СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете на тему "Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания" (документ)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст с пояснениями к презентации. Расширенная версия презентации по той же теме, по сути.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете на тему "Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания" (документ)»

Слайд 1"Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания"

Слайд 2.

Эпиграф: Успех меняет человека.
Он делает человека
уверенным в себе,
придает ему достоинство,
и человек обнаруживает
 в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Американский психолог Джой Бразерс


Слайд 3.

Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи. То есть то самое «Умение учиться».

Слайд 4. Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов.

Слайд 5. Поэтому задача учителя – дать каждому ребенку шанс проявить себя. Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель уделяет большое внимание создании ситуации успеха на уроке.

Слайд 6

Мы знаем с вами, что мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, в следствии чего и настраивается на успех.

Слайд 7

Вашему вниманию хочу представить ряд приемов для организации учебного процесса по истории и обществознанию, которые я применяю при сотрудничестве с детьми. Они не требуют длительной подготовки, просты в организации и не нуждаются в особом реквизите.

Например, прием "Эпиграф"

Слайд 8

В начале урока ученикам предлагается осмыслить эпиграф, написанный на доске, и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Без многого может обходиться человек, но только не без человека».

Карл Людовиг Берне, немецкий критик конца 18в.

Слайд 9

Прием "Ребус".

Учащиеся разгадывают ребус, в котором зашифровано ключевое слово к теме урока. После чего они формулируют и тему урока. (Ответ: декабристы.

Тема урока: Восстание декабристов на Сенатской площади).

Слайд 10.

Технология развития критического мышления требует строить урок по трёхфазной модели: стадия вызова — стадия осмысления содержания — стадия рефлексии. Каждую из них можно организовать по-разному. Выбор средств и методов зависит от содержания материала, уровня развития учащихся и предпочтений учителя. Чаще всего для активизации познавательной деятельности, ребятам после определения темы урока ставится проблемный вопрос, над которым мы работаем весь урок.

Например: Какой путь развития более приемлемый для общества: путь восстаний и революций или путь реформ?

Либо же 9 класс: - Проблемное вопрос: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией в Отечественной войне 1812 года?

Слайд 11

При проверке домашнего задания часто использую прием "Да-нетка". Суть игры – участники должны ответить верят они или нет в то или иное утверждение. И я с вами проведу эту игру. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал).

4) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да)

Данная игра тоже интересна для учащихся, они с удовольствием принимают в нем участие.

Слайд 12

«Час редактора» чаще всего использую на этапе закрепления учебного материала.

Группы получают исторический/обществоведческий текст по изучаемому ма­териалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты...

Используя на уроке данное задание, вы не только можете проверить знания учащихся как в группе, так и индивидуально, но и подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на экзаменах.

Пример: тема по обществознанию Наука

«Коренные изменения в системе научных знаний в XX веке превратили ___________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование ____________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями _____________(3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой _____________(4). Наиболее ценными качествами являются уровень _____________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________(6)».

Список слов: A) наука Д) производство Б) промышленность Е) образование B) политика Ж) прогресс Г) экономика

Слайд 13

Для осмысления изученного материала можно использовать прием сингапурской методики ЭЙ АР ГАЙД (anticipation-reaction guide)-обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения `упражнения-раздражителя` для активизации мышления. Примером выступает таблица к уроку истории "Династический кризис 1825 года. Восстание декабристов":

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


  1. Поводом к восстанию стал династический кризис 1825 года.



2. Участников тайных организация называли декабристами, т.к. они все родились в декабре?



3. Восставшие хотели обнародовать "Манифест к русскому народу"(отмена крепостного права, свержение царя и т.д.).



4. Декабрист Петр Каховский убил царя Николая.



5. Диктатор (руководитель) восстания С.П.Трубецкой привел восставших к победе, царя свергли.



6. Восстание 14 декабря 1825 года потерпело поражение



Слайд 14

Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках истории и обществознания с целью провокации ситуации успеха:

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.

  2. Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.

  3. Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.

  4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.

  6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.

Послесловие

  • Использование данных методов и приемов - это не самоцель. Важен результат.

  • Учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

  • Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в школьниках чувст­во собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

И в завершении своего выступления, хочу сказать следующее:

На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!