СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"За страницами учебника" (курс внеурочной деятельности)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«За страницами учебника…» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 7 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даѐт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«"За страницами учебника" (курс внеурочной деятельности)»





Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не даѐт. Все эти вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях по русскому языку «За страницами учебника…». Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всѐ это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма обучающихся.

Цель курса «За страницами учебника…» состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 7 класса, расширяет и углубляет его. Данный курс даѐт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

Задачи курса:

– развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.

– развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи; -- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности;

– воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности; формирование социально активной, конкурентоспособной личности.

Общая характеристика курса

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.





Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Описание места курса

Программа внеурочного курса «За страницами учебника» предназначена для учащихся 7 классов и рассчитана на 34 часа в год.

Организация учебной деятельности

В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путѐм коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения. Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приѐмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Отрабатывается методика проведения работы, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика “мозгового штурма” позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5- 7 классах.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Формы занятий: групповые (работа в больших и малых группах); индивидуальные.

Виды деятельности:

теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматическая сказка, викторина, выступление, рассказ);

практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);

индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации метапредметной функции, которую данный курс выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе работы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Программа курса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных результатов входят:

– жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

– действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

– оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

– элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блок предметных результатов познавательной направленности входят:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с заданиями различной тематики, разнообразными статистическими материалами);

– применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

–умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); – синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

– установление причинно-следственных связей,

– построение логической цепи рассуждений, доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование;

– действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В состав метапредметных результатов входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Культура речи (3 часа)

Введение. Роль языка в жизни человека. Интеллектуальная игра «В начале было слово…» Дорога к письменности. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. Можно ли сломать язык? «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы). Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Игра. Составление ребусов.

Фонетика (3 часа)

Славянский алфавит и его особенности. В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Судьбы отдельных букв. Практикум. Путешествие. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Практикум. Путешествие. Секреты одной буквы, логогриф.

Этимология слова (5 часов)

Живой как жизнь. К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». Изменения в русском языке. Практикум. Путешествие Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимика. Практикум. Исследование . Ономастика. Древние русские имена. Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” Происхождение отчеств. Прозвища. Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Морфемика (6 часов)

Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Практикум. Анализ художественных текстов. Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Практикум. Игра в “словесный мяч”. Гнезда родственных слов. Практикум. Игра в “словесный мяч”. “Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни. Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. Практикум. Игра. Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина.

Занимательная грамматика. Орфография (10часов)

Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов. Орфограмма и девичьим именем (-ира-). Викторина. Игра “Кто больше ? Суффикс -а - командует гласными она. Анализ языковых единиц. Игра. Командуют согласные звуки. Игра. Анализ художественных текстов. Командует ударение. Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”. Командует смысл. Обобщение по теме «Гласные в корнях с чередованием. Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.

Лексика (1 час)

Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тѐзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Работа со словарями.

Фразеология (2 часа)

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. Богатство русского языка. Практикум. Фразеологический КВН.

Синтаксис и пунктуация (3 часа)

Его величество Синтаксис. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов в экспрессивной речи. Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Путешествие в историю. Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. Практикум. Викторина.

Подведение итогов ( 1 час)

Практикум.

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п\п

Тема

Кол-во часов

Примечание

1.

Культура речи

3



Предмет и задачи курса. Роль языка в жизни человека. Интеллектуальная игра «В начале было слово…» Дорога к письменности. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке. Практикум. Составление кроссвордов и ребусов.




Можно ли сломать язык? «И то, да не то; и так, да не так» (понятие нормы) . Практикум. Игра. Составление ребусов.




Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса Практикум. Игра. Составление ребусов.



2.

Фонетика

3



Славянский алфавит и его особенности. В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные Судьбы отдельных букв. Практикум. Путешествие.




Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Секреты одной буквы, логогриф.




Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Практикум. Путешествие.



3.

Этимология

5



Живой как жизнь”. К истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов». Изменения в русском языке. Практикум. Путешествие.




Происхождение имѐн и прозвищ. Антропонимика. Практикум. Исследование




Ономастика. Древние русские имена. Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”




Происхождение отчеств. Прозвища. Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина.




Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.



4.

Морфемика

6



Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. Практикум. Анализ художественных текстов.




Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!”. Практикум. Игра в “словесный мяч”.




Гнезда родственных слов. Практикум. Игра в “словесный мяч”.




“Пересаженные корни”. Старые знакомцы. Иноязычные корни. Практикум. Анализ, исследование языковых единиц.




Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. Практикум. Игра.




Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания. Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина.



5.

Занимательная грамматика. Орфография

10



Игры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество» Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения).




Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов




Орфограмма и девичьим именем (-ира-). Практикум. Викторина. Игра “Кто больше




Суффикс -а - командует гласными она. Практикум. Анализ языковых единиц. Игра.




Командуют согласные звуки. Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.




Командует ударение. Написание изложения по тексту К.Паустовского “Зарница и заря”.




Командует смысл. Обобщение по теме “Гласные в корнях с чередованием”. Практикум. Состязание на узнавание корней с чередованием.




Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка пре-? Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.




Приставки-труженицы. Что может обозначать приставка при- ? Практикум - исследование. Анализ языковых единиц.




Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”. Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения.



6.

Лексика

1



Бывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тѐзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Работа со словарями.



7.

Фразеология

2



Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Практикум. Фразеологический КВН.




Фразеологические обороты. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. Богатство русского языка (фразеологизмы).



8

Синтаксис и пунктуация

3



Его величество Синтаксис. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Обратный порядок слов в экспрессивной речи.




Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. Практикум. Путешествие в историю.




Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. Практикум. Викторина.



9

Итоговое занятие

1



Подведение итогов. Чему научились? Какие темы показались более интересными (более сложными, менее освоенными, требующими закрепления). Самые интересные творческие работы и прочее. Практикум



.



.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!