Занятие 9
ТЕМА: Задачи, связанные с величинами.
Учимся классифицировать
Цели:
тренировать детей в решении задач, связанных с величинами;
развивать творческие способности детей, умение классифицировать предметы по группам, прививать интерес к математике и познанию нового.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей занятия.
-Сегодня на занятии мы будем учиться распределять предметы по каким-либо группам (классифицировать), решать задачи на нахождение величин, на логику и смекалку.
Тема занятия открывается на доске.
Актуализация знаний. Устный счёт.
1.Разминка «Поспевай – не зевай».
Учитель читает вопрос, дети должны быстро давать ответ, поднимая руки.
На какой свет светофора не переходят дорогу? (На красный свет.)
Чёрная малина. (Ежевика.)
Королева тайги. (Лиственница.)
Что за семь братьев, годами равные, именами разные? (Дни недели.)
Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза, очки.)
Задача: Мы только с парохода,
Мы только из похода
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка поверней! (77 дней.)
Из каких геометрических фигур состоит данный рисунок? Нарисуйте такую же лодку.
2. Игра «Мгновенный подсчет».
Трое ребят выходят к доске. Пусть каждый напишет в столбик 5-6 примеров на вычитание, соблюдая при этом одно условие: уменьшаемое во второй строчке становится вычитаемым в третьей и т.д.
Вот, к примеру, три таких столбика:
13-7 | 15-8 | 31-9 |
18-13 | 17-15 | 56-31 |
25-18 | 23-17 | 61-56 |
38-25 | 31-23 | 69-61 |
43-38 | 39-31 | 73-69 |
Потом каждый подводит черту и пишет под диктовку учителя сумму разностей под своим столбиком (это числа 36, 31 и 64). Пусть ребята теперь проверят результаты и убедятся, что учитель дал правильные ответы, при этом учитель вычисления не делал.
(Чтобы определить сумму разностей, надо в каждом столбике отнять от самого большого числа (в нижней строчке слева) самое меньшее число (в верхней строчке справа). В результате получится: в первом столбике: 43 - 7 = 36, во втором: 39 - 8 =31, в третьем: 73 - 9 = 64. Это и будут суммы во всех аналогичных случаях.)
Физкультминутка.
Учимся думать ( занимательные задания на логику и смекалку).
Задание №1. Коля начертил 5 отрезков, причем каждый следующий отрезок он чертил на 2 мм длиннее предыдущего. Когда он измерил
последний отрезок, то длина его оказалась 15 мм. Какой длины был у Коли первый отрезок?
Решение. Длина пятого отрезка равна 15 мм, тогда длина четвертого - 13 мм, третьего - 11 мм, второго - 9 мм, первого -7 мм. Длина первого отрезка, который начертил Коля, составляла 7 мм.
Задание №2. Миша положил две узкие полоски бумаги длиной в 70 см каждая на метровую линейку одну от начала (от отметки 0), а другую от конца метра (от отметки 100). Определите, сколько дециметров линейки находится под двумя полосками бумаги.
Решение. Арифметически можно решить задачу так: а) 10 дм - 7 дм = 3 дм (остается с каждого конца метра под одной полоской); б) 3 дм + 3 дм = 6 дм (под одной полоской бумаги с двух концов); в) 10 дм - 6 дм = 4 дм (находится под двумя полосками бумаги). Графически это можно решить так: построим отрезок длиной 10 клеток, одна клетка будет заменять 1 дм, и отложим от каждого из концов отрезка по 7 клеток. Это можно показать дугами или карандашами разных цветов.
Задание №3. Сколько сейчас времени, если: а) от начала суток прошло столько часов, сколько осталось до конца суток; б) от начала суток минутная стрелка сделала 8 полных оборотов?
Ответ: а) 12 часов дня; б) 8 часов утра.
Задание №4. У Оли в кармане две монеты на сумму 7 руб. Одна из монет не пятирублевая. Какие это монеты?
Ответ: двухрублевая монета и пятирублевая монета. Среди них одна из монет не пятирублевая (двухрублевая), зато другая - пятирублевая.
Учимся классифицировать.
Классификация – это распределение предметов (или объектов) по каким – либо группам. Основанием классификации могут быть существенные признаки (основная классификация) и несущественные признаки (вспомогательная классификация).
а) На какие группы можно разделить изображённые предметы? Как можно назвать каждую группу? Обведи предметы каждой группы одним цветом.
б) Назовите обобщающим понятием слова каждой группы.
Январь, март, июнь, сентябрь.
Вторник, четверг, пятница, суббота.
Врач, повар, учитель, продавец.
Семёнов, Зайцев, Уткин, Петров.
Плавание, хоккей, борьба, волейбол.
Гроза, снегопад, радуга, вьюга.
Чтение, математика, пение, рисование,
Жучка, Тобик, Трезор, Полкан.
Зима, весна, лето, осень.
Марина, Таня, Света, Наташа.
Итог занятия (стадия рефлексии).
- Какие задания на занятии показались интересными, а какие сложными?
- Какие величины вы знаете?
-По каким группам вы сегодня распределяли и обобщали предметы? (По смысловым.)