Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Белинене Лариса Викторовна,
Педагог-организатор
Выступление на конференции «Социальная адаптация и ранняя профориентация средствами журналистики»
Одна из важнейших составляющих процесса социализации ребенка — его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном возрасте.
Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Как привлечь внимание ребят к различным профессиям? Как правильно использовать различные виды деятельности для развития навыков коммуникативного и личностного взаимодействия детей друг с другом? Как задействовать родителей в профориентационной работе? Ответы на эти и другие вопросы творческий коллектив нашего сада нашел в модернизации содержания образовательной работы с воспитанниками: включение комплекса эффективных педагогических технологий, одной из которой выступает детская журналистика, а именно создание дошкольниками собственных периодических изданий.
Целью данного проекта является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
• овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста;
• развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
• создание у дошкольника чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела;
• сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии воспитанников сада и подготовка к школе.
Инициатором и координатором этого проекта выступает педагогический коллектив нашего учреждения. В этом проекте старшие дошколята получают новый познавательный опыт в освоении навыков журналистики, а мамы и папы с удовольствием принимают участие в проектировании детской газеты, написав в нее заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики.
Редакционная коллегия в лице педагогов разработала алгоритм по подготовке к выпуску интересных номеров нашей газеты «Вести из детского сада». Таким образом, в орбиту взаимодействия вовлечены все участники триады «ребенок – педагог – родитель».
Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:
1 этап – «Мы – исследователи»: целью которого является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой. На данном этапе с детьми ведется работа по знакомству с такими понятиями, как журнал и газета, их целенаправленное рассматривание и изучение истории создания. В ходе организованной образовательной деятельности ребята знакомятся с новыми профессиями, такими, как журналист, редактор, художник-оформитель, корреспондент.
2 этап – «Говорим правильно»: целью этого этапа является развитие коммуникативных навыков, изучение азов риторики, знакомство с такими понятиями, как мелодика речи, темп речи, тембр голоса; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Для решения данной задачи педагоги используют нетрадиционные и традиционные методы и приемы: наглядное моделирование и мнемотехника, приемы «Интервьюирование» и «Изосказка». Для развития дикции, темпа и силы голоса используют такие формы фольклора, как скороговорки и потешки.
3 этап – «Деятельный»: на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием детской газеты.
В нашем пресс-центре работает группа фантазеров, исследователей, художников и социологов. Каждый ребенок находит себе занятие по интересам, ведь у нас все
по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати, костюм репортера.
Основными видами работы юных журналистов в пресс-центре является коммуникативная деятельность: интервьюирование, рассказ воспитателя, восприятие художественной литературы, беседы, дидактические игры («Мы журналисты», «Редакция газеты», «Пресс-коференция», «Сто вопросов взрослому»), настольно-печатные игры, викторины.
Модель работы юных журналистов включает в себя следующие этапы:
• посещение интересных мероприятий в дошкольном учреждении;
• интервьюирование;
• создание материала;
• обрабатывание писем, пришедших в детскую редакцию.
Ребята активно участвуют в создании газеты: распределяют роли, берут интервью, отправляются в творческие командировки, организованные в дошкольном учреждении, – это и посещение мероприятий детского сада, встречи с интересными людьми, гостями сада. Практическим результатом работы над проектом являются печатные материалы юных журналистов в нашей газете «Вести из детского сада» с ее постоянными рубриками «Говорят дети», «Сочиняем сказки», «Мир глазами детей», а также выпуск передачи «Детские вести».
Газета «Вести из детского сада» – современный инструмент информирования родителей о жизни детей в нашем дошкольном учреждении. И с каждым новым выпуском наша газета становится все интереснее, полезнее и ярче. Мы стараемся привлечь своих воспитанников яркими сюжетами и интересными развивающими заданиями, а родителей – полезной информацией и фоторассказом о жизни ребят в детском саду.
Перспективой развития данного проекта является сотрудничество с редакцией детского журнала для публикации шедевров наших воспитанников. Совместно с родителями ведется работа по созданию рукописной книги «Мой любимый детский сад» для реализации детских фантазий.