СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтах и акцентуаций характера личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтах и акцентуаций характера личности»

Выполнила педагог- психолог Орлова К.К.

Выполнила педагог- психолог Орлова К.К.

 Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.  Тактика поведения в конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цели в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте.

Тактика поведения в конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

Типы стратегий поведения  (по Х. Киндлеру) Сохранение («не раскачивай лодку»); Сглаживание («подчеркивай положительное»); Доминирование («я знаю лучше»); Установление правил («играть по правилам»); Сосуществование («вы пойдете одной дорогой, а я – другой»); Торговля («ты – мне, я – тебе»); Подчинение («плыви по течению»); Поддерживающая свобода («я поддерживаю ваше право на ошибку»); Сотрудничество («одна голова хорошо, а две – лучше»); Автор считает, что существует связь между стратегиями и личной вовлеченностью в конфликт, а также гибкостью.

Типы стратегий поведения (по Х. Киндлеру)

  • Сохранение («не раскачивай лодку»);
  • Сглаживание («подчеркивай положительное»);
  • Доминирование («я знаю лучше»);
  • Установление правил («играть по правилам»);
  • Сосуществование («вы пойдете одной дорогой, а я – другой»);
  • Торговля («ты – мне, я – тебе»);
  • Подчинение («плыви по течению»);
  • Поддерживающая свобода («я поддерживаю ваше право на ошибку»);
  • Сотрудничество («одна голова хорошо, а две – лучше»);

Автор считает, что существует связь между стратегиями и личной вовлеченностью в конфликт, а также гибкостью.

Поведение в конфликтных ситуациях (по К. Томасу) 5 стратегий поведения в конфликте: Уход, избегание, как отсутствие стремления как к соревнованию, так и к приспособлению; Приспособление, как принесение в жертву собственных интересов ради другого; Конкуренция (подавление ), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому; Компромисс; Сотрудничество, как поиск альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон; Основания: преимущественная ориентация на интересы: свои или другого

Поведение в конфликтных ситуациях (по К. Томасу)

5 стратегий поведения в конфликте:

  • Уход, избегание, как отсутствие стремления как к соревнованию, так и к приспособлению;
  • Приспособление, как принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • Конкуренция (подавление ), как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • Компромисс;
  • Сотрудничество, как поиск альтернативы, удовлетворяющей интересы обеих сторон;

Основания: преимущественная ориентация на интересы: свои или другого

Деструктивная модель постоянное стремление к расширению и обострению конфликта; проявение подозрительности и недоверия к оппоненту; нарушение этики общения; постоянное принижение соперника, негативное оценивание его личности

Деструктивная модель

  • постоянное стремление к расширению и обострению конфликта;
  • проявение подозрительности и недоверия к оппоненту;
  • нарушение этики общения;
  • постоянное принижение соперника, негативное оценивание его личности
Конструктивная модель стремление уладить конфликт; нацеливание на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой, самообладанием; открыта и искренна; в общении лаконична и немногословна

Конструктивная модель

  • стремление уладить конфликт;
  • нацеливание на поиск приемлемого решения;
  • отличается выдержкой, самообладанием;
  • открыта и искренна;
  • в общении лаконична и немногословна
Конформистская модель пассивна; склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждении , поведении; легко соглашается с точной зрения соперника; уходит от решения острых вопросов

Конформистская модель

  • пассивна;
  • склонна к уступкам;
  • непоследовательна в оценках, суждении , поведении;
  • легко соглашается с точной зрения соперника;
  • уходит от решения острых вопросов
 В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения ( уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество ). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения ( уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество ). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Уровень направленности на интересы соперника Ценность межличностных отношений (МЛО) Положительная оценка МЛО Уступка высокий Сотрудничество Компромисс Отрицательная оценка МЛО средний Принуждение (борьба, соперничество) низкий Уход Уровень направленности на собственные интересы средний низкий высокий

Уровень направленности на интересы соперника

Ценность межличностных отношений (МЛО)

Положительная оценка МЛО

Уступка

высокий

Сотрудничество

Компромисс

Отрицательная оценка МЛО

средний

Принуждение (борьба, соперничество)

низкий

Уход

Уровень направленности на собственные интересы

средний

низкий

высокий

Стиль приспособления

Стиль приспособления

Этот стиль можно использовать, когда:  вас не особенно волнует случившееся; вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми; важнее сохранить отношения, чем отстаивать собственные интересы; вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас; у вас мало власти или мало шансов победить; вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.

Этот стиль можно использовать, когда:

  • вас не особенно волнует случившееся;
  • вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;
  • важнее сохранить отношения, чем отстаивать собственные интересы;
  • вы понимаете, что итог намного важнее для другого, чем для вас;
  • у вас мало власти или мало шансов победить;
  • вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.
Стиль уклонения

Стиль уклонения

 Эту стратегию можно использовать, если:  напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;  исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение столь тривиально, что не стоит тратить на него силы;  у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;  вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;  вы хотите выиграть время, чтобы получить информацию или заручиться поддержкой;  ситуация очень сложна и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует от вас слишком многого;  у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;  вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему .

Эту стратегию можно использовать, если:

  • напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
  • исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение столь тривиально, что не стоит тратить на него силы;
  • у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;
  • вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
  • вы хотите выиграть время, чтобы получить информацию или заручиться поддержкой;
  • ситуация очень сложна и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует от вас слишком многого;
  • у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом;
  • вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему .
Компромисс Иначе такой стиль поведения можно назвать стратегией взаимной уступки. И компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Скорее это может являться этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

Компромисс

Иначе такой стиль поведения можно назвать стратегией взаимной уступки. И компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Скорее это может являться этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

Стиль компромисса

Стиль компромисса

Этот стиль можно использовать, когда:  обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;  вы хотите прийти к решению быстро, так как у вас нет времени, либо это наиболее экономичный путь;  вас может устроить временное решение;  вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;  другие подходы оказались неэффективными;  удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете изменить поставленную цель;  компромисс позволит сохранить отношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Этот стиль можно использовать, когда:

  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • вы хотите прийти к решению быстро, так как у вас нет времени, либо это наиболее экономичный путь;
  • вас может устроить временное решение;
  • вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;
  • другие подходы оказались неэффективными;
  • удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете изменить поставленную цель;
  • компромисс позволит сохранить отношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.
Сотрудничество Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны затратить на это время, должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга, и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного из вышеназванных элементов делает этот подход неэффективным.

Сотрудничество

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны затратить на это время, должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга, и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного из вышеназванных элементов делает этот подход неэффективным.

Стиль сотрудничества

Стиль сотрудничества

Этот стиль можно использовать, когда:  решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;  у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;  у вас есть время поработать над возникшей проблемой;  вы и другой человек осведомлены о проблеме и желания обеих сторон известны;  вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;  обе стороны обладают равной властью или не замечают разницы в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Этот стиль можно использовать, когда:

  • решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;
  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой;
  • вы и другой человек осведомлены о проблеме и желания обеих сторон известны;
  • вы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
  • обе стороны обладают равной властью или не замечают разницы в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
Соперничество (принуждение, борьба) Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. И старается в первую очередь удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других.

Соперничество (принуждение, борьба)

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. И старается в первую очередь удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других.

Этот стиль можно использовать, когда:  исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;  вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;  решение необходимо принять быстро и вы имеете достаточно власти для этого;  вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;  вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;  вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;  вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Этот стиль можно использовать, когда:

  • исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
  • решение необходимо принять быстро и вы имеете достаточно власти для этого;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;
  • вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;
  • вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.
ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. Демонстративный тип

ТИПЫ КОНФЛИКТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. Демонстративный тип

Конфликтная личность — ригидный тип: подозрителен; обладает завышенной самооценкой; нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости; часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств; прямолинеен и негибок; с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением; выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное; выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду; малокритичен по отношению к своим поступкам; болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.

Конфликтная личность — ригидный тип:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости;
  • часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
  • прямолинеен и негибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
  • выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду;
  • малокритичен по отношению к своим поступкам;
  • болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимой или действительной несправедливости.
Конфликтная личность — неуправляемый тип:  импульсивен, недостаточно контролирует себя; поведение трудно предсказуемо; ведет себя вызывающе, агрессивно; часто в запале нарушает общепринятые нормы; обычно имеет высокий уровень притязаний; несамокритичен; во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других; не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь; недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами; из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.

Конфликтная личность — неуправляемый тип:

  • импульсивен, недостаточно контролирует себя;
  • поведение трудно предсказуемо;
  • ведет себя вызывающе, агрессивно;
  • часто в запале нарушает общепринятые нормы;
  • обычно имеет высокий уровень притязаний;
  • несамокритичен;
  • во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
  • не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
  • недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
  • из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы.
Конфликтная личность — сверхточный тип: скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе; предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки; обладает повышенной тревожностью; чрезмерно чувствителен к деталям; склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих; иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели; страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.); сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях; не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Конфликтная личность — сверхточный тип:

  • скрупулезно относится к работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что люди, с которыми он работает, воспринимают это как придирки;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чрезмерно чувствителен к деталям;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • иногда резко порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
Конфликтная личность — бесконфликтный тип: неустойчив в оценках и мнениях; обладает легкой внушаемостью; внутренне противоречив; для него характерна некоторая непоследовательность поведения; ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях; недостаточно хорошо видит перспективу; зависит от мнения окружающих, особенно лидеров; излишне стремится к компромиссу; не обладает достаточной силой воли; не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Конфликтная личность — бесконфликтный тип:

  • неустойчив в оценках и мнениях;
  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • для него характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!