СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на районном методическом объединении

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

С данной презентацией я выступата на районном методическом объединении учителей математики 31.10.2016 года. На данном РМО поделилась опытом работы по теме "Дифференцированное обучение на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Выступление на районном методическом объединении»

Дифференцированное  обучение на уроках математики Подготовила учитель математики МБОУ СОШ № 7 п. Северного Кудря Е.Н.

Дифференцированное обучение на уроках математики

Подготовила учитель математики МБОУ СОШ № 7 п. Северного

Кудря Е.Н.

Дифференцированное обучение  – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
  • Дифференцированное обучение  – это:
  • 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
  • 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками  содержания образования , которое может быть различным для разных   учащихся, но  с   обязательным  для всех выделением  инвариантной части  (базового минимума) . 
  • Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками  содержания образования , которое может быть различным для разных   учащихся, но  с   обязательным  для всех выделением  инвариантной части  (базового минимума)
Цель дифференциации процесса обучения  —  обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
  • Цель дифференциации процесса обучения  —  обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:   1.     Учет индивидуальных особенностей учащихся.   2.     Группирование учеников на основании этих особенностей.   3.     Вариативность учебного процесса в группах .
  • В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:
  •   1.     Учет индивидуальных особенностей учащихся.
  •   2.     Группирование учеников на основании этих особенностей.
  •   3.     Вариативность учебного процесса в группах .
Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
  • Дифференцированное обучение представляет собой условное разделение на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.
 Диагностику учащихся веду по следующим этапам: Предварительный этап – на основе диагностической работы в начале учебного года и на основе диагностики учителя начальных классов выявляю стартовые возможности и индивидуальные особенности пятиклассников. (Диагностика вычислительных навыков) Промежуточные этапы (6-8 классы) – отслеживаю динамику развития каждого ребёнка с целью корректировки образовательного процесса. (Диагностика знаний по теме : «Решение текстовых задач», диагностика «Модуль геометрия» и т.д.) Итоговый этап (9-11 классы)
  • Диагностику учащихся веду по следующим этапам:
  • Предварительный этап – на основе диагностической работы в начале учебного года и на основе диагностики учителя начальных классов выявляю стартовые возможности и индивидуальные особенности пятиклассников. (Диагностика вычислительных навыков)
  • Промежуточные этапы (6-8 классы) – отслеживаю динамику развития каждого ребёнка с целью корректировки образовательного процесса. (Диагностика знаний по теме : «Решение текстовых задач», диагностика «Модуль геометрия» и т.д.)
  • Итоговый этап (9-11 классы)
Классификация учащихся по типологическим группам. Первую группа - учащиеся, знающие программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры. На уроках у детей идёт расширение знаний, формирование умения решить задачи повышенной сложности, развитие устойчивого интереса к предмету, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Классификация учащихся по типологическим группам.

  • Первую группа - учащиеся, знающие программный материал. Они на уроках активны, хорошо владеют приёмами учебного труда, решают почти любые задачи и примеры. На уроках у детей идёт расширение знаний, формирование умения решить задачи повышенной сложности, развитие устойчивого интереса к предмету, развитие умения самостоятельно работать с учебной литературой, доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и способов деятельности.
вторая группа - ребята, имеющие положительные отношения к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако – многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений.
  • вторая группа - ребята, имеющие положительные отношения к учению, но слабо владеют приёмами учебного труда. У них есть желание хорошо учиться, однако – многое не получается из-за минимального уровня знаний и умений.
третьея группа - ребята, имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда. В данном случае необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, пробудить интерес к предмету путём использования игровых элементов.
  • третьея группа - ребята, имеющие слабые знания по материалу, и не владеющие приёмами учебного труда. В данном случае необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, пробудить интерес к предмету путём использования игровых элементов.
Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.   1) В начале урока на устном счете, на устных упражнениях

Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.

  • 1) В начале урока на устном счете, на устных упражнениях
Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.   2) При закреплении материала

Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.

  • 2) При закреплении материала
Использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала:     игровой метод;   создание проблемно-поисковых ситуаций;   метод проектов;  моделирование;   алгоритмический метод;   групповую работу;   систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;   исследовательские методы;   компьютер (презентация).

Использую следующие методы и средства при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала:

  •  игровой метод;
  •  создание проблемно-поисковых ситуаций;
  •  метод проектов;  моделирование;
  •  алгоритмический метод;
  •  групповую работу;
  •  систему подсказок учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся;
  •  исследовательские методы;
  •  компьютер (презентация).
Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.    3 ). Контроль усвоения материала .

Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.

  • 3 ). Контроль усвоения материала .
1-5 задание – «3», 6-8 задание – «4», 9-10 задание – «5».
  • 1-5 задание – «3»,
  • 6-8 задание – «4»,
  • 9-10 задание – «5».
Представить выражение в виде квадрата двучлена (7 класс):   1-й уровень: х 2 +2х+1 2-й уровень: 2(х 2 +х)-(х-1)(х+1) 3-й уровень х 4 +2х 2 +1

Представить выражение в виде квадрата двучлена (7 класс):

  • 1-й уровень: х 2 +2х+1
  • 2-й уровень: 2(х 2 +х)-(х-1)(х+1)
  • 3-й уровень х 4 +2х 2 +1
представить в виде многочлена:   1-й уровень : (5-х) 2 … 2-й уровень : (х-5)(х+5)-(5-х) 2 … 3-й уровень : Вставить пропущенные одночленные одночлены так, чтобы получилось тождество: х 2 +6ху+…=(…+…) 2  и т.д.

представить в виде многочлена:

  • 1-й уровень : (5-х) 2
  • 2-й уровень : (х-5)(х+5)-(5-х) 2
  • 3-й уровень : Вставить пропущенные одночленные одночлены так, чтобы получилось тождество: х 2 +6ху+…=(…+…) 2 и т.д.
Геометрия .Тема: «Трапеция» (8 класс).   Вариант I. В трапеции АВСD с основаниями AD и ВС угол В равен 95°, а угол С равен 110°. Найдите остальные углы трапеции. Вариант II. Противолежащие углы равнобедренной трапеции относятся как 2:7. Найдите углы трапеции. Вариант III. Три стороны трапеции равны между собой, а её диагональ равна одному из оснований. Найдите углы трапеции.

Геометрия .Тема: «Трапеция» (8 класс).

  • Вариант I. В трапеции АВСD с основаниями AD и ВС угол В равен 95°, а угол С равен 110°. Найдите остальные углы трапеции.
  • Вариант II. Противолежащие углы равнобедренной трапеции относятся как 2:7. Найдите углы трапеции.
  • Вариант III. Три стороны трапеции равны между собой, а её диагональ равна одному из оснований. Найдите углы трапеции.
Письменные опросы целесообразно проводить отдельно по трем компонентам содержания: а) формулировка теорем, определений, правил. б) доказательства теорем, определений, правил. в) решение задач с применением данных теорем, определений, правил.
  • Письменные опросы целесообразно проводить отдельно по трем компонентам содержания:
  • а) формулировка теорем, определений, правил.
  • б) доказательства теорем, определений, правил.
  • в) решение задач с применением данных теорем, определений, правил.
Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.   4) изложения новых знаний

Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.

  • 4) изложения новых знаний
Дифференцированное введение нового материала осуществляю сочетанием двух подходов – дифференцированного и проблемного. Проблемную ситуацию создаю путем применения следующих методических приемов:   Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;   При ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их;   Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;   Вместе с учащимися ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);   Ставлю перед учащимися проблемные задачи.
  • Дифференцированное введение нового материала осуществляю сочетанием двух подходов – дифференцированного и проблемного. Проблемную ситуацию создаю путем применения следующих методических приемов:
  •  Подвожу учащихся к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения;
  •  При ответе на один и тот же вопрос рассматриваем разные точки зрения, обсуждая и доказывая их;
  •  Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  •  Вместе с учащимися ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
  •  Ставлю перед учащимися проблемные задачи.
Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.   6). Домашнее задание

Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.

  • 6). Домашнее задание
Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.   7). Рефлексия

Как дифференциация прослеживается на различных этапах урока.

  • 7). Рефлексия
В результате внедрения дифференцированного подхода в обучении математике в одном из классов мною были сделаны выводы: 1. Активизировалась познавательная деятельность учащихся. На уроках нет равнодушных. Виден огонёк в глазах детей. 2. Повысился интерес к предмету. 3. Использование дифференцированного обучения позволило создавать условия для осознанной активности учащихся, для сотрудничества. У детей исчез страх «белой вороны», не попадающей в нужное русло, выпадающей из общего правила.
  • В результате внедрения дифференцированного подхода в обучении математике в одном из классов мною были сделаны выводы:
  • 1. Активизировалась познавательная деятельность учащихся. На уроках нет равнодушных. Виден огонёк в глазах детей.
  • 2. Повысился интерес к предмету.
  • 3. Использование дифференцированного обучения позволило создавать условия для осознанной активности учащихся, для сотрудничества. У детей исчез страх «белой вороны», не попадающей в нужное русло, выпадающей из общего правила.
Вывод: актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности детей на уроках математики успешно решается средствами дифференцированной работы.

Вывод:

  • актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности детей на уроках математики успешно решается средствами дифференцированной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!