СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на семинаре «Вокальная работа с дошкольниками в системе дополнительного образования в творческом объединении «Солнышко»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре «Вокальная работа с дошкольниками в системе дополнительного образования в творческом объединении «Солнышко»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на семинаре «Вокальная работа с дошкольниками в системе дополнительного образования в творческом объединении «Солнышко»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


педагог дополнительного образования

Брызгалова Эльвира Ильфаковна


Выступление на семинаре «Вокальная работа с дошкольниками в системе дополнительного образования в творческом объединении «Солнышко»


Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними должна проводиться параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определѐнных навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные [11].

Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

В эстрадном вокале используются следующие методы обучения [29]:

– наглядный (демонстрационный) метод (используется при показе иллюстративного материала, например при изучении строения гортани, смыкания связок, работы вокального дыхания – грудная клетка, диафрагма и низ живота; при исполнении преподавателем музыкального материала);

– словесный метод (включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, беседу, обсуждение, сообщение задач, доступный для детского восприятия, анализ; все выступления в процессе обучения учеников желательно записывать на видеокамеру и совместно с ними анализировать, выявлять ошибки, подчѐркивать лучшие моменты выступления);

– игровой метод (включает в себя песенные игры, игры и упражнения на расслабление, на развитие творческих способностей, разыгрывание сценок, игры по ролям); – к практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокальные упражнения.

Их можно разделить на две группы:

1) упражнения, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения;

2) упражнения, направленные на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен.

Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.

– частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, оформление сцены и т.п.;

– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

На основе обобщения методов по формированию вокальных навыков других авторов нами был разработан комплекс методов для формирования вокальных навыков у детей дошкольного возраста:

– наглядно-зрительный, игровой, словесный, практический методы на формирование певческого дыхания;

– практический, наглядно-зрительный, игровой, метод забегания вперед и возвращения к пройденному на формирование артикуляционных навыков;

– наглядно-слуховой, игровой, словесный, практический и метод пластического интонирования на формирование интонационного слуха;

– методы театрализации, художественного контекста для объединения вокальной и двигательной (танцевальной) деятельности.

Для формирования такого вокального навыка как певческое дыхание у детей дошкольного возраста, нами был подобран следующий комплекс методов: наглядно-зрительный, игровой, практический методы. Рассмотрим каждый из них отдельно. Наглядно-зрительный метод применялся в работе очень часто, так как педагогу нужно было показать правильное и неправильное исполнение, также упражнения для дыхания педагог показывал и делал вместе с детьми.

Практический метод применялся в выполнении упражнений и совершенствовании их. Игровой метод применялся, на протяжении всех занятий, так как игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Именно в игре сочетаются нагляднозрительный и практический методы, например, когда педагог показывает, рассказывает и пробует вместе с детьми сделать какое-либо упражнение на дыхание [38].

Таким образом, был разработан комплекс игровых упражнений на дыхание, где для формирования певческого дыхания были использованы наглядно-зрительный, игровой и практический методы. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Это сложный и длительный процесс, поэтому на начальном этапе обучения он сводится к овладению плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание [12].

Необходимо, чтобы ребенок понял, что от него хотят. Научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч помогают упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д.Огороднова («Понюхать цветок»).

1. Снежинка (Сдуть снежинку с ладошки);

2. Свечка (Представить, что ладошка, это пламя огня и дуть на ладошку так, чтобы пламя не потухло);

3. Лес (Дети изображают, как шумит лес, когда дует ветер, педагог показывает динамику звука, сильный или слабый ветер).

Чтобы дети не разрывали слово, можно показывать правильное и неправильное исполнение, затем дети должны правильно исполнить упражнения. Для развития дыхания пропевать на выдохе гласные звуки, открытые слоги (например: да, та, ля), фразы, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным. Для формирования артикуляционных навыков у детей дошкольного возраста нами был подобран следующий комплекс методов: практический, наглядно-зрительный, игровой, метод забегания вперед и возвращения к пройденному. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Практический метод применялся в выполнении артикуляционных упражнений и совершенствовании их.

Наглядно-зрительный метод применялся в работе когда педагогу нужно было показать правильное и неправильное положение языка, также упражнения на формирование артикуляционных навыков педагог показывал и делал вместе с детьми.

Игровой метод применялся, на протяжении всех занятий, так как игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. Для этого использовались скороговорки, которые нужно было пропеть.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному применялся в работе над определенными согласными, дети могли учить скороговорки только на букву «р», но педагог давал другую, на формирование шипящих звуков. Дальше работа над формированием «р» продолжалась, когда переходили к шипящим, дети уже знали одну скороговорку с этим звуком.

Вся эффективная работа по формированию артикуляционных навыков у детей дошкольного возраста возможна при формировании ее в процессе игры. В игре можно совмещать практический, наглядно-зрительный, игровой, метод забегания вперед и возвращения к пройденному. Работа над артикуляцией начинается с формирования округлых гласных и отчѐтливого произношения согласных в умеренных по темпу песнях, а затем и в весѐлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата [33].

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание [4].

Изучение скороговорок на различные буквы также является неотъемлемой частью занятия. 1. Сказка про язычок (комплекс упражнений для разогрева артикуляционного аппарата, рассказывается в форме сказки, чем привлекает детей дошкольного возраста и очень им нравится). 2. Скороговорки на букву «р» (комплекс скороговорок на формирование этой буквы). 3. Скороговорки на букву «ш» (комплекс скороговорок на формирование этой буквы). 4. Скороговорки на буквы «л», «м», «н» (комплекс скороговорок на формирование этих букв).

Для формирования интонационного слуха у детей дошкольного возраста нами был подобран следующий комплекс методов: нагляднослуховой, игровой, словесный, поисковый, практический, метод пластического интонирования. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Наглядно-слуховой метод применялся в работе, когда педагогу нужно было показать правильное и неправильное звукоизвлечение, верное интонирование, показ произведения. Игровой метод применялся, когда педагогом разыгрывались песенные игры, игры и упражнения на расслабление, на развитие творческих способностей, разыгрывание сценок, игры по ролям.

Словесный метод (объяснение, беседа, обсуждение) помогал раскрыть новые понятия и термины вокала; объяснить теоретические основы техники исполнения в вокале; помочь учащимся осмыслить содержание музыкального произведения; поиск креативного способа показа произведения с использованием движений. Практический метод применялся в выполнении распевок и упражнений и совершенствовании их.

Метод пластического интонирования применялся для показа движения мелодии, передавая интонацию музыки в пластике движения. 1. Упражнения на развитие интонационного слуха; 2. Слушание произведений и сравнение их между собой; Также в комплекс мы включили метод театрализации и художественного контекста для объединения вокальной и двигательной (танцевальной) деятельности. Также эти методы применяются во время игры. Следует отметить, что нельзя в этом случае обойти тему подбора репертуара. Ведь он должен соответствовать возрасту, вокальным возможностям, а также способствовать формированию вокальных навыков. Подбор репертуара, пожалуй, самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, была доступна для исполнения [39].

Для каждой возрастной группы подбирался интересный и доступный материал, с помощью которого можно было решить различные проблемы формирования вокальных навыков. Ведь песни, потешки вызывают у детей всплеск положительных эмоций, создают радостное настроение, воспитывают оптимистический характер [8]. После подбора репертуара начинается вокальная работа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!