СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление " Образовательная и воспитательная роль загадок на уроках"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даннной разработке представлено выступление " Образовательная и воспитательная роль загадок на уроках"

Просмотр содержимого документа
«Выступление " Образовательная и воспитательная роль загадок на уроках"»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЗАГАДОК НА УРОКАХ

Автор И.И.Кудинова – учитель начальных классов

МКОУ «Возовская СОШ» Поныровского района Курской области

В данной статье представлены

Загадка — один из самых распространённых жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. Древние загадки раскрывают и домашний быт древнего русича: его избу, мебель в ней, посуду, орудия труда и т.п.

В наше время загадки создаются не только сказителями, но и профессиональными писателями. Так, более 25 сказок создали К. Чуковский, С. Маршак, Л. Ульяницкая, В. Мусатов и др. Загадки заняли свое место на страницах "Азбуки", "Букваря", учебников русского языка и литературного чтения. Это закономерно, потому что загадки дают богатый материал для развития мышления и речи детей.

Но, к сожалению, мои многолетние наблюдения на уроках показывают, что знакомство младших школьников с загадками носит только характер усвоения содержания. Ученики читают и запоминают текст и орфографию. Это, конечно, необходимо, но, на мой взгляд, совершенно недостаточно. Нигде на уроке мне не удалось услышать вопросы о том, зачем загадывают загадки, кто их авторы, как строится загадка.

Бывают случаи, когда учителя предлагают детям самим составить загадку. Там же, где это было сделано, детям предварительно не показали, как строится загадка, не предупреждали возможные ошибки.

Вообще задания творческого характера на основе изучения прочитанных текстов — явление чрезвычайно редкое и еще реже удачное. Поэтому результаты бывают более чем скромные. Все это заставило меня задуматься над тем, как с максимальной пользой и с учетом возрастных возможностей детей научить их самостоятельно составлять загадки. Задания по самостоятельному составлению загадок имеются в программе по русскому языку в 5 - 6-х классах, но там они не вызывают у учащихся большого интереса, в то время как для второклассников они и посильны, и интересны. Возможно проводить эту работу и в третьих классах. Все зависит от подготовленности класса и заинтересованности учителя.

Я проводила обучение составлению загадок в своих классах. Обучение шло на уроках как во вторых, так и в третьих классах. При этом детям сообщались небольшие сведения по теории литературы в доступной для них формулировке. Так, я сообщала детям формулировку загадки и то, что большая часть загадок имеет рифму и что такое рифма; знакомили с понятием простое сравнение и отрицательное.

Первый урок по теме "Загадки" ставил своей целью вызвать интерес к самой теме урока и к русскому языку в целом, а также выяснить, какие загадки знают дети, какие трудности стоят перед ними при нахождении правильной отгадки.

Для его проведения были использованы:

а)25 картинок с изображением овощей, домашних и диких животных, инструментов, спортивных принадлежностей (коньки, футбольный мяч, лыжи и т.д.), трактор, подъемный кран, пила, топор;

б) портреты С. Я. Маршака и К. И. Чуковского и их книги с загадками;

в) плакат "Что такое загадка";

г) текст сказки Н. Грибачева "Загадай — отгадай".

Урок начался с выяснения того, что знают о загадках дети, какие загадки им хорошо знакомы. Поднятые руки свидетельствовали, что все дети в той или иной степени знают загадки. Чтобы возбудить у детей желание больше узнать о загадках, первую часть урока проводила, как игру-соревнование.

Классу было предложено выделить двух знатоков-экспертов, которые могли бы руководить игрой и вручать награды за правильно заданную загадку и ее отгадку. Ведущие-эксперты задавали классу вопросы: "Кто хочет загадать загадку?", "Кто знает ее отгадку?" и вручали каждому за правильный ответ синюю фишку. В основном дети вспомнили загадки об огородных культурах (морковке, луке, арбузе, огурцах, капусте и т.д.), о домашних и диких животных. Прозвучали лишь две загадки о явлениях природы. Игра в загадывание-отгадывание загадок очень оживила урок и вместе с тем позволила подвести детей к осмыслению того, а что же такое загадка, зачем она нужна.

После того как дети загадали друг другу загадки и получили достаточное число синих фишек, мы сами предложили ученикам загадки об орудиях труда — топоре, пиле, тракторе, подъемном кране и т.д. Вот какие загадки были предложены ученикам:

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор.)

Скоро ест, мелко жует, сама не ест, другим не дает. (Пила.)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор.)

О явлениях природы были заданы такие загадки:

Щука хвостом махнула, лес погнула. (Ветер.)

Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь.)

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз.)

Цветное коромысло над землей повисло. (Радуга.)

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

Далее учитель сообщает, что все заадки, которые они загадывали, — народные и придуманы много столетий тому назад. А сегодня уже современные писатели сочиняют загадки.

- Вот загадки, составленные известными советскими писателями С. Я Маршаком и К. И. Чуковским. Это загадки о современных предметах - о средствах передвижения, машинах – помощниках в работе, спортивных принадлежностях.

- Посмотрите на портрет С. Я. Маршака Кто из вас назовет его книги? Да, он писал сказки, пьесы, а также загадки.

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

Потому что он надут.

- О чем эта загадка? Как узнали? Вторая загадка:

По тропинке, по дорожке он бежит,

А поддашь его ботинком - он летит

Вверх и в бок его кидают на лугу.

Головой его бодают на бегу.

- О чем эта загадка? Вспомните ваш любимый летний вид спорта. Да, это мяч, но не простой, а футбольный. Как мы это узнали? Какие качества игры здесь названы? (Играют на лугу, на траве, а мяч бьют ногами и головой.)

- А вот загадка, придуманная Маршаком:

Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу.

Что это? (Очки.)

Затем показываю портрет К. И. Чуковского, его книгу "Загадки" и читаю из нее четыре загадки:

Был белый дом, чудесный дом

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Такое теплое, такое пушистое и золотое.

Кто же это? (Цыпленок.)

- Как узнали? Вот еще загадка:

Маленькие домики по улице бегут. Мальчиков и девочек домики везут.

(Автобус.)

- Что это? А вот еще:

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода-то тверда, словно каменная.

(Коньки.)

- И, наконец, последняя:

Я великан: вот ту громадную,

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

- А о чем эта загадка? (О подъемном кране.)

Так как не все дети могли дать правильный ответ даже на легкие загадки о явлениях природы, предлагаю им прослушать сказку Н. Грибачева "Загадай — отгадай” и подумать:

- почему заяц Коська часто ошибался при отгадывании загадки;

- что надо иметь в виду, чтоб не делать ошибок при разгадывании загадки.

После прочтения сказки ребята задумались, но попытались дать ответ на вопрос: «Так что же такое загадка? Чем она похожа на то, что делаете вы на уроках математики?»

Дети отвечали, что на уроках математики они решают примеры и задачки. А загадки — это тоже задачки, которые надо решать, отгадывать. Затем даётся определение загадки и дети читают:

Загадка - это задачка, которую надо решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.

Как же избежать ошибки при отгадывании загадок? Для этого необходимо:

- внимательно слушать;

- подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

- не торопиться, а все продуманное тщательно взвесить.

Эту памятку надо держать в уме, тогда не случатся ошибки, которые допускал заяц Коська.

А зачем вообще загадывают загадки? Что можно узнать с помощью загадок о человеке?

Предлагаю ребятам прослушать в сказку Андрея Платонова ''Умная внучка".

- Так какие качества человека можно проверить, заставляя отгадывать загадки? Наблюдательность, находчивость и сообразительность.

Раньше купцы, нанимая работника, часто задавали ему загадки и таким образом определяли, насколько умен, наблюдателен и находчив их будущий работник. И лишь на этой основе доверяли ему различную более трудную и ответственную работу.

Итак, подведем итог урока.

Что нового узнали мы на этом уроке? Что такое загадка, когда она возникла? На какие темы составляют загадки? Кто их авторы?

Второй урок был посвящен обучению детей составлению загадок. Для этого в класс были принесены два рисунка: зайца и петуха.

Ученикам было предложено вспомнить: что мы называем загадкой, зачем загадываем?

Потом ученикам сообщила, что на этом уроке они познакомятся с тем, как строятся загадки, а затем будут сами коллективно составлять их. Для того, чтобы составить загадку, надо знать четыре основных условия. Познакомимся с первым.

В загадке всегда раскрываются главные качества предмета, по которым его можно отличить от многих других, даже похожих.

Затем детям предлагают прочитать записанную на доске народную загадку про зайца:

Маленький, беленький,

По песочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

— Все ли особенности зайца в этой загадке указаны?

На доске вывешивается рисунок зайца.

— Рассмотрите зайку и назовите главные особенности его внешнего облика.

Дети назвали: длинные уши, короткий хвост.

— Можно ли по этим признакам определить зайца без ошибки? Ведь длинные уши есть и у осла, а короткий хвост у медведя?

Дети добавляют, что у зайца длинные задние лапы, он быстро бегает от лисы и волка. Тогда детям предлагают составить загадку про зайца. Ученики придумали такой вариант:

Длинные уши, короткий хвост.

Увидит лисицу и вмиг удерет.

— Загадка составлена верно, но все же не все главные признаки зайки выделены. Вспомните, какого цвета у него шубка летом, а какая зимой, что больше всего любят есть зайцы?

Тогда ученики предложили другую загадку:

Зимой белый, летом серый.

В огород забежит и капустой захрустит.

Эта загадка точнее раскрывает облик зайца.

Затем было предложено прочитать народную загадку про петуха и рассмотреть рисунок петуха.

Хвост с узорами, сапоги со шпорами. Дети назвали особенности внешнего облика и поведения петуха. В народных загадках не всегда раскрыты все черты героя.

— У павлина тоже узорный хвост, а вот шпор на ногах нет ни у павлина, ни у гуся, ни у индюка, есть только у петухов. Кроме того, петух имеет еще один замечательный признак: он громко поет, раньше всех птиц. Составляя загадку, давайте включим в нее все признаки петуха.

Ученики предложили такой вариант:

Громко поет, шпоры несет.

Зерно клюет, рано встает.

— Какой же вывод мы сделаем из всей предыдущей работы? Какое первое условие для составления загадки мы сформулируем ?

Нужно внимательно рассматривать и перечислять главные отличительные качества предмета.

Затем учитель обращает внимание детей на то, что в загадках часто используется особый художественный прием, когда сравнивают два похожих предмета. Например:

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут.

— О чем эта загадка? (Об автобусе, троллейбусе, трамвае.) Все они похожи на домики.

Сравнения в загадках бывают простые, но бывают и отрицательные. Посмотрите, как составлена загадка про книгу:

Не дерево, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

У книги есть листы, но это не листы деревьев. Страницы книги соединены-сшиты, но это не платье, не рубашка. Книга о многом рассказывает. Но это не человек.

Загадка строится на сравнении двух предметов. У этих предметов есть общие, сходные качества, но есть и главное различие, то, чем они не похожи друг на друга. Именно это различие и является главным. Такие загадки труднее отгадывать и придумывать самим.

Учитель показывает яркую картинку, изображающую петуха, и предлагает послушать две-три народные загадки о петухе. Хвост с узорами, сапоги со шпорами.

Кто свой гребень на голове носит,

Но никогда не чешется?

— Какие качества петуха раскрываются в этих загадках? (Внешний вид: гребень на голове, пестрый хвост, на ногах шпоры.) Кто скажет, что такое шпоры? Кто носит шпоры? (Дети отвечают.) У гусей, лебедей, индюков нет на ногах шпор, эта особенность только у петухов.

Подведем итоги. Какие качества петуха могут помочь нам отличить его от других птиц? (Красивый хвост, гребень на голове, шпоры на ногах и громкий голос на заре.) Попробуем теперь сами составить загадку о петухе так, чтобы в ней была и рифма. Например:

На голове гребень несет,

Ногами-шпорами бьет,

Рано утром поет.

А кто нас утром будит в Москве — ведь у них нет поблизости петухов? Как называются часы, которые нас будят? (Будильник.) И петух, и будильник рано поднимают людей на работу, а детей в школу. В этом их сходство. Какую загадку о петухе можно еще составить?

Не наездник, а со шпорами,

Пестрый хвост несет.

Не артист, а поет,

Не будильник, а на работу

И в школу зовет.

А вот еще загадка: Кто шпоры несет, голосисто поет, на работу зовет?

Третья особенность загадки: почти всегда для удобства запоминания и яркости изображения загадка имеет рифмы.

Что такое рифма? Это одинаковые окончания последнего слова в строчке.

Дом по улице идет, на работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

— Узнали? Это автобус. Мы отличаем его от трамвая, который тоже возит нас

на работу, тем, что колеса его шины — резиновые сапожки.

Вот еще загадка:

Вокруг носа вьется, а в руки не дается.

(Ветер.)

Здесь рифма: вьется — не дается.

А теперь попробуем подобрать рифмы к словам: кошка (мошка, ложка, ножка); играет (гуляет, читает, скучает); песенка (лесенка, чудесенка); игрушка (девчушка, старушка, ватрушка).

Четвертое условие, помогающее составить загадку: загадка составляется в форме вопроса, который требует раскрыть одну, главную, сторону предмета. Кто на себе свой дом везет? (Улитка.)

Кто весь век с иголками ходит, а не шьет? (Еж.)

Подведем итоги. Что нужно помнить, чтобы самому составить загадку? (Ответы детей.)

— На основе того, что узнали на этом уроке, дома каждый пусть составит и запишет на отдельном листочке две-три свои загадки. Брать загадки из книг нельзя, надо их составлять самостоятельно. Загадки могут быть о любых предметах: телевизоре, радио, кошке, варежках и т.п.

В результате ученики сочинили такие загадки:

Книги читает, а грамоту не знает.

Своих глаз нет, а видит весь свет. (Очки.)

Кто в воде плывет, ныряет.

Вверх фонтаны выпускает,

У кого огромный рот,

А в обед моллюсков пьет. (Кит.)

Кто на окнах, на стекле

Начеркал картинки мне.

Речку в лед преобразил,

Нос в сосульку превратил. (Мороз.)

Качается стрелка туда и сюда.

Укажет нам север и юг без труда.

Она мореходам бывает нужна,

Помощник туристам и друг им всегда.

(Компас.)

Белые, воздушные, в воздухе летают.

На ладошку сядут - и сразу тут же тают.

(Снежинки.)

Как видим, ученикам второго класса работа оказалась посильной и достаточно

интересной. Загадки, которые они пред-ложили, были очень разнообразны по

своей тематике.

Составление загадок шло в коллективной работе класса с максимальным привлечением


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!