Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Димитровградский технико-экономический колледж»
Лазарева Ольга Геннадьевна
преподаватель
Выступление на конференции «Представление педагогического проекта «Гражданско-патриотическое воспитание студентов на уроках психологии в СПО»
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.
В современных условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующей решения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны, что особенно важно в связи с последними внешнеполитическими событиями. Поэтому государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины.
В условиях становления гражданского общества и правового государства задачей учебных заведений является воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, обеспечивающей трудом свою материальную независимость. Новое время требует от системы СПО формирования не только профессиональных качеств у студентов, но и формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения России. Активная жизненная позиция юных граждан нашего общества не может формироваться без патриотического воспитания. Основными ориентирами патриотического воспитания являются гражданско-патриотическая зрелость студентов, высокие этические нормы поведения, активная гражданская позиция, стремление к духовному обогащению и развитию, чувство патриотизма, гуманизма и толерантности, почитание лучших традиций семьи, народа и др.
О значимости гражданского и патриотического воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ.
Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в государственных документах Российской Федерации - Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.
Целью гражданско-патриотического воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру.
Гражданственность – основа подготовки будущего специалиста в Клинцовском индустриально-педагогическом колледже. Проводится как в урочной, так и в неурочной деятельности, оно имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Вся учебно-воспитательная работа в колледже направлена на формирование патриотизма, который включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;
чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Патриотическая работа в колледже – это способ внушения молодому поколению веры в устойчивость страны. Работа по патриотическому воспитанию студентов идет по нескольким направлениям
1. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Это направление состоит из ряда мероприятий:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (Вахты Памяти, шефство над братскими захоронениями, участие на митингах и других патриотических мероприятиях);
Экскурсии по родному краю, «Наша малая Родина», уроки Мужества, встречи с ветеранами;
Концерты с поздравлениями и выступлениями для ветеранов Великой Отечественной войны;
Выставки, викторины, конкурсы, просмотры фильмов.
2. Военно-спортивные игры:
Представлены, в основном, такими военно-спортивными играми как «А, ну-ка, парни», «Зарница», эстафеты, которые показывают важность взаимодействия формы военно-патриотического и физического воспитания студентов. Военно-спортивные игры помогают укрепить коллектив в группе, формируют качества, необходимые патриоту-защитнику Родины. В колледже действует военно- спортивный клуб «Патриоты»
3. Взаимодействие студенческого и воинского коллективов:
Особое влияние в этом направление оказывают руководство военно- прикладными кружками и секциями.
4. Формирование правовых знаний
Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, а этому способствуют:
уроки права;
колледжный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, медработниками);
участие студентов в социологическом опросе населения;
- молодежная организация студенческого самоуправления «Лидер».
Эти мероприятия являются частью военно-патриотического воспитательного комплекса.
Воспитательный аспект вовлечения в творческую деятельность в гражданском воспитании очевиден