Использование технологии проблемного обучения на уроках истории
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Что же предполагает данная цель? Развитие личности предполагает:
• формирование творческого мышления,
• способности критически анализировать прошлое и настоящее,
• делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Всему этому способствует технология проблемного обучения.
Данная технология ориентирована на личностную структуру обучения. Преобладающий метод обучения – проблемный. Обучение по данной технологии способствует активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это методы, основанные на решении проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся. В результате использования такой технологии, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы.
Отработка учебного материала осуществляется активнее и эффективнее, если во главу угла поставлен продуктивный анализ и синтез исторических фактов, событий, личностей, основанный на проблемном методе обучения.
При таком обучении в основе познавательной деятельности лежит важная психологическая закономерность – проблемный характер мышления.
Основная цель проблемного обучения – вызвать к действию внутренние побуждения учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к деятельности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность.
Актуальность данной технологии заключается в том, что сегодня нужны люди, способные решать проблемы, находить неординарные, творческие решения возникших противоречий. А значит, необходимо уже в школьные годы научить учащихся самостоятельной работе при решении проблемных ситуаций. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Сложности данной технологии. Научить всех всему тому, о чем сказано выше, в короткий срок нереально. Необходима длительная и кропотливая работа с учетом индивидуальных особенностей детей и оказание им дифференцированной помощи в преодолении трудностей. На начальной стадии проблемного обучения учащимся необходимы точные указания, где они могут найти дополнительные сведения, что с чем следует сопоставить.
Наиболее сильные ученики активно включаются в поиск. Намечают и применяют различные пути подхода к разрешению вопроса. Им не нужно частое вмешательство учителя, они стремятся к самостоятельности.
Ученики со средними учебными возможностями, в отличие от сильных учеников, нуждаются в большей помощи. Главная их трудность – правильно определить этапы действия по проблеме, последовательно и логично раскрыть содержание задачи.
Моя задача – довести до сознания учеников, что является причиной, а что следствием. Это и является основой строгой логической последовательности.
Ученики со слабыми учебными возможностями на первых порах теряются и часто отказываются от самостоятельного познавательного поиска. Для таких учащихся необходимо расписать весь ход действий и указать источники, к которым следует обратиться.
Этих учащихся надо учить процессу доказательства.
При постановке проблемы необходимо учитывать объема работы, темп и дать необходимые инструкции и разъяснения, зачем нужна данная работа. Зачастую такая работа требует показа образца.
Практическое использование методики проблемного обучения включает
в себя несколько этапов:
На первом этапе я разрабатываю проблемные вопросы, ситуации.
Проблемный вопрос должен быть:
• сложным, сопряженным с противоречиями;
• увлекательным, но соответствующим логике науки;
• емким, способным охватить широкий круг вопросов;
• предполагающий научный спор на базе различных толкований;
• создающим затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется:
• через углубление проблемного вопроса;
• через поиск разных граней его решения;
• через сопоставление разных вариантов ответов.
Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций:
• дискуссия;
• научный спор;
• проблемная лекция;
• проблемные задачи и задания;
• задачи исследовательского характера;
• исторические документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.
Разрабатывая вопросы, задания, обязательно учитываю:
• уровень развития школьников;
• характер исторического материала;
• педагогические цели;
• творческие и познавательные способности учащихся, их интересы и потребности.
Проблемное задание . Его могут предложить как ученики, так и учитель. Логическое задание выступает в виде вопроса.
Таким образом, учащиеся на уроке учатся мыслить, получают не готовые знания, а добывают их собственными усилиями.
Данная работа требует от учащихся определенных навыков исследовательской работы. Обучать этим навыкам я начинаю еще в среднем звене. Ребята получают возможность дать оценку исторической личности и доказать справедливость этой оценки.
Конечно, оценка личности в истории – дело трудное, хотя и необходимое. Этот прием необходим, говоря словами Ключевского, не с целью «винить их в собственных гадостях», а для того, чтобы учить ребят определять объективное место этих личностей в истории и чему-то полезному поучиться у них.
• Проблемная задача – это дидактическое средство в виде текста или схемы, содержащее в себе реальное или кажущееся (учебное противоречие), вызывающее затруднение при выработке на него ответа, требующее не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения.
Проблемные вопросы часто вынужденно перерастают в проблемные задачи, а задачи, наоборот, переконструируются до уровня вопроса, термины «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно.
При решении проблемных задач пользуюсь технологией их разработки, предложенной А.Т. Степанищевым, профессором кафедры истории университета г. Владивостока, и Н.Г. Дайри.
Суть этой технологии такова.
• За основу берется соответствующий факт, событие. Затем выбранному компоненту отыскивается альтернатива. На основе идеи и альтернативы формулируется проблемная задача.
• При разработки проблемных вопросов необходимо руководствоваться только одним – потребностями учебного процесса.
• Работа с использованием элементов проблемности требует систематичности.
Такие задачи применяю при изучении исторических личностей, их деятельности. К разным темам по разным классам подобраны проблемные задания разного типа.
Завершающей частью при проблемном обучении является проверка правильности решения проблемы и закрепление нового материала в памяти учащихся. Контроль самостоятельной работой учащихся необходим, прежде всего, для того, чтобы придать уверенности в правильности выполнения работы и исправить ошибки.