СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на тему: Система работы учителя при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию 2024г

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы учителя при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию 2024г. Новые критерии,задания.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на тему: Система работы учителя при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию 2024г»

Итоговое собеседование 2024: новые критерии, задания и советы.

Итоговое собеседование - первый настоящий экзамен, который девятиклассники будут сдавать 14 февраля.

Что касается дат проведения: общий день сдачи ИС – 21 ноября. А если вы заболеете или по каким-то иным причинам не сможете сдать в этот день экзамен, оглашены дополнительные сроки: это вторая среда марта и первый рабочий понедельник мая. 


Новые критерии: что изменилось? 
















Тема: Система работы учителя при подготовке обучающихся 9-х классов к итоговому собеседованию.

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Я постараюсь кратко рассказать об изменениях по экзамену итогового собеседования и поделюсь своим опытом в подготовке обучающихся к данной форме итоговой аттестации,

(Показ СЛАЙДА 2)

Структура устного собеседования вам известна она осталась прежней: 1 задание – выразительно прочитать вслух небольшой текст. 2 задание - пересказать прочитанный текст, дополнив пересказ высказыванием. 3 задание- это монолог 1 из 3-х вариантов: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по 1 из сформулированных проблем. 4 задание- участие в диалоге по теме предыдущего задания.

Как и прежде экзамен длится 15-16 минут.

Шкала оценивания тоже осталась прежней: за всю работу максимально можно получить 20 баллов, а для того, чтобы получить зачет, достаточно будет набрать 10 баллов.

Что изменилось в итоговом собеседовании? Это критерии оценивания. Раньше грамотность речи оценивалось по двум разным критериям : задания 1 и 2 проверялось соблюдения грамматических, орфоэпических и речевых норм, а также искажение слов, а задания 3 и 4 проверялось соблюдение грамматических, орфоэпических и речевых норм и речевое оформление. Максимально за каждое задание давалось по 4 балла.

СЛАЙД 3 Теперь появился общий критерий грамотности речи по всем задания с 1 по 4 . За него максимально можно получить 8 баллов. Здесь по-прежнему оценивается соблюдение орфоэпических, грамматических, речевых норм. Но еще добавилось богатство речи и соблюдение фактической точности.

А теперь кратко пройдемся по задания. Сколько баллов можно получить за каждое задание с изменениями.

Раньше за 1 задание чтение текста ставили 2 балла это интонация и темп чтения, сейчас можно получить 3 балла это интонация, темп чтения и искажение слов.

2 задание пересказ текста раньше можно было получить 5 баллов, теперь 4 балла. Убрали критерий соблюдение фактологической точности при пересказе. Этот пункт добавили в критерии оценивания грамотности речи. За монолог и диалог как и прежде можно получить 3 и 2 балла соответственно. Однако в монологе теперь иначе оценивают количество фраз: если девятиклассник произнес 10 фраз, он получит 2 балла, если 5 – 9 фраз 1 балл, а если он привел менее 5 фраз по теме высказывания то получает 0 баллов. А что касается диалога, то эксперты уточнили количество вопросов, на которые девятиклассникам придется ответить: теперь их 3. То есть задание стало более объективным, потому что раньше этого не уточнялось. И еще нужно учесть, что на эти 3 вопроса нужно будет дать развернутый ответ, чтобы получить максимально 2 балла.

И еще одно изменение если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.


Я кратко осветила вопрос об изменениях в экзамене итогового собеседования.

А сейчас рассмотрим некоторые алгоритмы к подготовке того или иного задания итогового собеседования.

Конечно у каждого из ВАС уже накоплен достаточный опыт по подготовке к итоговому собеседованию.

Для начала давайте с вами определимся с тем, что итоговое собеседование – это метапредмет, а не какая-то очередная ноша учителя русского языка. Любой учитель любого предмета, связанного с речевым общением, умением вывести ученика на монолог, на диалог, вполне может на своих уроках поработать со словесным описанием каких-то схем, фотографий и т.д. Это задача не только учителя русского языка и литературы.

Так что же проверяет итоговое собеседование? В первую очередь коммуникативную компетенцию (сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другим), которая характеризуется такими навыками, как: (СЛАЙД 4)

-владение грамотной речью, богатый словарный запас, способность наладить контакт с разными людьми, анализ своего речевого поведения и собеседника, речевая этика.

Какая проблема может возникнуть при подготовке учащихся к итоговому собеседованию в 9 классе? Ученик может хорошо сжимать текст, грамотно вводить цитаты в текст, уметь выразительно читать, но если у ученика не сформирована способность налаживания контакта с разными людьми, то ученик не сможет раскрыться в течение 15 минут перед собеседником. Ученику важно почувствовать себя уверенно, спокойно, свободно. Это всё приобретается с опытом, коллеги. Поэтому любой учитель на своих предметах должен помочь ученику раскрыться.

На своих уроках я использую следующие виды работы для формирования коммуникативной компетенции: пересказ, дискуссия, построение доказательств и опровержений, защита проекта, ответы на вопросы, умение задавать вопросы, выступление как с заранее готовой речью, так и с неподготовленной. Выступление с неподготовленной речью, когда мы можем попросить ученика спонтанно за 1-2 мин создать некий монолог, будет очень важным умением, потому что устное собеседование – это в большей степени речь неподготовленная, спонтанная.

Конечно, сейчас появляется много методических пособий, различных дополнительных материалов в печатном и электронном виде, которые могут помочь в подготовке к итоговому собеседованию.НА СЛАЙДЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ОДНО ИЗ ТАКИХ ПОСОБИЙ И ССЫЛКА, ГДЕ М/О СКАЧАТЬ ЭТО ПОСОБИЕ.

Итак, давайте с вами остановимся на 1 задании итогового собеседования – выразительном чтении текста вслух, время на подготовку выразительного чтения дается до 2 минут. При оценке чтения вслух учитывается соответствие интонации пунктуационному оформлению текста и соблюдение темпа речи.

В учебнике по русскому языку под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской представлен ряд упражнений, помогающих поработать над интонацией и темпом речи.

Мы с вами понимаем, что проверка коммуникативной компетенции учащихся на итоговом собеседовании – это проверка тех коммуникативных навыков, которые учащиеся приобрели и развили в процессе работы над своей речевой деятельностью в течение всего времени обучения, а не только лишь работы исключительно в 9 классе.

На уроке при выполнении упражнений на отработку того или иного речевого вида деятельности каждому учащемуся я раздаю специальную памятку-алгоритм, где четко прописано, на что стоит обратить особое внимание. Например, вот такой алгоритм при подготовке к выразительному чтению мы прорабатываем с детьми.

Алгоритм к выполнению 1 задания СЛАЙД.6

«Как готовиться к чтению текста?» и СЛАЙД 7 «Как читать текст вслух?»

Мы с вами понимаем, что такой навык как выразительное чтение должен формироваться постоянной практикой, кроме того, учащиеся должны слышать эталонное чтение, которое они могут воспринимать как образец выразительного чтения. Таким образцом может быть чтение текстов вслух учителем, использование аудозаписей на уроках литературы при изучении того или иного произведения.

2 задание итогового собеседования СЛАЙД 8– это пересказ прочитанного текста с включением в него высказывания. На подготовку также дается 2 минуты.

При работе с учащимися на уроке мы вспоминаем способы, которыми можно ввести цитату в текст НА СЛАЙДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ПАМЯТКА АЛГОРИТМ (цитату можно оформить как прямую речь; цитату можно ввести с помощью вводной конструкции; цитата вводится в виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о; для введения цитаты можно использовать косвенную речь). Учащимся я предлагаю потренироваться, применяя разные способы введения цитаты на примерах высказываний писателей и поэтов. (СЛАЙД )

Далее продолжаем нашу работу по памятке – алгоритму «Подготовка к пересказу текста».СЛАЙД 9,10 Эта памятка представлена на слайде.

3 задание итогового собеседования – это монологическое высказывание, где учащийся может выбрать одну из предложенных тем беседы. На подготовку учащемуся дается 1 минута.

На уроке мы постоянно говорим о типах речи, об особенностях каждого типа речи. И система упражнений в учебнике помогает подготовить учащихся к 3 заданию итогового собеседования. Мы можем воспользоваться цветными вставками с репродукциями картин. Например, есть упражнения под рубрикой «Учимся создавать текст», где ребятам предлагается рассмотреть репродукцию картины и дать словесную зарисовку этой картины, отразив состояние покоя, умиротворенности, которым веет от холста. Учащиеся должны определить, какой тип речи будут использовать и какие языковые средства им понадобятся.

При затруднениях у учащихся целесообразно использовать заранее подготовленные шаблоны монологических высказываний. Один из таких шаблонов представлен на слайде .СЛАЙД 11

4 задание итогового собеседования – это участие в диалоге по теме предыдущего задания. Это мы используем на каждом уроке, требуя от учащихся полных, развернутых ответов на поставленный вопрос. Вы прекрасно понимаете, коллеги, что подготовка учащихся к итоговому собеседованию осуществляется на каждом уроке русского языка через систему упражнений по развитию речи.СЛАЙД 12,13

В процессе работы по подготовке к итоговому собеседованию мы сталкиваемся с трудностями при соблюдении грамматических, орфоэпических, речевых норм. Немало проблем также возникает при чтении, пересказе незнакомого текста, создании монологического высказывания. Для преодоления этих сложностей нам и приходят на помощь памятки-алгоритмы. При их использовании идет формирование «методики учащегося». Надеюсь, что использование подобных алгоритмов поможет подготовить учащихся к итоговому собеседованию.





















Задание 1. Чтение текста вслух


Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания





















Задание 3. Монологическое высказывание




Задание 4. Диалог

















Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4.



* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.





Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового собеседования увеличивается на 30 минут (т.е. общая продолжительность итогового собеседования для указанных категорий участников итогового собеседования составляет в среднем 45 минут). Участники итогового собеседования с ОВЗ, участники итогового собеседования – дети-инвалиды и инвалиды самостоятельно по своему усмотрению распределяют время, отведенное на проведение итогового собеседования. Так, вышеназванные участники итогового собеседования могут использовать время как на подготовку к ответам (например, использовать больше времени на подготовку, чем предусмотрено заданиями к КИМ итогового собеседования), так и на ответы на задания КИМ итогового собеседования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!