Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗАДАНИЕ 21.
ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Формулировка задания: найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Странные были наши отношена с отцом: он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня, он уважал мою свободу, был, если можно так выразиться, вежлив со мною... (2)Когда он хотел, умел почти мгновенно, одним словом, одним движением возбудить во мне неограниченное доверие к себе. (3)Душа моя раскрывалась - я болтал с ним, как с разумным другом, как с снисходительным наставником... (4)Потом он так же внезапно покидал меня - рука его опять отклоняла меня, ласково и мягко, но отклоняла. (5)На него находила иногда весёлость, и тогда он готов был резвиться и шалить со мной, как мальчик (он любил всякое сильное телесное движение); раз - всего только раз!- он приласкал меня с такою нежностью, что я чуть не заплакал... (6)Размышляя впоследствии о характере моего отца, я пришел к такому заключению, что ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и насладился этим другим вполне. (7)«Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать - в этом вся штука жизни», - сказал он мне однажды.
Ответ: __________
Ответ: 34.
В 3-м и в 4-м предложениях тире поставлено на границе бессоюзных предложений одного значения - времени, в 5-м предложении тире выделяет вставную конструкцию. В 7-м предложении первое тире соединяет два предложения в составе бессоюзного сложного предложения (вторая часть представляет собой присоединительное предложение), второе тире поставлено между прямой речью и словами автора.
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: пунктуационные правила, правила постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в простом и сложном предложении. Но, судя по заданию, данному в демонстрационном материале 2019 года, особенно востребованным в 21 задании будут знания постановки тире и двоеточия.
Таким образом, 21 задание связано с проверкой знаний пунктуационных правил. Предлагается из небольшого текста выписать номера предложений, в которых ТИРЕ ставится по одному правилу. Но может быть дан вариант, в котором нужно будет выписать номера предложений, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится по одному правилу или ЗАПЯТАЯ, или ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. То есть по заданию нужно определить конструкцию, в которой стоит названный знак, и найти такую же. Задание требует повторения прежде всего правила постановки тире и двоеточия как в простом, так и в сложном предложении, в нём проверяется умение осуществлять пунктуационный анализ текста.
ТИРЕ ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ
Обособленное приложение - это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное или имя существительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? что ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложе- нии другое имя существительное или личное местоимение.
Приложение отделяется ТИРЕ, если стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение, является разъяснением к сказанному: в этом случае перед приложением можно вставить слова «А ИМЕННО».
Он очень любил эту игру - . (= Он очень любил эту игру, а именно шахматы.)
Въехали в Крюково — большое просторное село с ухоженными улицами. (=Въехали в Крюково, а именно большое село с ухоженными улицами.)
Этим летом я поеду в Тарусу - тихий городок на Оке.
(Тихий городок на Оке - это обособленное приложение, которое отвечает на вопрос что именно такое?, выражено именем существительным с зависимыми словами и поясняет в предложении другое имя существительное Тарусу).
Распространённое приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного собственным именем существительным, выделяется с двух сторон запятыми или выделяется с двух сторон тире.
А. С. Пушкин, великий русский поэт, является основоположником русского литературного языка.
Святослав Рихтер - замечательный русский пианист - известен всему миру.
Сергей Львович - большой любитель литературы - собрал библиотеку.
Распространённое приложение, стоящее перед определяемым словом, выраженным собственным именем существительным, не обособляется.
Великий русский поэт А.С. Пушкин является основоположником русского литературного языка.
Замечательный русский пианист Святослав Рихтер известен всему миру.
Тире в простом предложении ставится также между подлежащим и сказуемым и если предложение является неполным.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕМЫМ
Тире ставится | Пример |
1. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. | Юмор - черта богов. (Б. Шоу.) |
2. Если подлежащее и сказуемое выражены именами числительными или словосочетаниями с числительными. | Четыре плюс три - семь. |
3. Если один из главных членов предложения выражен именем существительным, а другой - именем числительным или словосочетанием с числительным. | Десять - чётное число. Юмор - один из элементов гения. (Гёте.) |
4. Если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола. | Жить - Родине служить. |
5. Если один из главных членов предложения выражен именем существительным, а другой - неопределённой формой глагола. | Дело художника-рождать радость. Никогда не останавливаться на достигнутом - цель моей жизни. |
Примечание:
Если перед сказуемым стоят указательные частицы это, вот, значит, это значит, то тире ставится перед ними.
Примеры:
Москва — это столица России.
Быть любимым - вот счастье.
Много двигаться - значит быть здоровым.
Помогать людям - это значит не быть одиноким.
Запомните!
1) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежащего идёт причастный оборот, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунктуационный знак, закрывающий обособление определения, выраженного причастным оборотом.
Пример: Всякая картина, созданная художником, - это гармония красок, линий, света и тени.
2) Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба главные члены предложения выражены именами существительными в именительном падеже), после подлежащего идёт придаточное определительное, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунктуационный знак, закрывающий выделение на письме придаточной части.
Пример: Всякая картина, которая создаётся поистине гениальным художником, - это гармония красок, линий, света и тени.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ НЕ СТАВИТСЯ
Тире не ставится | Пример |
1. Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое - именем существительным. | Я учитель. |
2. Если перед сказуемым, выраженным именем существительным, стоит отрицательная частица НЕ. Примечание: если сказуемое выражено неопределённой формой глагола, то тире сохраняется. | Бедность не порок. Чай пить - не дрова рубить. |
3. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из сравнительных союзов КАК, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО, ЧТО. | Поле как разноцветный ковёр. |
4. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит один из соединительных союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, И. | Апрель тоже весенний месяц. Андрей и мой друг. |
5. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ВВОДНОЕ СЛОВО. | Литература, по словам Белинского, учебник жизни. |
6. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ОБРАЩЕНИЕ. | Образование, мой друг, опора в жизни. |
7. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит одна из частиц ЛИШЬ, ТОЛЬКО. | Март только начало весны. |
8. Если между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, стоит ДОПОЛНЕНИЕ или ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. | Петров мне друг. Костя теперь студент. |
9. Если в предложении содержится инверсия: сказуемое, выраженное именем существительным, предшествует подлежащему, выраженному также именем существительным. | Странный человек этот лекарь! |
10. Если подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое - именем прилагательным в краткой форме. | Жизнь прекрасна и удивительна! |
ТИРЕ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Правило | Схема | Пример |
1) После обобщающего слова перед однородными членами ставится ДВОЕТОЧИЕ. | [О: О, О, О]. | Зазеленело всё: поля, луга, леса. |
2) После однородных членов перед обобщающим словом ставится ТИРЕ. | [О, О, О - О]. | Поля, луга, леса - всё зазеленело. |
3) Если обобщающее слово стоит до однородных членах, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится ДВОЕТОЧИЕ, а после однородных членов - ТИРЕ. | [О: О, О, О - ...]. | Всё: поля, луга, леса — зазеленело весной. |
ТИРЕ ПРИ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
При помощи тире могут выделяться вводные предложения, если они достаточно распространённые (имеют второстепенные члены):
Мой приход - я это мог достаточно легко заметить - несколько смутил гостей.
ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
1. Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенных членов предложения или их частей, пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения:
Яков приезжал из Воронежа, Гаврила - из Москвы.
2. Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-нибудь члена или даже без пропуска, например:
Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведет, есть одна настоящая жизнь, а которую ведет приятель - есть только призрак (Л.Т.).
3. Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым):
На столе - стопочка книг и даже какой-то цветок.
ТИРЕ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ
Приведённые далее схемы помогут вам вспомнить правила оформления прямой речи:
«П», - а.
«П?» - а.
«П!» - а.
П - указывает на заглавную букву, с которой начинается прямая речь,
п - означает начало речи с маленькой буквы.
А - это авторские слова, начинающиеся с заглавной буквы,
а - строчная буква.
А: «П» - а. А: «П?» - а. А: «П!» - а. «П, - а, - п». «П, - а. - П».
«П, - а, - п»! «П, - а. - П»! «П, - а, - п»? «П, - а. - П»?
«П? - а. - п»(?!). «П! - а. - П»(?!).
ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тире ставится | Примеры |
1. Если первое простое предложение указывает на условие того, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным условия). | Будет завтра хорошая погода - пойдём в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, пойдём в лес.) |
2. Если первое простое предложение указывает на время того, о чём говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным времени). | Лес рубят - щепки летят. (= Когда лес рубят, щепки летят.) |
3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наречие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным следствия). | Жара все усиливалась - становилось тяжело дышать. (= Жара все усили валась, так что становилось тяжело дышать.) Ударил сильный гром - задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, поэтому задрожали все окна.) |
4. Если простые предложения в составе бессоюзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А или союз НО). | Шестнадцать лет служу - такого со мной ещё не было. (= Шестнадцать лет служу, но такого со мной ещё не было.) Смелые побеждают - трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погибают.) |
5. Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения). | Молвит слово - соловей поёт. (= Молвит слово, будто соловей поёт.) |
6. Если во второй части содержится неожиданный результат, даётся указание на быструю смену событий. | Он нажал на тормоз - скорость не уменьшилась. |
7. Если вторая часть представляет собой присоединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО). | Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце - дурной знак. |
ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Двоеточие ставится | Примеры |
1. Если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным причины). | Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях.) |
2. Если второе предложение поясняет, раскрывает содержание первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО). | Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство сходилось на одном, а именно что старые законы никуда не годятся.) |
3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным). | Вдруг чувствую: кто-то дёргает меня за рукав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дёргает меня за рукав.) |
4. Если в первом простом предложении опускаются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. | Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.) |
Примечание: следует отличать бессоюзные сложные предложения с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом, после которого перед однородными членами стоит двоеточие.
Например: В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.
В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нем ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
Запомните:
• двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или причину.
Пример: Я в общем не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.
• двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
Пример: Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество определений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание № 1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым - это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. (2)Вежливость предполагает умение уважительно и тактично общаться с людьми. (3)Быть предельно вежливым - обязанность каждого. (4)Очень важное проявление вежливости, по мнению психологов, сказать при встрече «здравствуйте» первым. (5)Позволить себе никак не ответить на приветствие - продемонстрировать свою невоспитанность. (6)Невоспитанный человек как будто червивое яблоко. (7)Интеллигентность, по мнению многих людей, подлинное украшение человека.
Ответ: __________
Задание № 2. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Лев Николаевич Толстой - прославленный русский писатель - много лет прожил в Ясной Поляне. (2)В семье Толстых было пятеро детей: сыновья Николай, Сергей, Дмитрий и Лев и дочь Мария. (3)Счастливая жизнь семьи оборвалась через несколько месяцев после рождения младшей дочери — в 1830 году Мария Николаевна умерла. (4)в 1847 году произошёл раздел родительских имений между братьями Толстыми. (5)«По обычаю как младшему в семье мне отдали имение, в котором жили - Ясную Поляну», - писал Лев Николаевич. (6)Пётр Ильич Чайковский - выдающийся русский композитор - в подмосковном городе Клин приобрел двухэтажный уютный особняк, который и стал его домом. (7)До этого каждый раз, пускаясь в далекие странствия, он задумывался над тем, что ему некуда возвращаться.
Ответ: __________
Задание № 3. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Дрожки прыгали по твёрдым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим глубокие продольные рытвины - следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. (2)Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась; дождь полил ручьями. (3)Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (4)Кое-как приютился я к широкому кусту; сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. (5)Я стал пристально глядеть в ту сторону - та же фигура словно выросла из земли подле моих дрожек.
(6)- Кто это? - спросил звучный голос.
(7)- А ты кто сам?
Ответ: __________
Задание № 4. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Княгиня Засекина не могла быть богатой женщиной: нанятый ею флигелёк был так ветх, и мал, и низок, что люди, хотя несколько зажиточные, не согласились бы поселиться в нем; я случайно во время прогулки по нашему саду приблизился к низкому забору, отделяющему этот флигелёк от наших владений. (2)В нескольких шагах от меня - на поляне, между кустами зелёной малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг неё теснились четыре молодые человека. (3)- Молодой человек, а молодой человек, - проговорил вдруг подле меня чей-то голос, - разве позволительно глядеть так на чужих барышень? (4)В это самое мгновение и девушка обернулась ко мне... и я увидал огромные серые глаза на подвижном, оживлённом лице - и всё это лицо вдруг задрожало, засмеялось, белые зубы сверкнули на нем, брови как-то забавно поднялись... (5)Я позже припоминал малейшие подробности вчерашней встречи: мне почему-то особенно ясно представлялось, как это она посмеялась надо мною... (6)В моё отсутствие матушка получила от новой своей соседки письмо на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, какой употребляется только на почтовых повестках да на пробках дешёвого вина. (7)В этом письме, написанном безграмотным языком и неопрятным почерком, княгиня просила матушку оказать ей покровительство: матушка моя, по словам княгини, была хорошо знакома с значительными людьми, от которых зависела её участь и участь её детей, так как у неё были очень важные процессы.
Ответ: __________
Задание № 5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На охоту поехал я один и перед вечером завернул к Хорю. (2)На пороге избы встретил меня старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. (3)Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. (4)Черты лица его - черты лица Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (5)Мы стали толковать с ним о посеве, об урожае, о крестьянском быте; Хорь выражался иногда мудрёно, должно быть, из осторожности...
(6)- Послушай-ка, Хорь, - говорил я ему, - отчего ты не откупишься от своего барина?
(7)- А для чего мне откупаться? Теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю... барин у нас хороший.
Ответ: __________
Задание № 6. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Для охотника дождь - сущее бедствие. (2)Хороши же летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (3)Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. (4)Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите - лес превращается в высокую грядку полыни на меже. (5)Но вот ветер слегка шевельнётся - клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар; золотистожелтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу. (6)В такой день мы собрались в отъезжее поле, в степь; вёрст десять пробирались по проселочным дорогам; холмы становились всё мельче и мельче, дерева было почти не видать.
(7)Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!
Ответ: __________
Задание № 7. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)- Барин, а барин! - промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом, - ну, для чего ты пташку убил? (2)Не для того ты убил его, барин, чтобы станешь есть! (3)Ты его для потехи своей убил. (4)Коростель - птица вольная, лесная. (5)И не он один: много её, всякой лесной твари, и полевой и речной твари, и болотной и луговой, и верховой и низовой - и грех ее убивать, и пускай она живет на земле до своего предела... (6)А человеку пища положена другая и другое питьё: хлеб - божья благодать, да воды небесные, да тварь ручная от древних отцов.
(7)Я с удивлением поглядел на Касьяна; слова его лились свободно; он не искал их, он говорил с тихим одушевлением и кроткою важностию, изредка закрывая глаза.
Ответ: __________
Задание № 8. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Недавно расчищенная дорожка скоро вывела нас из липовой рощи; мы вошли в огород. (2)Между старыми яблонями и разросшимися кустами крыжовника пестрели круглые бледно-зелёные кочаны капусты; вдоль плетня качалась высокая крапива; в двух или трех местах кучами росли: татарская жимолость, бузина, шиповник - остатки прежних «клумб». (3)Дорожка повернула в сторону; из-за толстых ракит и берез глянул на нас старенький, серый домик с тесовой крышей и кривым крылечком. (4)Мы вошли в дом. (5)Из передней, заклеенной разными пестрыми картинами, завешенной клетками, вошли мы в небольшую комнатку - кабинет Радилова. (6)Потом прошли в гостиную, где на диване сидела матушка Радилова - старушка небольшого росту, в коричневом платье и белом чепце, с добреньким и худеньким лицом.
(7)- Давно вы пожаловали в нашу сторону? - спросила она слабым и тихим голосом, помаргивая глазами.
Ответ: __________
Задание № 9. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Татьяна Борисовна - женщина лет пятидесяти, с большими серыми глазами, румяными щеками и двойным подбородком - живёт безвыездно в своем маленьком поместье, с соседями мало знается. (2)3аедет к ней гость, молодой какой-нибудь сосед, которого она жалует, - Татьяна Борисовна вся оживится; усадит его, напоит чаем, слушает его рассказы, смеётся, изредка его по щеке потреплет, но сама говорит мало. (3)В беде, в горе утешит, добрый совет подаст. (4)Так, бывало, и хочется подойти к ней, взять её за руку и сказать: «Послушайте, Татьяна Борисовна, вы себе цены не знаете, ведь вы, при всей вашей простоте и неучёности, - необыкновенное существо!» (5)Одно имя её звучит чем-то знакомым, приветным, охотно произносится, возбуждает дружелюбную улыбку. (6)Прислугу она держит небольшую, по состоянью. (7)Семидесятилетний слуга Поликарп - отставной скрипач и личный враг Наполеона - занимает должность камердинера, дворецкого и буфетчика.
Ответ: __________
Задание № 10. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Всё, что я вам рассказал о житье-бытье моей доброй помещицы, - дело прошедшее; тишина, господствовавшая в её доме, нарушилась навеки. (2)У ней теперь, вот уж более года, живёт племянник, художник из Петербурга. (3)Андрюша - мальчик лет двенадцати, круглый сирота - говорит тихим и сладким голосом, держит себя опрятно и чинно. (4)Бывало, не успеете вы показаться - уж он несёт вам кресла. (5)Шалостей за ним не водилось никаких: не стукнет, бывало; сидит себе в уголку за книжечкой, и так скромно и смирно, даже к спинке стула не прислоняется. (6)Гость войдёт - Андрюша приподнимется, прилично улыбнется и покраснеет; гость выйдет - он сядет опять, достанет из кармашика щеточку с зеркальцем и волосики себе причешет. (7)С самых ранних лет почувствовал он охоту к рисованью.
Ответ: __________
Ответы
ЗАДАНИЕ 21
№ задания | Ответ |
1 | 35 |
2 | 16 |
3 | 67 |
4 | 17 |
5 | 67 |
6 | 45 |
7 | 46 |
8 | 56 |
9 | 17 |
10 | 46 |
9