СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление по теме " Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей математики 29.12.2021 г. по теме «Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников на уроках математики».

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме " Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников".»

Смысловое чтение –  способ формирования функциональной грамотности школьников Обморышева И.А. учитель математики МОУ СОШ №4 г. Ростова Выступление на ММО учителей математики 29.12.2021 г.

Смысловое чтение – способ формирования функциональной грамотности школьников

Обморышева И.А.

учитель математики МОУ СОШ №4 г. Ростова

Выступление на ММО учителей математики

29.12.2021 г.

Смысловое чтение это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Технологии: технологии проблемного обучения; интерактивных технологий; технологии критического мышления .

Смысловое чтение

это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.

Технологии:

  • технологии проблемного обучения;
  • интерактивных технологий;
  • технологии критического мышления .
Задания № 1–5 в ОГЭ Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны : осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания; уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста; уметь критически оценивать данную информацию; уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Задания № 1–5 в ОГЭ

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны :

  • осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
  • уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
  • уметь критически оценивать данную информацию;
  • уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Приёмы смыслового чтения на уроках математики

Приёмы смыслового чтения

на уроках математики

Приём «Тонкие и толстые вопросы» Тема:

Приём «Тонкие и толстые вопросы»

Тема: "Признаки делимости на 3 и на 9":

  • Число 1236 делится на 3? - тонкий вопрос;
  • Как вы думаете число 1236 будет делится на 9? -толстый вопрос.
  • Какую цифру можно подставить вместо звёздочки, чтобы число 26*53 делилось на 3 ? – толстый вопрос.
  • Подумайте, как определить, делится ли число на 6.

- толстый вопрос.

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума»

Приём «Учимся задавать вопросы разных типов»

«Ромашка Блума»

"Признаки делимости на 3 и на 9":

Простые вопросы: -Какие числа делятся на 3? 9?

Уточняющие: Верно ли я тебя понял, что если сумма цифр числа делится на 9, то само число делится на 9?

Объяснительные : - Почему число, которое делится на 9, делится на 3?

Практические: - Где используются признаки делимости?

Творческие:  -Что было бы, если бы не были известны признаки делимости?

Оценочные: -  Сможешь ли ты из данных чисел 1239, 4258, 1581, 2589, 9963 выбрать те, которые делятся на 3? На 9?

 Приём «Вопросы к тексту учебника» Тема: «Окружность и круг» (6 класс) 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Приём «Вопросы к тексту учебника»

Тема: «Окружность и круг» (6 класс)

1. Прочитайте текст.

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Приём «Верные и неверные утверждения» Задание 19. ОГЭ 9 класс Какие из следующих утверждений верны? 1) Если две стороны одного треугольника соответственно равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. 2) Средняя линия трапеции параллельна её основаниям. 3) Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов. Задание 18. ЕГЭ 11 класс. Математика (база)  На хи­ми­че­ском заво­де всего 15 про­мыш­лен­ных ёмкостей для реакций. Объём каж­дой ёмкости мень­ше 100 литров, но не мень­ше 50 литров. Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые сле­ду­ют из дан­ной ин­фор­ма­ции. 1) На хи­ми­че­ском за­во­де есть ёмкость объёмом 60 литров. 2) Раз­ни­ца в объёме двух ёмкостей более 15 литров. 3) На за­во­де нет ёмкости объёмом 40 литров. 4) Объём любой ёмкости на за­во­де более 30 литров

Приём «Верные и неверные утверждения»

Задание 19. ОГЭ 9 класс

Какие из следующих утверждений верны?

1) Если две стороны одного треугольника соответственно равны двум сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны.

2) Средняя линия трапеции параллельна её основаниям.

3) Длина гипотенузы прямоугольного треугольника меньше суммы длин его катетов.

Задание 18. ЕГЭ 11 класс. Математика (база) 

На хи­ми­че­ском заво­де всего 15 про­мыш­лен­ных ёмкостей для реакций. Объём каж­дой ёмкости мень­ше 100 литров, но не мень­ше 50 литров. Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые сле­ду­ют из дан­ной ин­фор­ма­ции.

1) На хи­ми­че­ском за­во­де есть ёмкость объёмом 60 литров.

2) Раз­ни­ца в объёме двух ёмкостей более 15 литров.

3) На за­во­де нет ёмкости объёмом 40 литров.

4) Объём любой ёмкости на за­во­де более 30 литров

Приём «Инсерт»

Приём «Инсерт»

Приём «Инсерт» V + Параллелограмм Вершины параллелограмма Смежные стороны параллелограмма Противоположные стороны параллелограмма Диагональ параллелограмма Углы параллелограмма -   Определение параллелограмма Сумма углов параллелограмма 360° Противоположные углы, противоположные стороны параллелограмма равны Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам ? Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник Биссектрисы соседних углов взаимно перпендикулярны Не понял, как доказали, что биссектрисы соседних углов перпендикулярны.

Приём «Инсерт»

V

+

  • Параллелограмм
  • Вершины параллелограмма
  • Смежные стороны параллелограмма
  • Противоположные стороны параллелограмма
  • Диагональ параллелограмма
  • Углы параллелограмма

-

 

  • Определение параллелограмма
  • Сумма углов параллелограмма 360°
  • Противоположные углы, противоположные стороны параллелограмма равны
  • Диагональ делит параллелограмм на два равных треугольника
  • Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

?

  • Биссектриса угла параллелограмма отсекает от него равнобедренный треугольник
  • Биссектрисы соседних углов взаимно перпендикулярны

Не понял, как доказали, что биссектрисы соседних углов перпендикулярны.

Приём  «Кластер»

Приём  «Кластер»

Приём  «Кластер»

Приём  «Кластер»

Приём «Верите ли Вы…» Параллелограмм – это фигура с четырьмя тупыми углами. Диагонали параллелограмма равны. Противоположные стороны равны и параллельны. Диагонали параллелограмма пересекаются под прямым углом. Сумма двух соседних углов параллелограмма равна 180°. Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно  параллельны.

Приём «Верите ли Вы…»

  • Параллелограмм – это фигура с четырьмя тупыми углами.
  • Диагонали параллелограмма равны.
  • Противоположные стороны равны и параллельны.
  • Диагонали параллелограмма пересекаются под прямым углом.
  • Сумма двух соседних углов параллелограмма равна 180°.
  • Параллелограмм – это четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно

параллельны.

Прием «Ключевые слова» Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. № Рисунок 1 Определяемое понятие 2 Используемые ключевые понятия Окружность 3 Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. 4 Радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок. Хорда Отрезок, точки окружности. Диаметр Хорда окружности, центр окружности.

Прием «Ключевые слова»

Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.

Рисунок

1

Определяемое понятие

2

Используемые ключевые понятия

Окружность

3

Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.

4

Радиус

Точки окружности, центр окружности, отрезок.

Хорда

Отрезок, точки окружности.

Диаметр

Хорда окружности, центр окружности.

Типы заданий: Задания «на соотнесение». Задания «множественного выбора». Задания «на перенос информации». Задания «на восстановление деформированного текста».

Типы заданий:

  • Задания «на соотнесение».
  • Задания «множественного выбора».
  • Задания «на перенос информации».
  • Задания «на восстановление деформированного текста».
Краткая запись условия задачи Схема Ключевые слова с указанием связей Таблица

Краткая запись условия задачи

  • Схема
  • Ключевые слова с указанием связей
  • Таблица
Схема по условию задачи Дочка младше мамы в 4 раза и младше бабушки в 9 раз. Сколько лет каждой, если вместе им 98 лет? Дочка Бабушка Мама 98 лет

Схема по условию задачи

Дочка младше мамы в 4 раза и младше бабушки в 9 раз. Сколько лет каждой, если вместе им 98 лет?

Дочка

Бабушка

Мама

98 лет

Ключевые слова Туристы проехали по железной дороге 450 км, затем этого расстояния проплыли на пароходе. После этого туристы проехали на автобусе того пути, который они проехали по железной дороге и на пароходе вместе. Наконец они прошли пешком того, что проехали на автобусе. Чему равен весь путь, совершённый туристами? По железной дороге - 450 км На пароходе - ? км ? км На автобусе - ? км Пешком - ? км

Ключевые слова

Туристы проехали по железной дороге 450 км, затем этого расстояния проплыли на пароходе. После этого туристы проехали на автобусе того пути, который они проехали по железной дороге и на пароходе вместе. Наконец они прошли пешком того, что проехали на автобусе. Чему равен весь путь, совершённый туристами?

По железной дороге

- 450 км

На пароходе

- ? км

? км

На автобусе

- ? км

Пешком

- ? км

Таблица Два автомата должны были изготовить по 240 деталей. Первый автомат изготавливал в час на 5 деталей больше, чем второй, и поэтому закончил работу на 4 часа раньше. Сколько деталей изготавливал в час каждый автомат? A = p  t A p t 240 дет. (x + 5) дет. I автомат 240 дет. х дет. I I автомат

Таблица

Два автомата должны были изготовить по 240 деталей. Первый автомат изготавливал в час на 5 деталей больше, чем второй, и поэтому закончил работу на 4 часа раньше. Сколько деталей изготавливал в час каждый автомат?

A = p t

A

p

t

240 дет.

(x + 5) дет.

I автомат

240 дет.

х дет.

I I автомат

ВЫВОДЫ выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала; формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом; определять характер деятельности различных групп учащихся  при работе с учебником; предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности; повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед; организовывать  различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления; обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

ВЫВОДЫ

  • выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала;
  • формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения  нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • определять характер деятельности различных групп учащихся  при работе с учебником;
  • предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
  • повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
  • организовывать  различные  виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
  • обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!