СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задачи с виртуальным экспериментом

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задачи с виртуальным экспериментом»

Задачи с виртуальным экспериментом

Задача 1 Метаморфоза

Студенту поручили изучить свойства дисерной кислоты. Он взял банку с надписью «H2S207», извлек фарфоровым шпателем несколько бесцветных прозрачных кристаллов (на воздухе они сразу задымили) и растворил их в воде. Потом он внес немного раствора в пробирку и добавил индикатор метилоранж; жидкость приобрела красный цвет. Но ни одна из характерных аналитических реакций на анион S207 2- не дала положительного результата. Какая же кислота была в растворе и почему кристаллы H2S207 дымили на воздухе?

Ответ. Дисерная кислота при растворении в воде превращается в сер­ную кислоту, а серная кислота подвергается необратимому протолизу:

H2S2О7 + Н20 = 2H24; H24 + 2Н2О= SO42- + 2Н3О+

Кристаллы H2S207 дымят на воздухе из-за выделения S03, который образует с влагой воздуха мельчайшие капельки серной кислоты:

H2S2О7 = H24 + SO3; SО3 + Н2О= H2SO4


Задача 2 Парадоксы взаимодействия

Чешский химик И. Друце в 1926 г. обнаружил, что в минерале пиролюзите содержится элемент рений. Друце показывал своим коллегам два опыта. Сначала он бросал по щепотке порошка металлический рения в два стакана, один из которых был наполнен разбавленной серной кислотой, а второй — концентрированным раствором пероксида водорода. Затем он быстро прятал стаканы под черным колпаком и спрашивал: « В каком стакане идет реакция?» После этого Друце брал растворы тех же реагентов и бросал в них по щепотке порошка металлического мар­ганца, покрывал стаканы колпаком и снова спрашивал, где пойдет ре­акция. В самом деле, где происходят реакции?

Ответ. Рений в обычных условиях не взаимодействует с серной кис­лотой, а марганец не реагирует с пероксидом водорода. Зато рений ре­агирует с пероксидом водорода, превращаясь в рениевую кислоту, а марганец химически растворяется в разбавленной серной кислоте, пере­ходя в катион марганца(П) и восстанавливая водород:

2Re + 7Н2О2 = 2HReО4 + 6Н2О; Mn + H2S04 = MnSО4 + Н2


Задача 3 Кислотоупорный трубопровод

На заводе долгое время перекачивали серную кислоту из хранилища в цех по свинцовому трубопроводу. Но однажды трубы дали течь, и цех был залит кислотой. Выяснение обстоятельств аварии показало, что, на­рушая правила технологии, трубопровод целый год использовали для транспортировки кислоты, имеющей не 40% -ную, а 85% -ную концент­рацию. Почему изменение концентрации кислоты вызвало коррозию трубопровода?

Ответ. В разбавленной серной кислоте свинец, окисляясь с поверхности, покрывается защитной пленкой малорастворимого сульфата свинпа (II)

РЬ + H24 = PbSО4 + Н2

С разбавленной серной кислотой PbS04 не реагирует, а с концентрированной образует растворимый гидросульфат свинца(П):

PbSО4 + H2S04 = Pb(HSО4)2

Металл, лишенный защиты, реагирует с концентрированной кислотой:

РЬ + 3H24 = Pb(HSО4)2 + SО2 + 2Н2О


Задача 4 Какой газ?

В концентрированную серную кислоту при обычной температуре бросили щепотку железных стружек, тщательно очищенных от ржавчины. Никакой реакции! Нагрели колбу с кислотой и стружками обнаружили, что выделяется негорючий газ с неприятным резким запахом. Пропустили этот газ в воду, добавив к ней несколько капель индикатора метилоранжа. Раствор окрасился в красный цвет. Другую порцию серной кислоты разбавили водой и также бросили в нее железные стружки. Началось выделение газа без цвета и запаха. Этот газ вспыхнул от горящей спички. Объясните эти явления.

Ответ. В холодной концентрированной серной кислоте железо пасси­вируется и не реагирует. При нагревании идет реакция:

2Fe + 6H2S04 = Fe2(S04)3 + 3S02 + 6H20

Диоксид серы S02, растворяясь в воде, превращается в полигидрат диоксида серы S02 • п Н20, который ведет себя как кислота, создает кис­лую среду и меняет окраску индикатора:

S02 • п H20 + Н20 HSO3 - + Н30+ + (п - 1)Н20

В разбавленной серной кислоте идет химическое растворение желе­за с выделением водорода:

Fe + H2S04 = FeS04 + Н2


Задача 5 Не так-то просто!

Желая получить как можно более концентрированную серную кислоту, студент стал добавлять к ней порциями твердый триоксид серы и обнаружил, что с каждой порцией S03 смесь становилась все более вязкой, а потом даже задымилась. Интересно, получилась ли в итоге концентрированная серная кислота?

Ответ. Вначале была получена 100%-ная серная кислота, затем дисерная, трисерная и другие полисерные кислоты, смесь которых — так называемый «олеум»:

3 + Н2О= H2SO4

3 + H2SO4 = H2S2O7

3 + H2S2O7= H2S3O10

Известен с глубокой древности

Со времен Гомера известен этот оксид — бесцветный газ с резким запахом. Одиссей, хитроумный герой Троянской войны, окуривал им помещение, в котором сражался, и в конце концов победил женихов Пенелопы, Плиний Старший, римский историк (23—79 гг. н. э.), тоже упоминал в своих сочинениях о газообразном оксиде, который уничтожает инфекцию вредных насекомых. Тот же оксид стал причиной смерти Плиния во время извержения Везувия в 79 г. н. э. В наши дни это соединение выбрасывается в атмосферу с дымом тепловых электростанций и металлургических заводов и является причиной «кислотных дождей». Когда «газ Одиссея» смешивают с влажным сероводородом, выделяется сера, а пероксид водорода в водном растворе превращает его в сильную кислоту. Что это за газ?

Ответ. Это диоксид серы S02, который получается при сжигании серы на воздухе и выделяется в атмосферу при вулканических извержениях:

S + 02 = SO2

При взаимодействии с водой он образует полигидрат состава S02 • nH20 ( n = 1 ÷7), обладающий свойствами кислоты средней силы. Диоксид серы вступает в окислительно-восстановительную реакцию конмутации с сероводородом и окисляется под действием пероксида во­дорода до серной кислоты: S02 + 2H2S = 3S+ 2Н2О

2 + H2O2 = H2SO4

Белый дым

Если нагреть дисульфат калия, получится белый «дым», жадно поглощаемый водным раствором гидроксида калия. При этом получается сульфат калия. Если «дым» охладить, появляются бесцветные волокнистые кристаллы, которые весьма опасны. Достаточно нескольким каплям воды попасть на них, как происходит взрыв. Дерево или ткань при контакте с этими кристаллами немедленно обугливаются. Какова формула «дыма» и кристаллов?

Ответ. Дисульфат калия при нагревании выделяет триоксид серы S03, который взаимодействует с влагой воздуха, превращаясь в мель­чайшие капельки серной кислоты, образующие туман («белый дым»):

К2S2О7 = К2S04 + SО3

Н2О + SO3 = Н2S04

Триоксид серы — кислотный оксид; он реагирует с гидроксидом калия: 2КОН + SO3 = К2S04 + Н2О

Голубое холодное пламя

В 1796 г. немецкий химик и металлург Вильгельм Лампадиус изучал свойства серы. В одном из опытов он пропускал через слой раскаленного древесного угля, а потом — через холодильник. Он получил бесцветную жидкость с «эфирным» запахом, которая вела себя необычно: она не растворялась в воде, а нагретая стеклянная палочка вызывала её воспламенение. Горела жидкость голубоватым пламенем. Когда Лампадиус неосторожно внес в пламя руку, он не почувствовал тепла, а лист бумаги в пламенине загорался. Что это за странная жидкость?

Ответ. Лампадиус впервые получил дисульфид углеродапо реакции: С + 2S = CS2 , который горит холодным голубоватым пламенем:

CS2 + 3О2 = CО2 + 2SО2

Медные фокусы

В 1928 г. чешский химик И. Друце обнаружил, что, стружки залить концентрированной серной кислотой и нагреть до 2000 С получается раствор зеленого цвета. При смешивании этого раствора с с безводным метанолом (метиловым спиртом) выпадает белый осадок. Друце попытался растворить этот осадок в воде и получил раствор голубого цвета, а на дне сосуда оказались крупинки металлической меди. Какое вещество получил Друце?

Ответ. Друце получил сульфат меди (I) Сu2SO4 :

2Сu + 2Н2SO4= Сu2SO4+ SO2+ 2Н2О, который в водной среде подвергается дисмутации: Сu2SO4= СuSO4+ Сu

Отважный реагент

Студент неосмотрительно оставил на столе в фарфоровой чашке кусочек белого фосфора. Фосфор в скором времени вспыхнул, выделяя густые клубы дыма. Недолго думая, студент схватил первую попавшуюся колбу с голубым раствором и надписью «Отходы» и вылил ее содержимое на горящий фосфор. Пламя исчезло. Что это были за отходы, никто не знал. Однако студент отметил, что на кусочках фосфора, залитого «отходами», появился красно-коричневый налет. А добавление к остатку «отходов» сульфида натрия вызвало появление черного осадка. Помогите установить состав голубого раствора.

Ответ. В колбе находится водный раствор сульфата меди(II), который обезвреживает белый фосфор (окисляет его до Н3РО4). При этом идет реакция: Р4 + 10 СuSO4 + 16Н2О= 10Cu + 4 Н3РО4 + 10Н24 .

Добавление сульфида натрия к раствору СuSO4 ведет к выпадению черного осадка СuS: СuSO4 + Na2S= CuS + Na 24

Подсказывает ряд напряжений

Во время очередного занятия преподаватель обратил внимание учащихся на плакат «Электрохимический ряд напряжений» и подчеркнул два металла — кадмий (левее водорода) и ртуть (правее водорода). Он предложил провести опыты с этими металлами: сначала подействовать на них разбавленной серной кислотой, потом в раствор сульфата кадмия внести капельку ртути, а в раствор сульфата ртути — гранулу кадмия. Предскажите результаты этих опытов.

Ответ. Ртуть с разбавленной серной кислотой не взаимодействует, а кадмий участвует в реакции: Сd+ H2SO4 = СdSO4 + H2

В водном растворе СdSO4 ртуть остается без изменений. В растворе НgSO4 кадмий покрывается мельчайшими капельками ртути, образуя аиальгаму(сплав ртути и кадмия): НgSO4 + Сd = СdSO4 + Нg

Задание. При взаимодействии двух веществ образуется газ «А» с запахом, а при его нагревании с избытком кислорода образуется газ «Б» с раздражающим запахом. В результате взаимодействия «А» и «Б» в осадок выпадает вещество «С» желтого цвета, при нагревании которого с железом образуется соединение, вступающее в реакцию с HCl с образованием газа «А».

Каковы вещества «А», «Б» и «С»? Составить все необходимые уравнения реакций в тетрадях, Указать все окислители.

Ответ.

S + H2 → H2S↑ («А»)

2H2S + 3O2 → 2SO2 ↑ + 2H2O («Б»)

2H2S + SO2 → 3S + 2 H2O («А» + «Б»)

S + Fe → FeS («С»)

FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S↑ («А»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!