими наркоманами, экскурсий в наркодиспансеры, дома ребенка или посещение выставок, музеев патоанатомии и т.д. Необходимо использовать те каналы, через которые идет наглядная трансляция образов гибнущих в мучениях или от передозировки наркоманов, рождение детей с психическими или физическими отклонениями от наркоманов- родителей. Необходимость устрашающей «шоковой» терапии объясняется привыканием к другим формам преподнесения информации. Страх необходимо сеять не только вокруг образа наркомана, но и вокруг наркотика и привыкания к его употреблению. Особенно эффективное воздействие такие методы имеют на учащихся 5-6 классов, еще не готовых к восприятию устрашающих образов. Труднее в этом отношении с 14-15-летними подростками, готовыми на себе испытать степень риска, почувствовать себя взрослыми. По этой причине необходима ранняя профилактика наркомании и токсикомании. С подростками «группы риска» необходимо проведение индивидуальной работы. После цикла бесед, лекций специалистов, демонстрации фильмов с антинаркотической тематикой и проведения других мероприятий полезно вовлечение учащихся в диспуты, свободный обмен мнениями и впечатлениями о проведенных мероприятиях.
Опыты публичного разыгрывания и обсуждения жизненных ситуаций вокруг наркотиков, по примеру телевизионных ток-шоу (наподобие « Человек в маске»), организация агитбригад, постановки детских спектаклей на тему наркомании, подготовка лекторских групп и проведение других мероприятий, имеющих игровой элемент, делают самих учащихся активными участниками, посредниками и творцами антинаркотической пропаганды. Возможность использования этих форм целиком зависит от желания учителей, от их осведомленности, подготовленности и творческой инициативы. Очень полезно привлекать к таким мероприятиям родителей подростков. Важная роль при этом отводится социальным педагогам и родительскому комитету образовательной организации.