Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Пиядова Анастасия Андреевна
Выступление на конференции «Воспитательный компонент уроков английского языка»
Современный процесс обучения, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у ученика широкий взгляд на мир. Процесс овладения иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития учеников. Ведь помимо обучения непосредственно языку, необходимо привить учащимся интерес к стране, где говорят на нем, воспитать любовь к традициям и культурным ценностям носителей языка, научить определенным правилам поведения, передать ученикам формулы вежливости, которые используются в англоязычных странах и их речевые клише (воспитание культуры общения). Кроме того, на уроках английского языка можно провести сравнение с культурой и традициями нашей страны, тем самым создавая условия для воспитания чувства патриотизма.
Таким образом, воспитательный аспект является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.
Воспитательный потенциал заложен в системе обучения .
Учебная деятельность по иностранному языку осуществляется через:
-урочную деятельность
- внеурочную деятельность
Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его поведении.
Внеурочная деятельность (внеклассная работа) по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
В своей работе я придерживаюсь принципа:
«Скажи мне- и я забуду,
Покажи мне- и я запомню,
Вовлеки меня – и научусь» (Китайская мудрость)
На самом деле, это принцип системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии со стандартами ФГОС (как на уроках , так и при проведении внеклассных мероприятий).
Рассмотрим более подробно воспитательный аспект во внеурочной деятельности.
Внеклассная работа по иностранному языку необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранного языка, для развития творческих способностей учащихся
Одной из форм внеурочной деятельности по ин. языку является проведение предметных недель в школе.
В рамках методической недели английского языка проводится много разнообразных мероприятий (заранее планируется каждый день/ разные формы)- слайд.
Неделя английского языка дает ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и дает возможность поверить в свои силы в изучении английского языка.
Главным принципом Недели английского языка является вовлечение как можно больше учащихся школы в события Недели, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.
Так, проведение Недели иностранного языка в школе имеет следующий
Воспитательный аспект:
• воспитание толерантного отношению к чужой культуре, традициям и обычаям, к чужому мнению;
• воспитание гармонично развитой личности.
•повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
•способствует сплоченности коллектива
Воспитательный аспект хорошо прослеживается в проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности:
Основные направления воспитания | Темы проектов | Ценности |
Воспитание гражданственности, патриотизма | «Достопримечательности нашего города» «Сувениры из России» | Любовь к своей малой родине любовь к России |
Воспитание нравственных чувств | «Моя семья» «Человек, которым я восхищаюсь» «Мой любимый персонаж» «Мой лучший друг» | уважительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, семейным ценностям и традициям; нравственный выбор (различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону поступков людей и персонажей литературных произведений, анимационных фильмов) Представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | «Моё любимое время года» «Моё любимое животное» «Мой питомец» | Интерес к природе и природным явлениям бережное отношение к животным, домашним питомцам |
Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран | «Англоговорящие страны» «Достопримечательности Великобритании» «Праздники и традиции» «Сhristmas» | интерес и уважительное отношение к иностранному языку и культуре народов англоязычных стран |
На своих уроках я стараюсь прививать учащимся интерес к английскому языку, воспитывать в них стремление узнавать что-то новое о различных странах, их особенностях, обычаях и традициях, воспитывать культуру общения.
Знание чего бы то ни было, само по себе мало обогащает человека. Не менее важно то , что это знание вносит в формирование человека как личности.
Поэтому главная ценность иностранного языка заключается в его воспитательном потенциале.