СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цельмероприятия:  формировать умение соотносить профессию и профессионально важные качества человека.

Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности.»

Тема: Взаимосвязь типа профессии и профессионально важных качеств личности.



Цель: формировать умение соотносить профессию и профессионально важные качества.

Содержание занятия: знакомство с различными профессиями; закрепление понятий, связанных с классификации профессий по Климову; личные и профессионально важные качества; тест «Знаю ли я себя?».

Ход занятия.

Упражнение на закрепление понятий предыдущего занятия.

Слайд 1

Инструкция участникам:

объединитесь в четверки, перед вами на слайде находится знакомая таблица анализа профессий.

Ваша задача: загадать конкретную профессию и «закодировать» ее используя первые буквы характеристик.

Задача других групп: отгадать, какая профессия закодирована. У каждого из вас есть три попытки.

Анализ упражнения.

Прежде чем определить тему сегодняшнего занятия, предлагаю посмотреть одну притчу.

Слайд 2

притча «5 –копеечный работник»


Один работник зашел к барину и говорит:

– Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда десять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

– Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

– Правда, барин. Вроде сено.

– А не знаешь откуда? Может, с Семеновских лугов?

– Не знаю.

– Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.

– Барин! Точно, с Семеновских.

– А не знаешь, сено первого или второго укоса?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

– Барин! Первого укоса!

– А не знаешь, почем?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай.


Сходил. Вернулся и говорит:

– Барин! По пять рублей.

– А дешевле не отдают?

– Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

– Барин! Мимо везли сено с Семёновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей.

Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор, и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:

– Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 10 рублей?!


Как вам кажется, каков смысл притчи?

Охарактеризуем 1 работника (исполнительный, но безынициативный, относится к работе без интереса. Не знает того, что требуется его хозяину. А требуется хозяину любая информация о том, что происходит вокруг).

Второй - относится к своей работе с душой, вникает в тонкости. Хозяин всегда может положиться на такого.

Как вам кажется, какой работник будет ценнее?

Да, его качества личности будут ценнее для работодателя.

Сегодня на занятии мы будем говорить о важности учета профессионально важных качеств личности при выборе профессии.

Слайд 3

Как мы можем сформулировать, что такое профессионально важные качества?

Слайд 4

Профессионально важные качества – это индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

ПВК – это качества человека, влияющие на эффективность его труда.



И, конечно же, для разных типов профессий будут характерны свои профессионально важные качества.

Упражнение «Филворд»

Учащиеся делятся на 5 групп, пред ними на столы раскладываются филворды.

В каждом филворде обозначено 5-6 качеств, относящихся к определенному типу профессий. Слова написаны в хаотичном порядке: как слева направо, так и справа налево, как сверху вниз, так и снизу вверх. Для того, чтобы вам был понятен алгоритм поиска слов, одно слово уже выделено. Начало всех остальных слов, которые вам необходимо найти и вычеркнуть, обозначено курсивом.

Задача подростков найти качества и определить, какому типу профессии они соответствуют.

Помимо тех качеств, что найдете в филворде, вы должны написать дополнительное качество, которое, по - вашему мнению, относится к типу профессий вашего стола.

На поиск слов - качеств вам отводится 2 минуты.

Информационный блок.

Слайд 5

"Человек-техника"

Большинство профессий этого типа требуют эмоциональной сдержанности, повышенного чувства ответственности, т.к. работники этой сферы часто имеют дело со сложными механизмами и приборами, и допущенные ими ошибки могут иметь серьезные последствия. Представители данных профессий могут длительное время работать при ограниченных контактах с людьми. Таким образом, тип "человек-техника" требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Слайд 6

"Человек-человек"

Профессии данного типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние других людей, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, эмоциональную устойчивость. Таким образом, главное содержание труда в профессиях этого типа сводится к взаимодействию между людьми.



Слайд 7

"Человек-знаковая система"

Большинство профессий этой группы требуют терпения, аккуратности, систематичности в работе, четкого следования правилам, инструкциям; некоторые из них характеризуются ограниченными контактами с окружающими. Следовательно, для успешной деятельности в данной группе профессий необходимы способности к абстрактному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, способность воспринимать большие объемы информации и хорошая память.

Слайд 8

"Человек-природа"

Представителей этого типа профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе, миру животных и растений, поэтому для них важны такие качества, как знание мира природы, интерес к биологии, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы, ответственность, наблюдательность.

Слайд 9

"Человек-художественный образ"

Для профессий этой группы значимым является эстетическое восприятие окружающего мира, развитый художественный вкус, чувствительность, богатое и развитое воображение, способность заметить в обычном, что-то новое, особенное, исключительное.

Слайд 10

Упражнение «Персонажи и профессии»

Цель: развивать умение видеть личностные качества, способности и соотносить их с определенной профессией.

Следующее задание будет связано с героями сказок и мультфильмов. Представьте, эти персонажи оказались в нашем времени. Они хотят получить профессию, но не знают какую. Ваша задача правильно подобрать им профессию. Как это сделать? Давайте обратимся к алгоритму, по которому мы будем работать.

Алгоритм:

1.Чем интересуется этот герой? К чему у него есть склонности?

2.Какие его черты характера?

3.Какие у него есть способности?

4.Какая из перечисленных профессий ему больше подходит?

Персонажей какой сказки вы видите? (Сказка Буратино. Это Лиса Алиса и Кот Базилио).

Какие по характеру Алиса и Базилио? (хитрые) На самом ли деле кот слепой? (нет, он притворяется) Можно ли это считать его способностью? (да) Посмотрите на список предлагаемых профессий. Как вы считаете, какая наиболее подходит этим героям? (артист). Объясните свой ответ (потому что артистам нужно постоянно перевоплощаться, играть другого, у них это получается)

На следующем слайде изображен герой любимого многими подростками фильма. Кто это? (Гарри Поттер).

Посмотрите на вопросы алгоритма. Подумайте, как вы можете на них ответить? Что вы можете рассказать об этом герое?

(Он занимался магией. Он умный, много знает. Ничего не боится. У него есть друзья. Он спокойный.) То есть у него есть интеллектуальные способности, он смелый и может хорошо ладить с людьми. Выберете профессию, которая подходит для этого персонажа (учитель)

Кто изображен на следующем слайде? (Бабка Ежка из мультфильма «Летучий корабль»).

Что вы можете сказать о ней? (веселая, поет, танцует) В какой профессии ей могут пригодиться эти качества, умения? (организатор праздников)

На следующем слайде мы видим Золушку. Давайте прочитаем отрывок из сказки: «Сестры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у нее, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво. Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны… »

Для Золушки я предлагая выбрать одну из 3 профессий. Посмотрите на них. Все ли профессии вы хорошо знаете? (учащиеся проговаривают, чем занимается животновод, балерина, стилист) Какая наиболее подходит этой героине? (стилист)

Далее идет обсуждение возможных профессий Ильи Муромца и Карлсона аналогично предыдущим.



Упражнение «Профессиональные качества»

Работа в парах

Ваша задача – определить, какие две профессии не соответствуют перечисленным качествам личности, и вычеркнуть их.


Бланк 1

Человек, предпочитающий работать с предметами, инструментами, машинами может стать:

Сборщиком аппаратуры

Спортивным тренером

Телеоператором

Инженером-электриком

Врачом-стоматологом

Библиотекарем

Бланк 2

Любознательный человек, точный, любящий наблюдать, учиться, исследовать, делать обоснованные выводы и решения может стать:

Ученым

Программистом

Санитарным врачом

Водителем

Криминалистом

Копировальщиком

Бланк 3

Человек, любящий работать вместе, помогать другим, избегающий монотонной деятельности может быть:

Преподавателем

Медсестрой

Мастером по росписи фарфора

Телеграфистом

Воспитателем

Психологом

Бланк 4

Человек, склонный прямо или косвенно управлять другими, не боящийся риска, способный влиять на других для достижения целей может быть:

Менеджером

Штурманом

Экспертом

Маляром

Адвокатом

Дирижером

Бланк 5

Человек, обладающий способностями к вычислениям, расчетам, следующий инструкциям, любящий работать с данными фактами, записями может быть:

Бухгалтером

Секретарем-машинисткой

Экскурсоводом

Официантом

Статистиком

Переводчиков текстов




Вывод: У каждого человека есть такие качества, которые могут быть профессионально ценными, а в другие будут противодействовать успешной работе.


Очень древняя греческая заповедь гласит: «Человек! Познай себя!» Интерес человека к самому себе, поиск своего места среди людей, умение оценивать себя, свои возможности и способности - очень важная составляющая при выборе профессии.

А вы, ребята, хотели бы узнать, насколько вы знаете себя?

Для этого поработаем с тестом «Знаю ли я себя?».

Вам необходимо из предложенных вариантов выбрать ответ, который соответствует вашему мнению. Записать только балл в соответствии с ответом.

  1. Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0

  1. Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?

Да – 2 Трудно сказать – 1 Нет – 0

  1. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?

Были – 0 Не помню – 1 Не были – 2

  1. Если время вернуть назад, то вчерашний день:

Прожил бы точно также – 1 Многое сделал бы лучше – 2

Не считаю нужным об этом думать – 0

  1. Можешь ли ты предсказать, как поступишь в сложной ситуации?

Да – 2 Нет – 0 Трудно сказать – 1

  1. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не задумывался – 1

  1. Задумываешься ли ты, какие изменения могут произойти в тебе завтра?

Задумываюсь – 2 Не задумываюсь – 0 Над этим мне предстоит подумать – 1


  1. Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?

Трудно – 0 Не трудно – 2 Не знаю – 1

  1. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?

Знаю – 2 Не знаю – 0 Не задумывался – 1

  1. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?

Знаю - 2 Не знаю – 0 Не уверен – 1


  1. Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож?

Смог – 2 Не смог – 0 Не задумывался – 1


16 и более очков – ты себя знаешь достаточно хорошо.

10 – 16 – следует более глубоко изучить свои качества.

Менее 10 очков – изучение самого себя следует начать немедленно, так как промедление приведёт к нежелательным результатам.


Может быть, немного разобраться в себе вам поможет и шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие.

Теперь подсчитайте количество треугольников.

Первый тип: 6 - 8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!