СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

XI областной конкурс по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» Секция «Этнография» Тема: «Секиринские полотенца»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе исследуются особенности изготовления народного полотенца села Секирино Скопинского района Рязанской области. Ученица работала с коллекцией полотенец из собрания учителя технологии МБОУ «СОШ№4» г. Скопина Тарасовой Татьяны Алексеевны, материалами Скопинского краеведческого музея, беседовала с жительницами села, которые работают в школе, использовала воспоминания своей бабушки, почерпнула информацию из книг, источников Интернета, ознакомилась с образцами полотенец школьного краеведческого музея. Ценность данной работы в том, что она является продолжением исследовательских работ о культуре нашего края, народном творчестве. Ученица систематизировала сведения о народном полотенце, обозначила особенности изготовления народного полотенца села Секирино. 

Просмотр содержимого документа
«XI областной конкурс по школьному краеведению «Рязанская земля. История. Памятники. Люди» Секция «Этнография» Тема: «Секиринские полотенца»»

XII областной конкурс по школьному краеведению

«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»


Секция «Этнография»


Тема: «Секиринские полотенца»


Категория: реферат


Автор работы:

Кулешова Анастасия

Ученица 8В класса

МБОУ «СОШ №4» г. Скопина

Руководитель:

Тарасова Татьяна Алексеевна,

учитель технологии

МБОУ «СОШ №4» г. Скопина



















2016г.
















В данной работе исследуются особенности изготовления народного полотенца села Секирино Скопинского района Рязанской области. Ученица работала с коллекцией полотенец из собрания учителя технологии МБОУ «СОШ№4» г. Скопина Тарасовой Татьяны Алексеевны, материалами Скопинского краеведческого музея, беседовала с мастерицами, почерпнула информацию из книг, источников Интернета, ознакомилась с образцами полотенец, которые до сих пор бережно хранят в семьях и используют в особых случаях. Ценность данной работы в том, что она является продолжением исследовательских работ о скопинской культуре, истории, творчестве. Ученица систематизировала сведения о народном полотенце, имеющийся в кабинете технологии школы, краеведческом музее, городской библиотеке и других источниках, обозначила особенности изготовления народного полотенца села Секирино.


Оглавление

Введение………………………………………………………………4

  1. Полотенца на Руси …….………………………………………..4

    1. Назначение полотенец

    2. Старинные названия полотенец на Руси

    3. Назначение старинных полотенец

    4. Вышивка

  2. Секиринские полотенца………………………………………...7

    1. Исторические сведения о селе Секирино

    2. Орудия труда для ткачества

    3. Изготовление полотенца

Стихотворение «Народное полотенце» Тарасова Т.А.

    1. Воспоминания о народных полотенцах


Введение

Народное искусство – это исходная позиция

и сегодняшнего и завтрашнего дня,

отсюда начинается движение новых образов,

образов будущего, пришедших из вчерашнего.

С древнейших времен на Руси была в почете женщина труженица, женщина рукодельница, мастерица золотые руки.

Не за богатство, не за пригожесть, а за ловкие умелые руки ценилась она в народе.

Много старинных вещей из бабушкиных сундуков хранится в музеях. В нашем кабинете технологии МБОУ «СОШ №4» г.Скопина тоже есть старинные полотенца, которые были подарены ученицами в разные годы. Эти рукодельные работы были выполнены бабушками и прабабушками в стародавние времена.

Глядя на них, вспоминаются слова пословицы: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».

Мы живем в крае, где уважительно относятся к народному полотенцу, где оно не просто сохранено, но до сих пор используется на различных праздничных мероприятиях. Мы имеем возможность видеть, изучать, исследовать этот предмет старины глубокой.

Цель работы: выявить особенности изготовления и использования старинных народных полотенец села Секирино Скопинского района Рязанской области.

Предмет изучения: старинные полотенца села Секирино.

Временные рамки: воспоминания жителей села Секирино 1935-67 г.р.

Новизна темы: пока не существует исследования особенностей секиринского народного полотенца.

Практическое применение: работа имеет информационный характер, предназначена для практического использования учащимися школ района на уроках технологии, мероприятиях по краеведению, сведения могут быть использованы в работе Скопинского краеведческого музея.

Методы работы: опросный метод – беседы, запись информации, описательный метод – фотографирование по изучаемой теме, копирование схем узоров со старинных полотенец ученицами в 1995 году для коллекции кабинета технологии, экспедиционный выезд в село Секирино, визуальный, органолептический, измерительный при изучении старинных полотенец, работа с информационными ресурсами сети Интернет.

  1. Полотенца на Руси

Полотенце - бельевое изделие

в виде удлинённого полотнища

для вытирания, обтирания

(Из словаря Ожегова)

1.1 Назначение полотенец

В современном быту основное назначение полотенца – утирать. Используют разные по назначению полотенца: банные, повседневные, для ног, детские, кухонные. Полотенца имеют разные размеры. Они из разных тканей: махровые, хлопчатобумажные, вафельные, льняные, из бамбукового волокна. Цветовое оформление полотенец тоже разное: все возможные цвета и оттенки, узорное ткачество, рисунки разных тематик, оформление вышивкой, аппликациями.

В старину полотенца были другие. В разных местностях они имели свои названия.

1.2 Старинные названия полотенец на Руси: постеник, набожник, рукотёр, рушник, ширинка, утиральник, утирка .

1.3 Назначение старинных полотенец:

Обыденные (повседневные), нарядные (праздничные), ритуальные.

Обыденные полотенца чаще всего не украшались, они могли быть с узорным ткачеством. Праздничные и ритуальные полотенца в каждой местности украшались вышивкой с неповторимыми, имеющими свой определенный смысл узорами.

« Как много может рассказать один конец домотканого полотенца! Ведь орнамент, украшающий его, - это язык тысячелетий: каждый знак заключает целое понятие, а несколько символов, стоящих в ряд, словно фраза в письме» (Г. Дурасов «Тайны старого узора»)12.02.2011

1.4 Вышивкаэто старинный вид рукоделия, в котором на ткани иголкой и ниткой выполняются различные узоры.

Слово «узор» имело значение «призор», «надзор» - т.е. «присмотр».

Человек, живший среди природы, наблюдавший за ней, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки – символы, которыми он выражал свое восприятие мира и отношение к явлениям природы.

Каждая линия, каждый знак были полны смысла.

Археологи находят орнаменты в наскальных изображениях, на посуде – поверхности покрыты точками, спиралями, кругами, линиями и другими символами.

Все орнаменты можно поделить на виды.

Геометрический орнамент.

Геометрический орнамент считается наиболее древним. Известны ▫следующие значения его элементов:

_ прямая горизонтальная линия – поверхность земли, покой.

ʬ волнистая горизонтальная линия – вода, движение.

чешуя – покров, защита от воздействия среды.

∫ волнистая вертикальная линия – дождь.

@ спираль – вихрь, ураган.

Ô капля – вода, зерно, лепесток, растение.

+ крест – человек.

· точка – начало начал.

# клетка – ограниченное пространство, засеянное поле.

∆ горы.

× скрещивающиеся линии – огонь, молнии.

o □ ромб, круг, квадрат – источники света, Солнце и Луна.

Иногда солнце изображалось в виде лучистой розетки или крылатого шара (Древний Египет). Основным символом был ромб, который значил еще и сердце. Ромб гладкий или с отростками был не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «древо жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца – сруба деревенского дома. Квадрат, разделенный на 4 части с кружочками или точками в каждой, означал усадьбу или засеянное поле.

Зооморфный орнамент (животный).

Зародился такой орнамент во времена поклонения, обожествления отдельных животных, в первую очередь зверей и птиц, за их особые качества (силу, быстроту, скорость, высоту полета). Определенную роль в появлении зооморфного орнамента сыграло представление многих племен о том, что подобные животные в древности были родоначальниками племени. Знаки – узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека, его семью и хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому узоры называли оберегами и наносили их на видные места одежды, предметов обихода.

Кроме символического изображения существующих животных, присутствовали изображения фантастических животных: птицы – феникс, птицы – сирин, грифона, сфинкса.

Птица в зооморфной символике была посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости, наступления весны, урожая и богатства. Олень и конь символизировали счастье и веселье, благополучие.

Сюда же относятся орнаменты из насекомых: бабочек, стрекоз, божьих коровок.

Фитоморфный орнамент (растительный).

Растительный орнамент составлялся из стилизованных цветов, листьев, ягод, плодов, веток, трав, деревьев.

Образ цветущего и плодоносящего сада всегда олицетворял представление людей о счастье и благополучии. Гирлянды цветов – яркий элемент декора средневосточного региона. Деревья с раскидистыми ветвями обозначали плодородие земли. Травы, цветы, кусты и деревья считались «волосами Земли».

Антропоморфный орнамент (человекообразный).

Орнамент выполняется из стилизованных человеческих фигур женских и мужских или полуфигур. Женская фигура с поднятыми или опущенными руками символизировала образ Матери – Земли, связанный с почитанием земли и влаги.

Восточнославянская богиня Берегиня, или Мокошь, считалась покровительницей воды, хозяйства, домашнего очага и рукоделия.

Меандровый орнамент.

Орнамент выполняется в виде беспрерывных ломаных линий определенного вида. Орнамент широко применялся в искусстве Древней Греции и получил свое название от извилистой реки Меандр.

Шрифтовый орнамент (вязь).

Орнамент напоминает стилизованные надписи и встречается в среднеазиатских вышивка.

Основное назначение орнамента – украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.

  1. Секиринские полотенца

2.1 Исторические сведения о селе Секирино

Рязанская область - уникальный уголок России, находящийся в самом центре русской земли. Благодаря своему географическому положению она стала как бы своеобразным перекрестком разных этнических культур.

Немного сел в округе возьмут на себя смелость поспорить с Секириным по величине, самобытности, известности далеко за пределами рязанской земли. Сейчас довольно трудно точно определить возраст села. Одно несомненно. История его возникновения накрепко связана с теми временами, когда Русь, набрав силу, готовилась к решительным битвам с татарским игом. Неоднократно побывали тут летучие монгольские отряды. Неопровержимое доказательство тому – смуглые лица с раскосыми щелочками глаз, что до сих пор нет-нет, да и мелькнут среди здешних коренных жителей.

Как крупный населенный пункт Секирино начало формироваться примерно 300-400 лет назад. Плодородные земли, богатая рыбой Брусна способствовали закреплению населения в этих местах. В большое самобытное село Секирино выросло постепенно к концу 18 века. В конце следующего столетия Семенов-Тянь-Шанский писал о нем так «…В трех верстах от села Чулково на речке Брусна расположено большое село Секирино, имеющее 2500 жителей, школу». [1, С. 134-136]

2.2 Орудия труда для ткачества

Для обработки волокнистых материалов (льна, конопли) женщины пользовались специальными орудиями труда.

Мялканаклонный из досок или долбленый желоб с входящей в него на шарнире узкой доской с ручкой на конце.

Трепало нечто вроде большого широкого ножа с ручкой.

Широкие кленовые гребни с частыми узкими зубьями на узкой длинной рукояти использовались для чесания кудели рукой либо вставляясь в донце.

Прялки для ручного изготовления нитей из кудели были двух типов и состояли из довольно широкой лопаски, к которой привязывалась кудель, тонкой ножки и донца, ставившегося на лавку; когда пряха садилась на донце, лопаска располагалась на уровне ее лица.

Самопрялки с большим колесом и ножным приводом разных конструкций появились довольно поздно и были относительно редки вследствие дороговизны. Рабочей частью самопрялки был рошманок - деревянная рогатка, усаженная железными загнутыми зубчиками, которые цепляли нить; рогатка насаживалась на железное веретено вместе с точеными заодно волчком и вьюшкой, на которую наматывалась нить. Готовые нити затем перематывались на воробы – большую крестовину из планок , в концы которых вставлялись веретена, сновальню – крестовину из двух рамок и мотовило – вертикалную стойку с двумя перпендикулярными к ней и друг другу рогами.

Ткацкий стан, или кросна, представлял собой массивную большую раму из брусьев, в которой вращались навой – вал с намотанными нитями основы, пришва – вал, на который наматывалась готовая ткань и в котором двигались с помощью подножек набилки – рейки, в которые вставлялось бердо в виде гребня с пропущенными через него нитями основы, и ниты – ряд попарно соединенных нитяных петель, собранных на двух параллельных рейках; через ниты также пропускалась основа, поочередно поднимавшаяся для прокладки челнока.

[2, С.23-24]

В школьном краеведческом музее в разные годы были собраны старинные орудия труда для ткачества: три прялки, несколько гребней для расчесывания пряжи, веретена. Как долго мастерицы, склонившись над работой при слабом свете лучины, пряли бесконечную пряжу и ткали бело-серое узкое полотно для разных нужд и для полотенец в том числе.

2.3 Изготовление полотенца

Процесс изготовления полотенца был долгим, требовал много сил и мастерства.

Народное полотенце

Посеяли в поле лен.

Коли уродился он,

Его сжали, замочили,

Мяли, мяли, прочесали.

Наконец – то вот оно

Нужное нам волокно.


Пряха пряжу наплела,

Ткачиха холст соткала:

Грубый – мешковина,

Потоньше – холстина,

Еще тоньше полотно –

На рубахи нам оно.


И оставим полотна

Метра два длиною,

Полотенца вышивать

Холодною зимою.


Узор возьмем старинный:

На чистом белом полотне

Черной нитью глубину

Переплетем карминной.

Иголкой крестики ведем,

Узор за рядом ряд кладем

Орнаментом единым

Своим неповторимым.


Нарядности добавим

По краю кружевами,

Прозрачной белой пеной

Плетеною руками.


Для чего старались?

Красоту творили,

Душою отдыхали.

И о чем мечтали?

Как на этом полотенце

Встретят хлебом – солью.

Будет новая семья

Со счастьем и любовью.


Тарасова Т.А.


2.4 Воспоминания о народных полотенцах села Секирино

Несколько жителей села работают в нашей школе. К ним я обратилась в первую очередь с вопросами о старинных полотенцах.

Савина Валентина Васильевна, 1956 г.р. уроженка села Секирино рассказала: «В семье полотенца изготавливала бабушка Уколкина Прасковья. Нити покупали и ткали из катушечных нитей №10. Это были 1956-60 годы. В это время уже сами не пряли. Полотенца расшитые были без вышивок. По краям пришивались атласные ленты, это были только узкие ленты. Концы украшались гипюровыми кружевами».

На свадьбу в приданое мама Валентины Васильевны изготовила 20 полотенец. А это значит невеста была из богатой семьи. Перед свадьбой полотенца вывешивались на веревку


Различные виды орнаментов использовались в вышивке народного полотенца. Учителем технологии Тарасовой Т.А. собрана большая коллекция узоров орнаментов со старинных полотенец нашей местности.


Из рассказа учителя технологии МБОУ «СОШ №4» г. Скопина Тарасовой Татьяны Алексеевны .

В 1995 году ученицы 8-х классов на уроках труда вышивали народное полотенце. Этому предшествовала большая поисковая работа. Девочки приносили на уроки семейные полотенца, которые вышивали их бабушки и прабабушки в разных селах Скопинского района. С этих полотенец ученицы копировали узоры орнаментов, древа жизни, боковых элементов. Таким образом у меня собралась уникальная коллекция узоров со старинных полотенец, среди них и из села Секирино.

Семункина Мария Сергеевна бабушка Семункиной Светы из 8а (1995 год) вышивала много полотенец. В коллекции сохранились узоры древа жизни и бокового элемента. Яркие сочные цвета, петух готов закукарекать и кинуться в бой. На секиринских полотенцах любили вышивать петухов, символизирующих тепло и свет, счастье и радость, наступление весны.

Интересны были полотенца, которое принесла Крючкова Настя из 8а (1995 год). Вышивала их бабушка Козлова Александра Михайловна. С полотенцев были пересняты узоры: древо жизни в виде фантазийного цветка , красочный цветочный орнамент , уникальные антропоморфные орнаменты с мужскими и женскими фигурами , боковой элемент в виде женской фигуры - узор второй половины 19 века . Забавные фигурки в нарядных городских платьях, получившие у мастериц название «куколки» - редкая вышивка на местных полотенцах. Женская фигура изображалась в торжественной позе и олицетворяла собой продолжение жизни, неразрывную связь небесных, земных и водных стихий.



В нашей семье мастерицей была бабушка по маминой линии – Молодцова Акулина Устиновна. У неё было 3 дочери и для каждой приготовить приданое – это большой труд. Частью приданого являлись расшитые полотенца. Больше всего бабушка любила ленточные украшения для полотенец. Когда в продаже появились атласные ленты, она покупала их разных цветов и разной ширины. Выбирала самые яркие. Перед работой тщательно вымывала обеденный стол, расстилала холстину (очень тонкая льняная ткань, которую ткали сами) и начинала прикладывать ленточки, Подбирала такую последовательность цветов, которая её нравилась больше всего. Подобрав цвета, ленточки отрезались по ширине полотенца. Затем наступала ювелирная работа: ведь ленточки соединялись между собой «швом через край». Нить и игла должны быть очень тонкими. Соединительный шов - ровным и красивым. Это такая трудоёмкая работа! И, моя бабушка – искусница выполняла её на «отлично». Когда с ленточками всё было сделано, пришивалось кружево. Оно широкое, ручной работы и с зубчатым краем. Любо-дорого посмотреть! Одно полотенце расшито и нужно было приступать к следующему. Аккуратной стопкой она их складывала в сундук.

Учитель иностранного языка Лагутина Наталия Михайловна.



Про работы этих мастериц можно сказать словами мудрости: «Где иглой кольнет – там живой цветок, а где шов проложит – там картина дивная, такая, что глаз не отвести».

  1. Результаты исследования:

С давних времен в нашей местности сложились традиции изготовления Скопинского народного полотенца.

Исследуя полотенца прабабушек, бабушек учениц, которые они приносили на уроки в течение 20 лет (а именно столько лет уже изучается Скопинское народное полотенце), пришли к следующим выводам:

  1. Материалом для полотенца служил льняной или конопляный холст домашнего изготовления (домотканый).

  2. Цвет полотна: белый с кремовым оттенком.

  3. Ширина холста от 37 до 41 см.

  4. Длина полотенца в готовом виде чаще всего 2 м.

  5. Украшение полотенца с двух краев вышивкой простым крестом, иногда двойным болгарским крестом.

  6. Цветовое решение в вышивке таково:

ведущий цвет красный – радостный,

вставки черного цвета придают яркость, силу, мощь,

темно – синий, зеленый, желтый в небольших количествах (в более поздних вышивках) придают природную живость.

  1. Узор состоит из следующих частей:

узкая или широкая орнаментальная полоса,

одно-, двух- или трехчастная статичная сюжетная композиция симметричная относительно центра, иногда вышивалась динамичная композиция без соблюдения симметрии.

  1. Края полотенца подшивались под мережки «стлбик», «раскол», «панка», позднее застрачивались на швейной машине.

  2. Были приемы украшения полотенец вставками красного цвета, позднее яркими атласными лентами фабричного производства, иногда на ленты наносили рисунок трафаретным способом. Дополнительные вставки и ленты увеличивали длину полотенца.

  3. Концы полотенец украшались прошвами, кружевами, плетеными на коклюшках, чаще вязаными крючком, в более позднем варианте фабричными.

  4. Хранили ритуальные и праздничные полотенца в сундуках. Складывали их особым способом: сначала пополам в длину, затем пополам поперек.











Использованная литература:

  1. Соболев В.А., Егоров В.Н., Крылов А.Ф. Скопин Историко - краеведческие очерки о городе Скопине и населенных пунктах Скопинского района. – г. Скопин Товарищество с ограниченной ответственностью «Книга», 1996. – С. 134-136

  2. Л.В.Беловинский История русской материальной культуры часть1. - Москва Издательство Московского Государственного университета культуры 1995. - С. 23-24

  3. http://www.slideshare.net/zugelman/ss-6901037



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!