СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Особенности учебно-воспитательного процесса в ДОУ по развитию познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Особенности учебно-воспитательного процесса в ДОУ по развитию познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Особенности учебно-воспитательного процесса в ДОУ по развитию познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста»»

Шакирова Людмила Алексеевна.

воспитатель МБДОУ «Детский сад №16 «Крепыш»,

города Димитровграда Ульяновской области


Выступление на конференции «Особенности учебно-воспитательного процесса в ДОУ по развитию познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста»


Дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы – потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону.

Л.С. Выготский говорил, что развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов.

Познавательная активность дошкольника как интегративное качество личности характеризуется эмоционально-положительным отношением к познанию, готовность к выбору содержания и вида деятельности, стремлением к самостоятельному поиску решения познавательных задач, проявляется в инициативности, любознательности к окружающему миру, способствует накоплению индивидуального опыта познавательной деятельности.

Цель работы – раскрыть особенности развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста.


1. Особенности развития познавательной активности детей 4-5 лет в экспериментировании


Дошкольный возраст – сенситивный период развития познавательной активности, где выделяются основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес (С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Л.И. Божович, Г.И. Щукина, Л.А. Венгер, А.Р. Лурия, Ф.А. Сохина). Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как «... общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений». Н.Ф. Добрынин подчёркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию. Любознательность характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности ребёнка. Вопросы, которые задаёт ребёнок, на которые он хочет получить ответ, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. Авторы книги «Неизведанное рядом» выделяют два типа детской активности: собственная активность ребёнка, которая полностью определяется им самим и активность, которая стимулируется взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка, так как он воспринимает и применяет их как собственные [3].

В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  • знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

  • установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

  • удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

  • формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырём годам уровень психического развития позволяет ребёнку сделать ещё один шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребёнка. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечёт, притягивает ребёнка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роют землю. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стёклышками, а другой – в поисках жуков.

Все это говорит о том, что у детей 4-5 лет начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям [4, с.55].

Развитию познавательной активности детей 4-5 лет способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. Когда взрослый замечает проявление инициативности, значит, у ребёнка начинает формироваться самостоятельность. Проявление инициативы – показатель самостоятельности. Детское экспериментирование является одной из форм, где активно проявляется самостоятельность у детей. В ходе экспериментирования у детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Основу всех экспериментов, опытов составляет наблюдение. Руководя наблюдениями при экспериментировании, взрослый формирует умение дошкольников выделять наиболее значимые признаки животных, растений и явлений природы, находить в них взаимосвязи и зависимости. Опытническая деятельность может быть организована на занятиях, прогулках, в уголке природы, во время экскурсий, походов, досугов.

Опыты способствуют развитию познавательной активности. Они активно стимулируют умственную деятельность, детям становится под силу объяснить суть отдельных природных явлений. Например, на прогулке воспитатель предлагает детям собрать снег вокруг деревьев, укрыть их от мороза и спрашивает: «Почему так надо делать?» Дети вспоминали проводимые опыты, объясняли: «Снег сохраняет тепло, если не будет снега, земля замёрзнет и деревья замёрзнут. Снег – это тёплое пуховое одеяло».

В группах, на участке должны быть созданы необходимые условия для самостоятельного поиска того или иного интересующего вопроса или проблемы. Таким образом, РППС должна быть насыщена материалами, оборудованием, познавательной литературой, дидактическими играми, моделями, схемами и т.д. Объектами изучения в экспериментальной деятельности должны быть натуральные объекты природы: песок, земля, вода, снег, лед, растения и их плоды, семена и др. [2, с. 88].

Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, в уголках природы, на участке детского сада и дома совместно с родителями имеет очень большое значение для развития познавательной активности детей, воспитания их активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы.

2. Этапы развития познания дошкольников среднего возраста


Познавательное развитие имеет несколько стадий:

  1. Любопытство – бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.

  2. Любознательность – это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.

  3. Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.

  4. Познавательная активность – высшая стадия познавательного развития.

  5. Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других – практический. Всё зависит от особенностей воспитания [3, с. 112].

В период среднего дошкольного возраста у ребёнка проявляются:

  • Самостоятельность. Ребёнок стремится всё сделать сам, без помощи взрослых. Это желание необходимо поддерживать, давать ему возможность самому ухаживать за собой, поручать несложные домашние дела. Отрицательная сторона самостоятельности – попытки установить свои правила.

  • Этические представления. Ребёнок понимает чувства других людей, учится сопереживать. Он больше обращает внимание на поступки взрослых, а не на их слова.

  • Творческие способности. У ребёнка очень богатое воображение, он представляет в своей голове целый сказочный мир, мечтает стать героем какой-нибудь фантастической истории, стараясь воплотить это на бумаге.

  • Страхи. Порождаются богатой фантазией.

  • Отношения с другими детьми. Малыш всё больше проявляет интереса к совместным играм, которые становятся сложнее, разнообразнее. Отличаются разнообразием и отношения со сверстниками. Они дружат, ссорятся, ревнуют друг друга и т.п.

  • Активная любознательность. Проявляется в постоянных вопросах ребёнка [1, с. 68].

Большинство детей 4-5 лет ходят в детский сад, где познают новое на занятиях, проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Однако родители не должны скидывать с себя всю ответственность за общее развитие ребёнка на воспитателя в детском дошкольном учреждении.

Рассказывая ребёнку об окружающем мире и отвечая на его многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ему.


3. Развитие психических процессов в 4-5 лет


Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

Мышление.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.

У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.

Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Воображение.

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Речь.

К 5 годам улучшается произношение звуков и дикция. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитируют голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. В общении со сверстниками дети используют «ситуативную» речь (относящуюся к происходящей в данный момент ситуации). А при общении со взрослыми «внеситуативную» (не относящуюся к данной конкретной ситуации, произошедшее в прошлом или будущем).

Увеличивается словарный запас. При описании предметов большая часть определений становится развернутой: 2-3 признака, с элементами сравнения («Блестит как золото»).

В речи появляются простые распространенные и сложные предложения, Объемы рассказов приближаются к объемам 6-7 летнего возраста: в среднем 25 слов.

Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов.


Заключение


Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является, как отмечалось выше, включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование), двигательную. Несмотря на это, одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей и познавательной активности является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т.е. носит практически-продуктивный характер (А.А. Люблинская, Т.Г. Постоян). Познавательные и творческие способности формируются в деятельности в процессе поисков и находок, которые осуществляются в повседневной практике

Уровень познавательной потребности ребенка, овладение способами познавательной деятельности можно определить с помощью картинок с неопределенным сюжетом, предполагающие разную оценку изображаемого, что дает возможность для воображения и выдумки. Именно с постановки познавательной задачи начинается целенаправленное восприятие картины, поиск тех признаков, которые бы доказали или отменили первое впечатление. Любые ситуации с действующими персонажами дают возможность приписывать им не только разные поступки, но и разные мотивы.

Коллективная деятельность вызывает интерес у детей, повышает их активность и способствует развитию мышления, улучшает эмоциональное состояние. Благодаря рациональному сочетанию руководства педагога и самостоятельной деятельности детей, развивается самоконтроль и умение анализировать ошибки.

Список использованной литературы


  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. (Ребёнок в мире поиска).

  2. Модель Н.А. Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества: в 3 ч. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

  3. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017. – 208 с.

  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2016. – 128 с., ил. – (Библиотека программы "Детство")



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!