СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО по УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другой класс на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Метапредметы как таковые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО по УУД»


Метапредметные результаты обучения английскому языку

в начальной школе.

Овладение универсальными учебными действиями

на примере УМК М.З. Биболетовой.

Доклад на ГМО

учителя английского языка

МБОУ «СОШ № 10»

г. Славгорода

Герт Е.Ю.


Слайд 1

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая, в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.

Слайд 2

Главная задача современной школы была сформулирована еще В.В. Давыдовым: это научить детей мыслить.

Думаю, с этой проблемой сталкиваются все педагоги! Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности.

Слайд 3

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другой класс на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.

Метапредметы как таковые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.

Слайд 4

Под метапредметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Слайд 5

Даже если мы рассмотрим собственно метапредметы, то во многих из них увидим элементы, которые уже давно используем на уроках иностранного языка.

В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации).

В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

Метапредмет «Ситуация» очень широко используется на уроках именно иностранного языка.

Мы учим различным стратегиям при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.

Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных результатов и использованию их в любой образовательной деятельности.

Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык.

Слайд 6

Метапредметные результаты обучающихся – это освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, а также межпредметные понятия.

Для того чтобы показать, что Вы передаёте универсальный способ работы, Вам необходимо выйти за рамки своего учебного предмета в другие области знания. Именно работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные результаты.

Специфика предмета «иностранный язык», заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму, что обуславливает  необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное  развитие универсальных учебных действий, то есть умения учиться.

Слайд 7

В условиях современного информационного пространства учебник должен быть не самоучителем, а «навигатором» по всей системе учебно-методических комплектов. Его содержательную составляющую, разработанную с учетом государственного образовательного стандарта, необходимо дополнять другими информационными ресурсами. Только в этом случае ученик овладеет методами самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, научится отбирать и интерпретировать учебную информацию.

Учебник должен оказывать участникам учебного процесса непосредственную и эффективную помощь в «погружении» в современное море знаний, в том числе и расположенное в пространствах Сети.

УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н, Трубаневой «Английский с удовольствием» для 2-4 классов очень удобно разделен по классам. Много внимания уделяется обучению самоконтролю, самооценке. Широко представлены творческие виды деятельности (проекты).

УМК «Enjoy English» разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников.

При обучении по курсу «Enjoy English»в полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

При обучении по курсу «Enjoy English» хорошо раскрывается деятельностный характер предмета «иностранный язык», который позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и другими).

Слайд 8

Применяя метапредметный подход, необходимо ориентироваться на развитие у школьников базовых способностей, таких, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д. Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции.

В УМК М.З. Биболетовой имеется целый ряд заданий, направленных на развитие всех базовых способностей у обучающихся начальных классов.

Слайд 9

Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами педагогической техники из данного УМК, формирующей универсальные учебные действия.

«Столкновение противоречий в практической деятельности»

Учитель предлагает обучающимся задание, с которым дети сначала легко справляются (благодаря знаниям, полученным при изучении предыдущей темы, или субъектному опыту), но затем они сталкиваются с противоречием, для решения которого необходимы новые знания. Как следствие – формулирование обучающимися учебной задачи.

Используется на каждом уроке при постановке учебной задачи и на этапе целеполагания урока изучения нового материала.

«Согласование»

Обучающиеся выполняют все задания самостоятельно, а затем обсуждают полученные результаты в парах или мини – группах, озвучивают учителю и классу согласованный вариант.

Прием можно использовать во время самостоятельной или индивидуальной работы.

«Лечение слабого места» в слове

Обучающиеся выполняют задания самостоятельно, учатся решать ряд орфографических задач, затем обсуждают полученные результаты в парах или мини – группах и озвучивают согласованный вариант. Используется на уроках английского языка во время проведения фронтальной, самостоятельной или индивидуальной работы. Ученики «лечат» слабые места в словах, находят «рецепты лечения» (правильное написание слова).

«Театрализация»

Обучающиеся делятся на группы, разыгрывают миниатюры, выступая в разных ролях, и моделируют изучаемые процессы, ситуации и события.

Применяется после изучения нового материала для закрепления.

«Лишние слова»

Обучающиеся находят и вычеркивают лишние слова, объясняя по какому принципу они это сделали.

Применяется на этапе контроля уровня знаний.

«Интервью»

Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента».

Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Предметная область применения безгранична, прием универсален для любого возраста.

«Были и небылицы»

Учитель дает задание придумать быль или небылицу (или просто привести реальные или вымышленные факты) по определенной теме. Затем обучающиеся читают вслух свою быль или небылицу, а остальные пытаются отгадать, правда это или нет, а также объяснить, почему они так думают. Ученик, придумавший быль или небылицу, комментирует ответы одноклассников.

Прием используется при обобщении и повторении, закреплении изученного материала.

«Собери текст».

Класс делится на группы по 4–6 человек. Каждая группа получает пакет с отксерокопированными абзацами текста учебника (домашнего задания) в разрозненном виде. Задание: в течение 1-2 минут восстановить текст и придумать вопрос команде – сопернице, ответом на который будет, например, пятый абзац параграфа.

Прием эффективен на этапе проверки домашнего задания.

Слайд 10

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное универсальное действие

1

личностные

- на этапе рефлексии урока предложить учащимся самим оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

- проведение физкультминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы ты себя повел на его месте?».

2

регулятивные

- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чем будет речь в данном тексте», «Прочитай последний абзац истории и догадайся, что произошло с главным героем», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

- контрольные задания, в том числе тестового характера.

3

познавательные

- формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «а какие сигналы в речи и на письме используют англичане, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»;

- организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания;

- формулирование проблемы (главной идеи) текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (прослушанного) аутентичного текста;

- преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;

- составление таблиц, схем-моделей;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);

- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т. д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

4

коммуникативные

- организация совместной работы учащихся (парная, групповая форма).

В УМК М.З. Биболетовой очень часто встречаются, например, такие задания:

1. Отгадывание кроссворда.

2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.

3. «Нарисуй картинку и составь ее описание».

Например, при изучении тем “My pet My family Our House и т. д.

4. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;

5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».

6. Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы  "Animals")

7. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту». и т.д.

Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».

Слайд 11

Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения, выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения иностранного языка. С помощью предложенных в УМК М.З. Биболетовой упражнений качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения.

Формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

Слайд 12

Под влиянием изучения английского языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Литература:

  • Асмолов А. Г. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Просвещение, 2008.

  • Никитенко З. Н.Специфика обучения английскому языку в начальной школе.//Английский язык.2009. №19.

  • Алексеева Л. Л. И др. Планируемые результаты начального общего образования. Просвещение, 2010.

  • Воронцов А. Б. и др. Проектные задачи в начальной школе. Просвещение, 2010.

  • Никитенко З. Н. Языковой портфель в начальной школе //ИЯШ.2008.№5.

  • Интернет-ресурсы


10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!