СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление в педагогическом совете на тему "Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление в педагогическом совете на тему "Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе"»

Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе Работу выполнили: Черняева Надежда, Тюменцев Александр, Логинов Максим, Вяткин Олег, Вербицкий Илья

Способы формирования естественнонаучной грамотности в начальной школе

Работу выполнили: Черняева Надежда, Тюменцев Александр, Логинов Максим, Вяткин Олег, Вербицкий Илья

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы.

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам связанным с естественными науками и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями, использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы.

Актуальность Естествознание остается самым «слабым звеном» для наших учащихся, но это не новость. Лучшие результаты по этому виду грамотности Россия показала еще в 2003 году, но даже тогда не догнала среднее значение по ОЭСР, не приближалась к нему и в последние годы.

Актуальность

Естествознание остается самым «слабым звеном» для наших учащихся, но это не новость. Лучшие результаты по этому виду грамотности Россия показала еще в 2003 году, но даже тогда не догнала среднее значение по ОЭСР, не приближалась к нему и в последние годы.

Проблема Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Проблема

Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Задача Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Задача

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

 По мнению профессора Н. Ф. Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие: 1.  Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

По мнению профессора Н. Ф. Виноградовой в естественно-научной грамотности младших школьников выделяются четыре составляющие:

1. Готовность осваивать и использовать знания о природе для решения учебных и жизненных задач включает развитие умений: воспроизводить изученную научную информацию, описывать и объяснять природные явления, используя научные факты.

Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)

Пример: использование полученных во время экскурсии в парк сведений о признаках наблюдаемого времени года, будут использованы в последующей деятельности детей. Возможно планирование решении речевой логической задачи «Таинственные знаки (следы животных)», «Книга зимы» (по В.Бианки)

Задание  Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых. Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?

Задание

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь гладкие чистые как страницы какой-то огромной книги. Днём идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром идёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек, запятых.

Кто оставил эти таинственные знаки? Можно ли увидеть в зимнем лесу вот эти следы животных?

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

2. Осознание ценности и значения научных знаний о природе включает осведомленность о том, что знание законов природы положительно влияет на развитие общества, подразумевается самостоятельное приобретение знаний, используя различные источники информации.

Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения».

Пример: Создание групповых проектов «Наша Красная книга», «Лекарственные растения».

 3. Овладение методами познания природных явлений - умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.

3. Овладение методами познания природных явлений - умение проводить несложные наблюдения, опыты, мини-исследования, измерения, анализ полученных результатов установление на их основе причинно-следственных, временных и последовательных связей.

Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга». Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.

Пример: Наблюдения за погодой, проверка действенности народных примет. Опыты «Условия жизни растений», «Тела легче и тяжелее воды», «Выращивание кристаллов». Эксперимент «Как образуется радуга». Проведение опытов и экспериментов различных по времени, степени самостоятельности, индивидуальных и групповых позволяет освоить важнейшие методы познания природы, развивая познавательные способности обучающихся.

4. Способность к рефлексивным действиям : оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

4. Способность к рефлексивным действиям : оценка фактов негативного отношения человека к природе, участие в деятельности по её охране и защите.

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.

Пример: Тема «Цепи питания». Рассматривая цепь питания, характерную для нашей местности, предположить, что произойдет, если исчезнет одно из звеньев цепи.

Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию естественнонаучной функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Уровень Приёмы 1 знание 2 Примеры заданий 3 Понимание Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать Использование Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому. 4 Применить, проиллюстрировать. Анализ 5 Синтез 6 Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу. Оценка Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице. Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.

Уровень

Приёмы

1

знание

2

Примеры заданий

3

Понимание

Назвать, перечислить, выделить, рассказать, показать

Использование

Описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

4

Применить, проиллюстрировать.

Анализ

5

Синтез

6

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, сравнить, выявить сходства и различия, заполнить таблицу.

Оценка

Составить, придумать дизайн, разработать, составить план, составить рассказ по таблице.

Привести аргумент, защитить точку зрения, определить истинность ложность утверждения.

Вывод  Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Вывод

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Источники: https://rcokio.ru/timss/  https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf  http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/

Источники:

  • https://rcokio.ru/timss/
  • https://iro86.ru/images/Documents/docs2018/PISA-2018_%D0%B2%D0%B5%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_6.pdf
  • http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!