СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

X.К. Андерсен. Сказки. Урок – КВН.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение представлено в форме КВНа. Материал выявляет степень усвоения пройденного и самостоятельно изученного материала, развивает творческую инициативу, артистизм, воспитывает любовь к сказкам X.К. Андерсена  /и  к сказ­кам вообще/.

Просмотр содержимого документа
«X.К. Андерсен. Сказки. Урок – КВН.»
















X.К. Андерсен. Сказки.

Урок – КВН.


5 класс.






















Тема: Сказки X. - К. Андерсена

Цели: 1) выявить степень усвоения пройденного и самостоятельно изученного материала;

  1. развивать творческую инициативу, артистизм;

  2. воспитывать любовь к сказкам X. - К. Андерсена /и к сказ­кам вообще/

Тип: урок - обобщение в форме КВНа

Оформление: на доске - портрет X. - К. Андерсена, рисунки учащихся к сказкам, виды Дании /Копенгаген, Оденс/

Оборудование: конверты с заданиями, фишки, диафильм" X.-К. Андерсен"

Класс заранее делится на две команды.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

  1. Объявить цели урока, дать настрой на творческое состязание.

  2. Слово об Андерсене, во время которого на экран даются соот­ветствующие кадры диафильма. /Если такого нет, то можно использо­вать карту Дании, виды этой страны и достопримечательностей, свя­занных с именем X. - К. Андерсена/.

На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского по­луострова виднеется еще один силуэт, несколько напоминающий чело­веческую ладонь. Это полуостров, только совсем небольшой, и назы­вается он Ютландия. К востоку от него сгруппированы пятна крупных и мелких островов с самыми неожиданными контурами. Вот изогнутый, словно утиная шея, остов Зеландии. Вот слегка вытянутый, похожий на кошачью лапу, остров Фюн.

Это - Дания, маленькая скандинавская страна на севере Европы. Темно-голубое море с белыми парусниками. Буковые леса и дубовые рощи, отраженные в тихих в водах озер. Плодородные пашни, покры­тые изумрудной зеленью луга. Просёлочные дороги, бегущие среди нив и невысоких холмов. Островерхие домики пригородов. Кружевные башни Копенгагена. Белокрылые аисты на крышах и стаи гордых лебе­дей. " Между Балтийским и Северным морями лежит старое лебединое гнезд, и зовется оно Дания; в нем рождались и рождаются лебеди, имена которых никогда не умрут", - так писал X. - К. Андерсен. "Лебедями" называл датский сказочник своих прославленных сооте­чественников. "Прекрасным лебедем" земли датской был и сам Андерсен.

Датчане чтят память своего великого соотечественника. В Копенгагене, в Королевском саду, стоит памятник Андерсену. Па нем высечены слова: "Воздвигнут датским народам". А вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини одной из самых чудесных сказок Андерсена. Из Копенгагенского порта морем можно добраться до небольшого острова Фюн. Там, в городе Оденсе, родился Андерсен.

В Оденсе все напоминает о великом сказочнике; в саду X. -К. Андерсена, или в саду сказки, стоит памятник писателю и скульптура "Дикие лебеди", созданная по мотивам его одноименного произведения. Неподалеку - школа для бедных, куда ходил маленький Андерсен. На фасаде ее - мемориальная доска с начальными строками его стихотворения:

Здесь в деревянных башмаках

Я бегал в школу бедняков...

На узкой и тесной улочке Йепсена, рядом с ветхим домиком, где родился будущий сказочник, находится Дом-музей его имени. Картина и фрески на стенах комнат запечатлели отдельные эпизоды жизни Андерсена. Повсюду расставлены мебель из его копенгагенской квар­тиры. Тут же бесценные рукописи и редчайшие издания сказок на родных языках - плод 50-летней напряженной работы..

Здесь же в Оденсе, на улице Мункемелле, есть еще один домик, в котором живет память о сказочнике. Там прошло его детство. Сей­час комната пуста, и только на стенах развешаны рисунки с видами Оденсе того времени.

1997год - 122-ая годовщина со дня смерти Андерсена. Но нет конца паломничеству в Данию, в те места, которые связаны с именем великого сказочника. Наши современники знают и любят Андерсена. С 1967 года день 2 апрели /день рождении Андерсена/ празднуется ежегодно как Международный день детской книги. 1975 год, год 170-летия со дня рождения и 100-летия со дня смерти сказочника, по призыву Всемирного Совета Мира был объявлен Международным го­дом Андерсена.

"Нелегко жить после смерти. Иногда на это надо потратить всю жизнь..." Это высказывание польского писателя-юмориста Леца в полной мере можно применить к Андерсену, который "потратил" на сказки всю свою жизнь. Он стал, по словам английского романиста Ч. Диккенса, лучшим сказочником мира, Улыбкой озаряются лица детей и взрослых при одном упоминании его имени и его поэтических ска­зок, которые учат человечности, доброте, любви к людям.

Удивительна биография сказочника - сына бедного ремесленника, ставшего всемирно известным писателем. Жизнь Андерсена была трудной, но интересной. Он не был женат, семьи у него не было; женщина, которую Андерсен любил, знаменитая шведская певица Йенни Линд, любила его сказки и романы, но не любила его самого. Постоянной спутницей писателя была его Муза, а детьми - сказки и истории, которые он называл своими "духовными детками". Он объездил много стран, был свидетелем крупнейших исторических событий XIX века, встречался и переписывался с такими замечательными людьми своей эпохи, как Гейне, Дюма, Диккенс и другие. И сам был одним из замечательнейших художников XIX века.

- Что вы можете добавить о жизни и творчестве X.-К. Андерсена?
/За правильные ответы - жетоны /

Ну что ж, молодцы! А теперь - наша игра, которую мы проведем в форме КВНа.

В клуб пришел, не хмурь лицо,

Будь веселым до конца.

Ты не зритель и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки!

Надеюсь, что наши команды не уступят друг другу ни в знании сказок, ни в находчивости и сообразительности. А начнем мы с приветствия команд.

II. Конкурсные задания.

1. Приветствие команд:

  • название;

  • приветствие;

  • эмблема..

2. Разминка: игра "Кто быстрее?" /кто первым поднимет руку, тот и отвечает; за правильный ответ жетон/

  • Какой герой Андерсена знает сказок больше всех на свете?

  • В какой сказке и как королева догадалась, что девушка, пришедшая во дворец, - принцесса?

  • В какой сказке придворные уверяли, что их король одет в роскошные одежды?

  • В какой сказке придворные приняли за прекрасную певчую птицу корову, лягушку?

  • Герой, какой сказки пел песенку: " Ах, мой милый Августин, все прошло, прошло"?

3. Koнкypc "Узнай сказку" /задания разложены по конвертам

а) По отрывку.

♦ -Ай - вскрикнул вдруг мальчик. - Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Девочка обвила ручонкой его шею; он мигал глазами, но ни в одном ничего не было видно.

- в том-то и дело, что нет.

♦ - Знаю, знаю, зачем ты пришла! - сказала ... морская ведьма - Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя. Но ты должна заплатить мне за помощь...

♦ Как-то раз совсем темный был вечер, а солдат не мог купить себе даже свечу; и тут вспомнилось ему, что при огниве, которое он взял в пустом дереве, куда опускала его ведьма, был огарок. Достал солдат огниво с огарком и только ударил по кремню и высек огонь, как ...

♦ И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную мягкими подушками и чудесными коврами, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой ...

♦ Утенок опустился на воду и поплыл навстречу прекрасным лебедям, которые, завидя его, тоже поплыли к нему.

- Убейте меня! - сказал бедняжка и низко опустил голову, ожидая смерти. Но что же увидел он в чистой, как зеркало, воде!

♦ Кораблик развернуло три - четыре раза, залило водой до краев, и он стал тонуть, Солдатик оказался по шею в воде... Тут бумага окончательно расползлась, и солдатик пошел ко дну.

б) По описанию здания, помещения.

  • Старинный белый мраморный дворец, вокруг которого вьется много ласточек.

  • Медный замок.

  • Разбойничий замок.

  • Дворец китайского императора.

  • Чудесный картонный дворец, у входа в который стоит балерина.

  • Каморки под крышей в двух соседних домах

в) По герою.

  • Она прелестна и нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни покоя.

  • Маленький человечек, на голове у него шапочка, одет в балахончик, который отливает всеми цветами радуги: желтыми, красными, лиловыми. В руках у него два зонтика.

  • Маленький человечек, беленький и прозрачный, точно хрустальный. На голове у него сияет корона, за плечами развеваются блестящие крылышки.

  • Прехорошенькая принцесса, прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами, но у нее нет ножек.

  • Куколка, вырезанная из картона. На ней - юбочка из тонкого батиста, а на плече - голубой шарф и на груди - блестящая брошка.

  • Смуглая девочка с черными печальными глазами, очень своевольная и упрямая, но с добрым сердцем. Не любит, когда хнычут, всегда спит с ножом.

г) По предмету /в конвертах - рисунки/, по растению.

  • Зонтик

  • Оливо

  • Яйцо

  • Роза

  • Крапива

  • Тюльпан

  • Оловянная ложка

  • Горшок с бубенцами

  • Кораблик

  • Осколок зеркала.

4) Конкурс капитанов: конкурс - аукцион /не зная задания, каждый капитан назначает цену /в баллах/ за правильный ответ; в случае неудачи баллы получает соперник/. Сказку надо узнать по опорным словам.

♦ нора

♦ тюфяк

♦ трава

вода

кресло

карусель

мышь

карета

крапива

крыло

ливень

кольцо

луна

река

жаба

эльф

принцесса

свет

ласточка

сказки

терпение

♦ солнце

♦ лебедь

♦ море

снег

береза

корона

стекло

утка

цветок

зеркало

яйцо

принц

роза

мечта

боль

дружба

двор

ветер

олень

индюк

напиток

  1. Конкурс "Сам себе режиссер" /По заданию одной команды вызвав­шиеся ребята другой команды инсценируют сказку молча так, чтобы своя команда узнала. Во время подготовки незанятые игроки зараба­тывают жетоны, отвечая на вопросы по содержанию сказок/

III. Подведение итогов. При этом обязательно учесть долю участии команд в оформлении класса.

Награждение / книги, самодельные медали, дипломы и т.д./.

IV. Заключительные слова учителя.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья, Обеспеченный успех.

Вот настал момент прощанья;

Будет краткой наша речь.

Говорим вам: " До свиданья!

До счастливых НОВЫХ встреч


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!