СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимодействие педагогов с ДОУ с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня важен новый взгляд на взаимодействие педагогов дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников, которое должно строиться исходя из социально-культурных реалий современной жизни. В статье описаны формы взаимодействия педагогов ДОУ, которые они могут применять в работе с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие педагогов с ДОУ с родителями.»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 38 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА» Г. СЫКТЫВКАРА







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ»









Составитель:

Старший воспитатель

Первой кв. категории

Фролова Елена Степановна














Сыктывкар, 2019


Содержание


Введение

3

Общение педагога ДОУ с родителями воспитанников

4

Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей

5

Использование информационно-коммуникационных форм взаимодействия педагога с родителями

7

Список литературы

10



































Введение.


Практика показывает, что взаимопонимание и взаимодействие родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд. Результат его для педагога не столько понимание самим родителем, сколько времени он уделяет ребенку, сколько появление желания принимать участие в его воспитании, учиться играть, содержательно проводить с ним время дома и в детском саду.

К сожалению, часто родители придерживаются мнения, что с момента поступления ребенка в ДОО весь образовательный процесс ложится на педагога. Они интересуются только уходом за ребенком, уверены, что детский сад — место, где воспитатели присматривают за детьми, пока родители на работе.

Кроме того, многие мамы считают, что даже формирование у ребенка элементарных навыков по уходу за собой (умение надевать и застегивать одежду, мыть руки, пользоваться носовым платком) — задача воспитателя, что они отдают ребенка в детский сад, чтобы его там «всему научили».

В свою очередь, воспитатель ставит перед собой свою задачу  – найти подход ко всем родителям детей в своей группе. Как это сделать, если они не проявляют интерес? Нужно учитывать особенности каждой семьи.

Есть активные семьи, которые приходят по первому приглашению воспитателя, готовы участвовать во всех мероприятиях. Есть пассивные родители, которые не проявляют инициативу и всегда находят причину для отказа. Однако это не значит, что их нужно исключить из круга общения. В этом случае воспитатель должен использовать другие, наиболее подходящие формы взаимодействия.

В настоящее время гарантом эффективности взаимодействия ДОО с родителями, по мнению специалистов, выступают следующие условия:

  • ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;

  • искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;

  • заинтересованность педагога в решении проблем дошкольников;

  • системный характер работы.

В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагогов с родителями является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОО, возрождение семейного воспитания.


Среди задач взаимодействия ДОО с семьей выделяют:

  • создание единого образовательного пространства;

  • возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи и детского сада;

  • формирование родительской ответственности;

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям в осознании собственных семейных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем;

  • организация и проведение семейного досуга, совместного творчества.



Общение педагога ДОУ с родителями воспитанников.

В процессе межличностного общения люди вступают в контакт(устанавливают взаимоотношения, налаживают взаимодействие), передают т получают информацию, воспринимают и понимают друг друга, опираясь на вербальное поведение своих партнеров. Соответственно этим действиям в структуре общения выделяют интерактивную, коммуникативную и перцептивную стороны. Поэтому и компетентность человека в общении подразделяют на компетентность в межличностном взаимодействии, межличностной коммуникации и межличностном восприятии. Рассмотрим подробнее все стороны общения педагога с родителями и соответствующие им виды его коммуникативной компетентности. Компетентный в межличностном взаимодействии педагог начинает процесс установления доверительно-деловых контактов с родителями с этапа создания у себя и трансляции родителям положительного опыта образа ребенка. Это очень важно, так как в повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида положительные особенности ребенка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях. Сообщение родителям о негативных особенностях воспитанника может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего родители начнут жалеть своего ребенка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем. Поэтому внешняя цель первого этапа – «перестановка акцентов», а внутренняя – установление доверительных отношений с родителями.

Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Оказывается, что вступление в контакт, установление взаимоотношение взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплетается с коммуникативной.

Так, на втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). Помимо внешней цели - знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, - существует внутренняя цель: сформировать у родителей установку на сотрудничество.

На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. Родители смогут занять предназначенную им на этом этапе активную позицию только при условии прохождения предыдущих этапов установления доверительно-деловых контактов и сформированности установки на сотрудничество. В этом случае у них возникнет потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней – вызвать потребность в исследовании своего ребенка.

И наконец, четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изучении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых.


Формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей.

Классификация форм работы педагогов с родителями

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть классифицированы по следующим основаниям.

1. Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут разделены на ежедневные, еженедельные , ежемесячные и мероприятия, проводимые с другой периодичностью (1-2 или 3-4 раза в год) или по необходимости.

2. Место проведения. Работа с родителями может осуществляться в помещении ДОО или за его пределами.

3. Количество участников. Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.

4. Состав участников. При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, логопед, старший воспитатель, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты из социального окружения (медицинского учреждения, школы, библиотеки, театра).

5. Задачи взаимодействия с семьей. Формы могут подразделятся на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению их в деятельность ДОО.

6. Характер взаимодействия педагогов с родителями. Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характер.

7. Деятельность участников. Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, творческой, трудовой или досуговой деятельности.


В существующем многообразии форм работы с семьями воспитанниками можно выделить традиционные:

  • Родительское собрание – форма работы группы людей (родителей), объединенным для совместного с дошкольным образовательным учреждением решения задач адаптации, воспитания и развития детей.

  • Лекция – форма взаимодействия с родителями, позволяющая предоставлять большой объем информации, эффективная в начале встречи и в большой аудитории.

  • Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Та форма общения позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей.

  • Родительская конференция – форма взаимодействия с родителями, позволяющая обобщать, систематизировать и пропагандировать психолого-педагогические знания, полученные родителями в течении длительного периода (1-2 года).

  • Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.

  • Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуально и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремиться дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

  • Информационный листок – еще одна эффективная форма, позволяющая сделать работу педагогов открытой для семей воспитанников. В отличие от записок и дневников, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

  • Тематические выставки

  • Мастерские – активная форма взаимодействия, подразумевающая творческую деятельность с обязательным участием родителей и детей.



Использование информационно-коммуникационных форм взаимодействия педагога с родителями


Включение ИКТ в воспитательно-образовательную работу позволяет также увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий, светящийся экран привлекает внимание детей, дает возможность переключить их восприятие со звукового на визуальное. Анимационные герои вызывают живой интерес, в результате чего снимается психоэмоциональное напряжение.

В организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников ИКТ также имеют большое значение. Так, веб-сайт ДОО предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детей в группе, расписании непосредственно образовательной деятельности, проводимых мероприятиях, праздниках. Здесь можно найти сведения о коллективе ДОО: педагогах, специалистах, медицинском персонале, администрации.

Кроме этого, данный сайт является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера: в специально разработанных разделах рассказывается о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, предлагаются полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Следуя тенденции расширения и углубления сфер использования ИКТ, педагоги ДОО заинтересовались разработкой личных сайтов, которые предоставляют возможность презентовать их с лучших сторон. Здесь можно рассказать о наградах и достижениях специалиста, а также используемых им методиках воспитания и обучения детей. Общение с педагогом посредством его личного сайта позволяет родителям получать информацию о проблемах, возникающих у ребенка в ходе освоения образовательной программы, общении с другими детьми в группе, и советы по их решению.

Преимущества виртуального общения с родителями
1. Повышает активность и включенность родителей в образовательную деятельность ДОО.
2.Экономит время на информирование родителей.
3.Позволяет быстро получать обратную связь.
4. Обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает отложенные ответы (мессенджеры, группа в социальной сети).
5. Дает возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.
6. Создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей (чаты, блоги).
7. Позволяет продемонстрировать текстовые, видео- и фотоматериалы.
8. Обеспечивает достаточный уровень приватности для личных обращений (мессенджеры).

Чат в мессенджерах

Мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями (Viber, WhatsApp, Skype, ICQ, Telegram). Их используют и педагоги, и родители. Однако радость от того, что теперь можно «поймать» постоянно занятого родителя, быстро сменяется на раздражение, когда родители начинают писать педагогам круглосуточно. Чтобы этого не произошло, пользуйтесь мессенджерами.

Преимущества использования данной формой. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Это особенно актуально в период адаптации ребенка к детскому саду. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями группы и обеспечить приватность для решения личных обращений.

Недостатки данной формы общения. В чат группы родители могут писать ночью и рано утром, сообщать, что их ребенок не придет в детский сад, скидывать картинки с пожеланиями хорошего дня, новости из интернета, советовать магазины с игрушками и детской одеждой. Чтобы этого не происходило, оговорите с ними правила общения в чате.

Отдельно следует остановиться на такой эффективной форме взаимодействия с родителями воспитанников, как онлайн-конференции, проводимые в ДОО посредством системы Skype (компьютерной программы, обеспечивающей голосовую и видеосвязь через Интернет).

Преимущества онлайн-конференций для родителей:

1. Удобство и комфорт (экономия времени на дорогу);

2.Совершенствование практических и теоретических умений родителей в вопросах воспитания и развития ребенка;

3.Возможность записи видеотрансляции для последующего неоднократного просмотра мероприятия.

Недостатки данной формы общения, которые связаны в основном с технической стороной (например, сбои в компьютерной программе, низкая скорость Интернета и т. д.).

Порядок их проведения онлайн-конференции.

Так, в назначенную дату и время ответственный за мероприятие (например, старший воспитатель) принимает посредством системы Skype входящие звонки, приветствует собравшихся участников, называет тему и напоминает, что вопросы, которые возникают по ходу онлайн-конференции, можно задавать после выступления докладчика. Далее в  онлайн-режиме специалисты ДОО доносят до родителей подготовленную информацию. Впоследствии она размещается на сайте детского сада, где родители могут также задавать вопросы и оставлять свои комментарии. Обязательным условием данного мероприятия является рефлексия и пожелания на предстоящую работу.



















Список литературы:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов с ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»);

2 Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2015г.

3. Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 7, 2015г.

4. Электронный журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 9, 2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!