Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Педагогические приемы обучения говорению на уроках английского языка»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Пиядова Анастасия Андреевна
Выступление на конференции «Педагогические приемы обучения говорению на уроках английского языка»
Изменения образовательной системы в области обучения иностранным языкам, в частности английскому, выдвигает сегодня повышенные требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных школ. Поэтому все большее внимание предается умению говорению как средству общения.
Обучение говорению обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности. Говорение — продуктивный вид речевой деятельности, имеющий несколько уровней: 1) начальный (ответы на вопросы при отсутствии или наличии опор с обязательным участием учителя); 2) средний (опора на текст, средства наглядности); 3) самостоятельный (отсутствие опор, кроме знаний по предмету высказывания; использование в речи сложных предметно-смысловых конструкций).
Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.
Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответ ученика, доклад и т.п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью, ее формирование у учащихся, особенно на уроках английского языка, представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет. Общеизвестно, что коммуникативный характер речи определяется мотивацией, ситуативностью, личностной ориентацией. В реальной жизни человек высказывается, когда у него появляется такая потребность. Именно желание высказаться является первым условием общения на иностранном языке. Второе условие – создание различных ситуаций.
Хорошую помощь для развития и совершенствования умения говорения оказывает работа на базе текста, который является а) стимулом для общения, б) базой для создания ситуаций, в) речевым образцом. Работая с текстом, обязательно обсуждаем его. Содержание текстов различных стилей служит стимулом для общения. Важно научить ребят пользоваться текстом как образцом для высказывания, применяя к себе то, что необходимо, преобразовывая текст, соответственно мыслям и желаниям ученика. Начинаем работать с текстом прежде всего с вопросов к прочитанному. Затем можно предложить составить план, сократить текст, представить себя на месте героев, придумать другую концовку. Наконец, нахождение проблемы, ее обсуждение, краткий пересказ. Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, новую структуру, но и стараюсь создать возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес учащихся к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь ребят. Постоянно нахожусь в поиске резервов повышения качества и эффективности обучения английскому языку.