СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на региональном семинаре РМО учителей по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Выступление на региональном семинаре РМО учителей по русскому языку и литературе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Будо – Анисовская основная общеобразовательная школа









Тема выступления на региональном семинаре РМО учителей по русскому языку и литературе

Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы





Подготовила

Герасимова О.В.

учитель русского языка и литературы

















Д. Буда, 2021 г.



Формирование положительной учебной мотивации на уроках русского языка и литературы

Мотивация – это самая сложная проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. С ней приходится работать всем педагогам.

Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отече­ственные психологи подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направ­ленность внимания и мысли. Обратимся к понятию «мотив». Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приво­дить в движение, толкать.

Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

Исходя из этого, важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности. Для этого необходимо:

  1. Формировать у обучающихся положительную мотивацию к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

  2. Развивать коммуникативные компетенции у обучающихся.

  3. Создавать на уроках благоприятный психологический климат в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке.









Этому способствует использование:

  • Разнообразных форм и методов работы на уроках;

  • Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;

  • Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;

  • Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.


Система повышения учебной мотивации может быть представлена в виде схемы:


Разнообразные

формы и методы

работы на уроке




Дифференциро-

ванный подход



Мотивация



Индивидуальный подход


Благоприятный

психологический

климат


Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.


Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» - эти слова великого ДАнте являются актуальными на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.

Галерея Александра Смольянинова «Краски и звуки». Плейлисты «Интерьерная живопись», «Зима живописная», «Россия живописная», «Знаменитые династии России», «Православные праздники», «Великая Отечественная война». Приносят огромную пользу как на уроках развития речи при написании сочинений, так и на уроках литературы.



Интересной формой, считаю, использование на уроках интерактивных диктантов с аудиозаписью, которые позволяют обучающимся проверить свои знания. На таких платформах как Грамота.ру, Орфограммка можно пользоваться диктантами с проверкой полного текста, где нужно вставить пропущенные буквы и знаки препинания http://gramota.ru/class/coach/idictation/, https://dict.orfogrammka.ru/#5a2d0b41c13fb9643ea16522

Очень интересны тематические диктанты на литературной основе. Их можно взять на сайте «Ассоциации учителей русского языка и литературы». Разные типы заданий позволяют привлечь внимание учащихся, вызвать интерес к поэту, писателю; формируют навыки исследовательской деятельности, активизируют мыслительную деятельность учащихся. Приведу примеры некоторых типов заданий. На уроках литературы в 5 – 6 классах использую задания типа «Знатоки», которые предполагают обращение к лингвистической, литературоведческой и общекультурной базе обучающихся, к знанию программных текстов произведений художественной литературы. Для обучающихся 7-9 кл. применяю на уроках задания такого плана: из «Облаков слов» нужно узнать название произведения, автора. Все это в совокупности формирует устойчивый интерес к изучению русского языка, русской литературы и культуры.

Презентация является одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на русского языка и литературы:

обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

психологически облегчает процесс усвоения;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор учащихся и повышает производительность труда.

Основная функция презентации – служить наглядным материалом.

Наиболее широко медиапрезентацию можно использовать на уроках изучения биографии, где она служит основной формой проведения урока, т.к. несет значительную часть информационной нагрузки для учащихся, а для учителя служит опорным конспектом.

Презентацию удобно использовать для уроков, построенных в форме заочных экскурсий. Компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических средств обучения.

Презентации могут использоваться на уроках-викторинах.

Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

Так же презентация может стать индивидуальным заданием при подготовке учеником какого-либо сообщения или доклада к уроку, а также формой проведения зачета по той или иной теме. Можно предложить учащимся как создание полноценной презентации, так и создание отдельного слайда, который потом становится частью общей отчетной работы.


Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.



Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и увлекательным.

Современные дети – аудиовизуалы!!! Мало общаются. Сложно читают линейные тексты. Чаще интроверты. Слабая усидчивость. Поэтому использую на уроках интеллект – карты (знакомые нам как кластеры), где в центре – основная идея или проблема, от нее отходят ключевые пункты. Каждый пункт тоже при необходимости дробится на несколько пунктов поменьше. Вся проблема будет четко проработана. Удобно использовать на уроках русского языка, когда обучающиеся сами делают такие карты на альбомных листах, по которым потом рассказывают изученный материал.

Многие великие педагоги особое внимание уделяли методу игры. Василий Александрович Сухо­млинский (1918-1970) сказал: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве…через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ре­бенка…».

Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

В своей работе на уроках русского языка и литературы применяю такие игры, как:

  1. Игра «Классификация». Слайд «Собери поговорку» Можно соревноваться двум командам или иг­рать просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые раз­ные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множе­ство было всем известно и четко ограничено.

Игра «Собери поговорки»

Цель игры: расширить знания о поговорках, обогащать речь учащихся, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; коммуникативную компетентность, воспитывать интерес к культуре русского народа.

Подготовка к игре : Разрезать карточки с текстом. На одной половине – начало поговорки, а на другой – конец. Приклеить начало на зеленый картон, а конец пословицы на синий картон. Ход игры: Раздать играющим по 5 карточек синего цвета. Ведущий зачитывает поговорку с зеленой карточки. Задача играющих - собрать поговорки. Выигрывает тот, кто соберет все пословицы.

  1. Игра «Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая за­кономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по по­рядку: один, два, три…четыре).

 

    • Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)

    • Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду – название животных в порядке уменьшения количества ног)

    • Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, кото­рое вместе с числительным три образует название художественного про­изведения).

    • Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, про­должая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)

  1. Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

  2. Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

  3. Игры-тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…

(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)

Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)

  1. Игры в случайность (игра “Что? Где? Когда?”, “Ромашка”)

  2. “Да-нетка”

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:– связывать разрозненные факты в единую картину;– систематизировать уже имеющуюся информацию;– слушать и слышать соучеников.

  1. “Автор”

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.



  1. “Фантазёр”

На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

Активное использование на уроке устных игровых приёмов позволяет ребёнку, неуспешному в письменной заданиях, проявить себя в устной работе. Ощущение ситуации успеха позволяет детям поверить в свои силы, повысить мотивацию к обучению.

Повышение интереса к уроку можно достичь не только новыми формами, но и современными приемами. Например:

1.Привлекательная цель

Удивляй! (Тема “Корень слова”. Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)

3.Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)

5. Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)

7. Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?)

9. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

10. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются.

11. Оценка – не отметка.

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

12. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалУ, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновение.

Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку.

Вывод:  таким образом, сформировать положительную учебную мотивацию на уроках русского языка и литературы возможно только тогда, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!