СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Проектная и исследовательская деятельность на занятиях вокалом в ДОО «Соната»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Проектная и исследовательская деятельность на занятиях вокалом в ДОО «Соната»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Проектная и исследовательская деятельность на занятиях вокалом в ДОО «Соната»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


педагог дополнительного образования

Брызгалова Эльвира Ильфаковна



Выступление на конференции «Проектная и исследовательская деятельность на занятиях вокалом в ДОО «Соната».


Проектная деятельность, при обучении вокалу, способствует развитию самоизучения, самовыражения, самореализации воспитанников. Благодаря этому, занятия обучения вокалу становятся  наиболее интересными.  Воспитанники с интересом принимают участие в подготовке материала, изучают различные направления эстрадного вокала, классику, живопись, поэзию, традиции различных народов,  историю, культуру России, историю и культуру народов России и т.д.

Работа в творческом объединении очень разнообразна, так как и возраст  воспитанников разный, и уровень подготовки так же различный. Отличие воспитанников и в том, что они сами по себе разные и от природы: одни более музыкальны, но менее точно исполняют интонационно,  другие способны от природы и точно исполняют мелодию и ритм, но менее эмоциональны. Но воспитанники, занимающиеся в ансамбле должны звучать как единый инструмент, должны ощущать друг друга, и исполнять композицию как единое целое, чтобы наиболее точно донести смысл композиции. Можно научить детей правильно петь мелодию по нотам, правильно ритмически исполнить свою партию, научить детей изобразить на лице скорбь,  радость, удивление и т.д., но как же научить чувствовать произведение, как донести смысл песни до воспитанников, чтобы и ансамбль и солисты чувствовали произведение душой. Цель моей проектно- исследовательской деятельности "Русь моя" и заключается в том, чтобы, участвуя во всевозможных мероприятиях, намеченных проектом, они научились чувствовать то или иное произведение душой, и, особенно, композиций патриотического характера. Дети, занимающие в моем творческом коллективе, не знают  что такое война, что такое голод и боль потерь, тем сложнее для них понять смысл патриотических композиций, особенно песен о войне. Поэтому я решила провести ряд мероприятий, благодаря которым воспитанники могли бы прикоснуться к истории, почувствовать себя участниками тех событий, которые потрясли не только наш народ, но и  весь мир.

 С удовольствием участвуют в проектах. Так, например воспитанники творческого объединения участвовали в проекте «Русь моя»

Цель проекта: формирование патриотических чувств и гражданской позиции воспитанников через приобщение их к вокальному искусству,  основываясь на  общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота. гражданина своей Родины, приобщая воспитанников дополнительного образования к традициям и истории нашей страны, воспитывать уважение к  традициям разных народов, прививать уважения к ветеранам войны, воспитывать сочувствия к детям и людям с ограниченными возможностями, передавая свои чувства и свое отношение через музыкальные композиции.

Задачи проекта:

 1.воспитание в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям

2. Привитие чувства гордости, уважения и почитания символов России - Герба, Флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

 3. Привитие чувства уважения к традициям народов России, уважения к ветеранам, людям пожилого возраста, людям с ограниченным возможностям.

  4.Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между воспитанниками и людьми разных национальностей.

Ожидаемые результаты: воспитанники должны:

Знать основы родной вокальной культуры. Через свои ощущения нести лучшие традиции зрителю.

Проявлять себя  - как гражданина, участвуя в мероприятиях своего района, города, страны.

Осознавать в качестве ключевой ценности любовь к Родине.

 

Но воспитанники не только принимают участие в моих проектах, они сами пишут проекты, презентации, участвуют в исследованиях. Проектная деятельность обучения вокалу  - один из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений воспитанника, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении вокальной техники, музыкальной грамоты, актерского мастерства и т.д.

 

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения:

 

 

Проект или исследование  обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала воспитанника. Это деятельность, позволит проявить воспитанника индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими воспитанниками в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. В проектно-исследовательском обучении меняется роль педагога. Из носителя знаний и информации педагог становится организатором деятельности, консультантом  в решении той или иной проблемы, добыванию необходимых знаний. Работа над  проектом или исследованием позволяет превратить обучение в интересный увлекательный процесс, где педагог и воспитанник становятся коллегами, увлеченными одной идеей. Педагог вместе с воспитанником вновь и вновь переживает вдохновение творчества, превращает образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу

 

Развитие субъект -субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности. При обучении вокальной техники  на занятиях, педагог объясняет приемы исполнения, воспитанник же машинально старается подражать педагогу, и результат восприятия не всегда точен. Но, когда воспитаннику предлагается провести исследование, например на  тему: «Устройство голосового аппарата» или «Известные певцы 19 века», или «Высокая, низкая позиция звука», воспитанники под руководством педагога исследуют эти темы, и в последующем ярко и образно представляют и устройство голосового аппарата и, что такое высокая и низкая позиция звука и т.д.  При развитии исследовательской деятельности  нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для  передачи информации, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции  объект – субъектной совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований,  образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанной с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

 

 Проект или исследование с точки зрения педагога  позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у воспитанников.

Для этого необходимо:

Поставить перед воспитанниками задачу (проблему), либо самим воспитанникам сформулировать проблему. 

Определить цели и задачи решения проблемы.

Определить результативность и успешность решения проблемы проекта (самоанализ и рефлексия)

Представить результат своей деятельности и ход работы

(презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении вокальной техники, музыкальной грамоты, актерского мастерства и т.д.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения:

1. Рефлексивные:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, что важно при  исполнении вокальных музыкальных композиций- донести смысл исполняемой композиции.

- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Воспитанник должен не только опираться на свои ощущения, но и, прежде всего научиться думать.

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. Вокалист, будь он даже  воспитанник, прежде всего должен быть грамотным, хорошо образованным человеком. Иучая новую композицию подходить творчески к данному процессу. Он должен прежде всего определить замысел, возможно интерпретировать данную композицию по своему видению данного материала, а это огромная работа для исследования.

- умение самостоятельно найти  материал в информационном поле. Воспитанники, умеющие пользоваться интернетом, наиболее активно и с наибольшим интересом занимаются в коллективах творческого объединения. Именно такие воспитанники, как правило находят композиции, которые нравятся им, именно

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

- умение находить несколько вариантов решения проблемы,

- умение выдвигать гипотезы,

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- внешняя оценка

- самооценка

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Коммуникативные:

- Умение общаться со сверстниками и со взрослыми

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою точку зрения,

- умение находить компромисс,

5. Презентационные:

Для воспитанников вокально-эстрадного коллектива это также важно

Уметь донести текст до зрителя

Уметь держаться уверенно во время выступления

Артистично  и эмоционально вести себя со сцены.

Уметь использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта.

6.Информационные умения и навыки:

 

·

Способность ставить задачу - это искусство, высший уровень в проектной деятельности, на который выходят не все. Поэтому он и вынесен отдельно.

 

 

 

Для улучшения качества обучения воспитанников вокалу, необходимо, чтобы дети занимались и исследовательской деятельностью.

Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, которая направлена на творческое решение задачи.

   Изучая материалы, развивая свой кругозор, исследуя тот или иной материал, анализируя его,  воспитанники лучше воспринимают музыкальный материал и естественно, это отражается на качестве исполнения произведений.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!