Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования и развития детей
города Димитровграда Ульяновской области»
Методическая разработка
«Организация и выпуск тематического номера газеты «Школьное окно», посвященного Дню Победы»
(из тринадцатилетнего опыта работы с юнкорами главного патриотического проекта «Живая книга» медиацентра «Школьное окно»)
Автор: Белинене Лариса Викторовна,
педагог-организатор по направлению «Медиа»
Димитровград 2023
Актуальность обозначена Указом «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Федеральным законом №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», основная цель которого – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций
Специальный номер общешкольной газеты «Школьное окно» ежегодно создается и издается ко Дню Победы для формирования патриотического отношения подростков (которые пишут в газету в рубрику «Живая книга» или читают спецномер, подготовленный к 9 мая) к истории родной страны, для сохранения и увековечения памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, трагедии мирного населения СССР на примерах, полученных школьниками во время живого общения (в форме интервью) со свидетелями военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны
Цель – создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, сохранения национальной памяти о Великой Отечественной войне, обеспечения исторической связи поколений Победителей и их внуков-правнуков посредством реализации медиапроекта «Живая книга» и выпуска ко Дню Победы спецномера газеты «Школьное окно» гражданско-патриотической направленности.
Важнейшие задачи проекта «Живая книга»:
- приобщать обучающихся к изучению и анализу материалов, связанных с тематикой Великой Ответственной войны 1941-1945 годов (документальных, музейных и архивных, СМИ, деятельности поисковых отрядов);
- Воспитывать у детей и молодежи чувства гордости за историческое прошлое своей Родины, своей семьи.
- изучить семейные архивы времен Великой Отечественной войны;
- разыскать информацию об участии героев материалов, подготовленных для газеты, в боевых действиях, о дальнейших судьбах участников войны, тружениках тыла, детей войны;
- развитие навыков журналистской работы, систематизации и структурирования исторической и современной информации;
- совершенствование информационно-технологических навыков участников проекта «Живая книга»;
- создание «Живой книги» из материалов юнкоров и победителей тематических конкурсов сочинений о ВОВ в форме ежегодных восьмиполосных выпусков газеты «Школьное окно» к 9 мая с целью дальнейшего их использования в образовательном процессе патриотического воспитания школьников;
- воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения на основе ведения военно-патриотической тематики в газете для школьников, пропагандирующей любовь к Отчизне;
-пропаганда, развитие и сохранение военно-патриотического наследия страны.
Газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения познавательной активности. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг обучающихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей
В процессе реализации данного проекта применяются следующие технологии :
Электронные образовательные
ресурсы, включая ИКТ
Групповые технологии
Игровая технология
Педагогика сотрудничества
Технология проблемного
обучения
Технология проведения коллективных творческих дел
Исследовательские технологии
Методы активного обучения
Новизна деятельности по проекту заключается в интегративной работе, включающей три направления: историческое, педагогическое и профориентационное
Тематика становления и развития школьных изданий достаточно освещена в монографиях, диссертациях, а также многочисленных публикациях. Хотя в сравнении со степенью изученности периодических изданий для детей, подростков самостоятельная школьная пресса все еще не имеет всестороннего комплексного анализа.
Методологической и теоретической основой исследования являются работы Ю. Б. Балашовой «Школьная журналистика серебряного века» (2017), Л. А. Вяткиной «Самодеятельная подростковая пресса в системе средств массовой информации» (1997), Ю. А. Носовой «Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект» (2017), М. И. Холмова «Становление советской журналистики для детей» (1983), С. В. Лебедевой «Школьные издания как фактор развития медиаобразования в современной России» (2014), А. А. Данилиной «Корпоративные школьные издания: специфика, содержание, структура» (2022) и др.
1 этап – (предварительный: февраль 2023 года), создание команды единомышленников
Собрание медиацентра и мозговой штурм для составления плана коллективного творческого дела (КТД) – выпуска номера «Школьного окна» с тематическим проектом «Живая книга» ко Дню Победы
2 этап – (исследовательский: февраль-апрель 2023 года) разработка и внедрение плана работы редколлегии
Определение содержания, поиск информации, создание номера «Школьного окна» с тематическим проектом «Живая книга» ко Дню Победы
Отбор лучших эссе городского конкурса «Наши близкие во время войны»
3 этап – (заключительный апрель-май 2023 года) верстка газеты (создание полос, дизайн, печать)
Верстка номера газеты
Представление выпущенной газеты ветеранам, труженикам тыла, жителям города Димитровграда юнкорами «Школьного окна»
Для социума:
В мае-июне 2023 года среди учащихся старших классов образовательных организаций нашего города (928 человек), которым была роздана тематическая газета «Школьное окно» с проектом «Живая книга» было проведено анкетирование «Быть патриотом - что это значит?». Основные результаты:
Для обучающихся:
- обучающиеся привлечены к изучению и анализу материалов, связанных с тематикой Великой Ответственной войны 1941-1945 годов;
- у обучающихся сформировано чувство гордости за историческое прошлое своей Родины, своей семьи.
- обучающимися изучены семейные архивы времен Великой Отечественной войны;
- осуществлен поиск информации об участии героев материалов в боевых действиях, об их дальнейших судьбах;
- у обучающихся развиты навыки журналистской работы, систематизации и структурирования исторической и современной информации;
- создан спецномер газеты «Школьное окно» «Живая книга» из материалов юнкоров и победителей тематических конкурсов сочинений в форме восьмиполосного выпуска;
- сформировано чувство патриотизма у подрастающего поколения на основе ведения военно-патриотической тематики в газете для школьников, пропагандирующей любовь к Отчизне;
- осуществлена пропаганда, развитие и сохранение военно-патриотического наследия страны.
Таким образом, результативность реализации данного проекта выходит за рамки детского образовательного объединения
Городское мероприятие, посвященное 78-й годовщине Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне - https://vk.com/club190965590?w=wall-190965590_1124
Встреча с ветеранами НИИАРа - https://vk.com/club190965590?w=wall-190965590_1127
Посещение ветеранов на дому, вручение подарков и номера «Живая книга» - https://vk.com/club190965590?w=wall-190965590_1129
Участие в городском конкурсе «Нет в России семьи такой» - https://vk.com/club190965590?w=wall-190965590_1142
Участие в областном медиафестивале (Центр «Кванториум» - https://vk.com/club190965590?w=wall-190965590_1150
«Живая книга» - главный патриотический проект «Школьного окна» - городской газеты старшеклассников димитровградских школ для учеников города, их учителей и родителей.
Этот авторский проект, посвященный встрече поколений – ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и детей войны с сегодняшними юными жителями Димитровграда.
«Газета в газете» «Живая книга» - это патриотически направленный медиапроект, где молодые пишут для молодых, высказываются и учителя, и воспитатели детских садов, и студенты-выпускники Школы практической журналистики – все рассказывают о встречах с ветеранами, о патриотических конкурсах, мероприятиях, акциях… Главное – юные димитровградцы все эти годы ведут диалог поколений - ходят в гости к ветеранам Великой Отечественной войны или приглашают их на встречи.
Основная задача газетного проекта для молодежи выполнена – встречи поколений Победителей и их внуков и правнуков, сегодняшних молодых россиян состоялись в реальной жизни и на газетной полосе. Так что теперь проект «Живая книга» может быть передан и следующим поколениям димитровградцев! Но главное – все участники проекта, интервьюеры и интервьюируемые, читатели сегодняшние и будущие, должны понять и почувствовать – Победители сумели передать правнукам не только гордость за страну и Победу, но и ощущение того, что старшеклассники двухтысячных – правнуки Победителей!