СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание по функциональной грамоте

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задание по функциональной грамоте»

Формирование финансовой грамотности на уроках истории на уровне основного общего образования.


Тема урока по плану

Тема и содержание модуля по финансовой грамотности

Словарь

Задания

Древнейшие люди

Тема: Примитивные деньги

Содержание: Понятие «деньги», функции денег, типы денег

Деньги, бартер, торговля, товар.

Задание 1.

Представьте, что вы оказались на рынке первобытной эпохи, где

встретили трёх торговцев. Один приехал из жарких стран, второй — из региона с

у меренным климатом, а третий оказался местным собирателем

и охотником. Какие товары будет предлагать вам каждый из них?

Ответ: Торговец и жарких стран – сельскохозяйственные





культуры;

Торговец из региона с умеренным климатом – скот;

Собиратель и охотник: мясо диких животных, мёд, ягоды и т.д.

Задание 2.

Представьте, что учёные изобрели машину времени и вы отправились в кругосветное путешествие по первобытному миру. В своём путешествии вы запланировали посетить остров Цейлон, Индию, Перу, а также Эфиопию. Составьте список примитивных денег, которые вам следует взять с собой, чтобы купить там сувениры для своих друзей.

Ответ: Раковины морских моллюсков (каури), рыболовные крючки, мотыги, приправы и пряности.

Задание 3.

Расположите инструменты торговли из списка в хронологическом порядке (от самых ранних до самых поздних):

а) монеты и банкноты; б) бартер;

в) примитивные деньги;

г) банковские пластиковые карты.

Ответ: БВАГ

Древнееврейское царство

Тема:

Заповеди иудаизма Содержание: Личная мотивация

Благотворительность

Задание 1.

Что такое благотворительность? Какие формы благотворительности упоминаются в Торе?

Ответ: Благотворительность — оказание помощи тем, кто в этом нуждается. В Торе упоминаются следующие формы помощи ближним:

гостеприимство (прокормление голодных), передача бедным одежды и обуви, уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленных, выдача замуж девушек из бедных семей.





З адание 2.

В

определённые годы иудею, который впал в нищету, безвозмездно возвращались его дом и участок земли. Как это правило

связано с принципом выживания еврейского народа?

Ответ: Это правило напрямую связано с принципом выживания еврейского народа (необходимость помогать своим соплеменникам). Еврейский народ всегда поддерживает своих представителей в тяжелых жизненных ситуациях.

Задание 3. Иудейская традиция рекомендует отдавать на благотворительность не менее 10%, но и не более 20% своего дохода. Почему?

Ответ: Считалось, что данное правило убережёт евреев от религиозного фанатизма.


Природа и люди Древней Индии. Индийские касты.

Тема:

Серединный путь Буддизма, Артхашастра Содержание: Личная мотивация

Буддийская экономика

З адание 1.

Опишите ситуацию из своей жизни или жизни знакомых вам людей, когда вы столкнулись с необходимостью ограничить свои желания, не отказываясь полностью от материальных благ.

Задание 2.

Соотнесите жизненные ценности из списка справа с понятиями

«буддийская экономика» и

«общество потребления». А) Буддийская экономика Б) Общество потребления

  1. Стремление к получению максимального количества благ с наименьшими усилиями

  2. Подчинение земным желаниям и эгоистическим интересам

  3. Максимальное благополучие при минимальном потреблении

  4. Бережливость, спасающая Землю от истощения природных ресурсов

Ответ: ББАА

Задание 3.

Какие две задачи помогали решать деньги во времена создания «Артхашастры»? А какие задачи они помогают решить в современном мире? Приведите несколько примеров. Ответ:Во времена создания «Артхашастры» деньги служили для оплаты штрафов и выплаты налогов. В современном мире деньги, помимо вышеназванных, помогают решить

множество задач: от покупки продуктов и одежды до покупки жилья и автомобилей.

Микены и Троя.

Тема:

Монета, аверс, реверс, оболы,

Задание 1.



Монеты Древней Греции Содержание:

Риски и финансовая безопасность: Защита денег от подделки

драхмы.

О пишите процесс создания монеты с двусторонним изображением, разбив его на этапы.

Ответ: Первые монеты делали так. Разогретый слиток определённог о веса

помещалина наковальню, прижимая его одним или несколькими металлическими прутьями (штемпелями), и били сверху молотом. С нижней стороны слиток становился гладким, как наковальня, а наверхней, которую прижимали штемпелем, появлялись вмятины — например, в форме трёх прямоугольников. Затем придумали способ, как создать изображение и на второй стороне. Для этого в наковальне вырезали углубление с определённым рисунком. После удара молотом с одной стороны монеты получалось выпуклое изображение с наковальни, а с другой — вдавленные следы от штемпелей.

Задание 2.

Как греческие монеты защищались от порчи?

Ответ: На первые монеты рисунок наносился только на одну сторону, что позволяло злоумышленникам спиливать их и уменьшать вес монеты. Затем рисунок стали наносить на обе стороны монеты. Однако и это было недостаточно надёжно, поскольку злоумышленники стали обрезать монету по краям. Одним из способов защиты от такого обрезывания стало создание зубцов (серратов) по краям слитка.

Задание 3.





Представьте, что вы древнегреческий торговец, который забрёл в гостиницу в Афинах. Вы спокойно сидите за своим столом и наблюдаете. Вот какой-то мужчина протягивает монеты за ночлег, и хозяин гостиницы восклицает: «О, должнобыть, господин из Милета?» «Господин из Милета» улыбается. Наверное, на монете изображена (а) , подумали вы. Это точно не тюлень, ведь тюлень чеканился на монетах (б) . Тут вы слышите спор: один другому доказывает, что его деньги фальшивые, так как они железные. Интересно, чьи они? Ну конечно же, они из (в) ! Заполните пропуски в этом коротком рассказе.

Ответ: а) голова льва; б) Фокеи; в) Спарты.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Тема: Трапезиты Содержание:

Основные условия кредита. Банки и банковские операции

Трапезиты, банк, кредит, вклад, ссуда, сделка, ростовщичество, залог.

З адание 1.

Какими операциями занимались древнегреческиетрапези ты? Какие организации выполняют их функции сегодня?

Ответ:

Древнегреческие трапезитызанимались обменом монет,

выдавали ссуды, принимали вклады, производили платежи за счёт клиентов, участвовали в сделках как посредники, свидетели, поручители, хранители документов и ценностей. Сегодня эти функции выполняют банки.

Задание 2.

Кто такие ростовщики? Объясните, почему ростовщик мог забрать у своего заёмщика и его семьи всю собственность и даже обратить должника в рабство.





Ответ: Ростовщики – люди, которые занимались выдачей кредитов. Ростовщики принимали определённые меры для обеспечения возвратности кредитов, одним из которых и был залог в виде земельного участка. Согласно законам Дракона, если кто-то не мог вовремя расплатиться с долгами, то в собственность кредитора переходил сам заёмщик и его семья.

Задание 3.

Представьте, что вы стали трапезитом в Афинах и вам нужно создать рекламную вывеску для трапезы. Нарисуйте её и

обязательно упомяните все виды услуг. Где бы вы расположили эту вывеску?

Устройство Римской республики

Тема:

Монеты Римской республики Содержание:

Типы денег

Номинал, валюта.

Задание 1. Решите неравенства (поставьте знак «больше» или

«меньше»):

а) СемисБесс

б) ДодрансКвадранс

в) Сестерций Дупондий

Ответ:

(Номиналы монет:

  1. унция — одна двенадцатая часть асса;

  2. унции — сектанс (одна шестая часть асса);

  3. унции — квадранс (четверть асса);

  4. унции — триенс (треть асса);

  5. унций — квинкункс (пять унций);

  6. унций — семис (половина асса);

  7. унций — септункс (семь унций);

  8. унций — бесс (удвоенная треть асса);

  9. унций — додранс (асс без четверти);

  10. унций — декстанс (асс без двух унций);

  11. унций — деункс (асс без унции);

  12. унций — 1 асс (или либра).

2 асса — дупондий (двойной вес); 2,5 асса - сестерций





  1. асса — трессис, трипондий (три асса, тройной вес);

  2. асса — квадруссис (четыре асса);

  3. ассов — квинкуссис (пять ассов); 10 ассов — декуссис (десять ассов).) а) Семис

б ) ДодрансКвадранс в) Сестерций

Дупондий

Задание 2.

Вы пошли на рынок Древнего Рима за овощами и фруктами, взяв с

собой один сестерций. Огурец стоит 1 унцию, капуста — 5 унций, а лимон — 2 унции. Сколько денег вы потратите на покупку пяти огурцов, одного кочана капусты и двух лимонов? Приведите не менее одного варианта с перечнем номиналов монет, с которыми вы вернётесь домой.

Ответ: 1 сестерций = 2,5 асса, 1 асс = 12 унций, 1 сестерций = 30 унций. На покупку 5 огурцов потратим 5 унций, на кочан капусты – 5 унций; на два лимона – 4 унции, всего 14 унций. Останется 30-14=16 унций.

Мы можем вернуться домой, например, с 1 декстансом и 1 семисом. (Номиналы монет указаны выше)


Задание 3.

В тексте описанкистофор. Им легко было пользоваться не только в Риме, нои в Греции. А какие современные валюты





похожи на кистофор?

Ответ: Доллар и Евро.

Установление Империи. Римская империя и её соседи

Тема:

Монеты Римской империи.

Аргентарии. Содержание: Функции денег. Банки и банковские операции, защита прав потребителей.

Аргентарии.

З адание 1.

Соотнесите политика из списка слева с изображением на его монете, которое чеканилось в период его правления.

  1. Марк Ульпий Нерва Траян а) Бык

  2. Октавиан Август б) Рог изобилия

  3. Гай Юлий Цезарь в) Император и дети

  4. Марк Юний Брут г) Фригийский колпак

Ответ: Iв; IIа; IIIб; IVг


Задание 2.

Почему монеты Древнего Рима стали «информационными листовками»? Назовите не менее двух причин.

Ответ: Римляне начали использовать изображения на монетах в целях пропаганды. В те времена не было интернета, телевидения, радио. Не было даже газет. А вот монеты, которые чеканились в огромном количестве, благодаря оживлённой торговле могли за короткий промежуток времени побывать в руках большого числа людей. Читая надписи или просто рассматривая изображения, граждане государства узнавали последние новости. Также в Древнем Риме впервые стали чеканить изображения императоров на монетах. Пропагандистскими возможностями монет пользовались и

враги Рима. Если завоёванные территории поднимали





восстание, они отражали это событие на своих монетах.

Задание 3.

Чем занимались аргентарии? Какие организации выполняют их функции в наше время?

Ответ: Аргентариями называли тех, кто вёл сложные банковские операции. Они принимали вклады, выдавали кредиты, вели денежныерасчёты.Эти функции в наше время

выполняют банки.

Первые христиане и их учение

Тема:

Истинные ценности Христианства Содержание: Личная мотивация


Задание 1.

Ниже приведены цитаты из священных книг, которые заложили ключевые ценности христианства. Прочтите каждую

и объясните, о какой ценности она свидетельствует.

«Если кто не хочет трудиться, то и не ешь»

«Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам»

«Взаймыдавайте, не ожидая ничего»

Ответ: «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» - ценность труда для развития личности, духовного совершенства человека;

«Какою мерою мерите, такою отмерено будет вам» - любовь к ближним;

«Взаймы давайте, не ожидая ничего» - Ради любви к ближнему можно и нужно жертвовать личными материальными интересами и ценностями.

Задание 2.

Как христиане относятся к материальным ценностям?

Ответ: Само по себе личное богатство в христианстве не считается чем-то запретным или греховным, но это большое





бремя, которое может превратиться в цель жизни или в

преграду для спасения.

Закат римской империи

Тема:

Эдикт Диоклетиана о ценах Содержание: Защита прав потребителей.

Инфляция.

Задание 1. Почему эдикт Диоклетиана регулировал цены прежде всего на продукты питания, товары первой необходимости и работу ремесленников? Чьи интересы он защищал?

О твет: Во-первых, контроль цен и оплаты труда позволял просто и быстро рассчитывать налоги, которые платили в казну торговцы и ремесленники. Во-вторых, эдикт определял цены на продукты и товары, которые поставлялись ко двору самого Диоклетиана и к столу его чиновников. Наконец,

стабильные цены позволяли удерживать в повиновении население государства.




Задание 2.




На иллюстрации изображён фрагмент стены с выбитым на ней Эдиктом о ценах.

Как вы думаете, почему был выбран именно этот носитель информации? В какой части города он мог располагаться? Почему?




Ответ: Важно было донести содержание эдикта для всех жителей империи, поэтому

вероятнее всего этот носитель информации располагался в самом центре города.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 6 КЛАССА (История Средних веков),

интегрированное с темами по финансовой грамотности.




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая

грамотность»

Словарь

Задание

5.

Империя Карла Великого.

Тема.

Деньги и их функции.

Содержание. Время:VIII-IX вв. Место:

Западная Римская империя, Византийска я

империя, Государство франков

Люди и организации: Теодеберт I, Пипин Короткий, Карл I Великий

Денежные единицы - условные величины, которые обозначали определённое число более мелких денежных единиц (фунт - 240 денариев, солид - 12) или определённую массу серебра

Монета - денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

Задание 1.

Вопрос: Почему именно при Каролингах возрождается чеканка монет?

Ответ: оживляется торговля, т.к. прекращаются войны; открываются новые месторождения серебра

Задание 2.

В результате реформы Карла Великого самой крупной мерой серебра и одновременно денежной единицей стал фунт весом около 408 граммов (фунт Карла Великого, или каролингский фунт). Он делился на 20 солидов, каждый из которых, в свою очередь, состоял из 12 денариев. То есть 1 фунт делился на 240 денариев, каждый весом около 1,7 грамма.

Вопрос: сколько денариев должен был заплатить покупатель, если торговец запрашивал за свой товар 25 солидов? Сколько полных фунтов это составляло?

Государств о

Денежная единица

(крупная)

Денежная единица

(средняя)

Денежная единица

(мелкая)

Империя Карла

Великого


солид



Ливр


Денье



Сольдо


Германия







Пенни






























Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





Ответ:300 динариев, что составляло 1 полный фунт.

Задание 3.

Эта монетная система так широко распространилась и оказалась столь устойчивой, что продолжала использоваться спустя много веков. Менялись только названия ключевых денежных единиц. Во Франции фунт, солид и денарий превратились в ливр, соль (или су) и денье, в Италии — в лиру, сольдо и денаро, в Германии — в фунт, шиллинг и пфенниг, в Англии — в фунт, шиллинг и пенни. При этом соотношения между ними оставались теми, что были установлены Карлом Великим

Используя информацию из текста, вставьте пропущенные данные в таблицу «Наследие монетной системы Карла Великого».












Ответ:


Государств о

Денежная единица

(крупная)

Денежная единица

(средняя)

Денежная единица

(мелкая)


Империя Карла

Великого

фунт

солид

денарий




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание






Франция

Ливр

Соль (су)

Денье


Италия

Лира

Сольдо

Денара

Германия

Фунт

Шиллинг

Пфеннинг

Англия

Фунт

Шиллинг

Пенни











13.





















Зарождение и распространени е ислама.

Тема.

Кредиты. Виды кредитов.

Содержание.

Время: с VI века Место:Мекка, Медина Люди и организации: Мухаммед

Кредит – предоставление денежных средств взаймы (в долг).

Кредитор – лицо, давшее товары или деньги в долг.

Налоги -

Защита прав потребителей – комплекс мер, направленный на регулирование отношений, возникающих между потребителем и продавцом (изготовителем)

Задание 1.

По преданию Мухаммед пришёл на рынок и протянул руку за пшеницей, собираясь купить её. Пшеница оказалась сырой.

Продавец пояснил, что пшеница промокла из-за дождя. Тогда пророк спросил торговца, почему же в таком случае он не выставил пшеницу промокшей стороной к солнцу. «Недовешивать товар хоть на малую долю — запретно», — сказал Мухаммед продавцу. Ислам запрещает подобный обман: «Горе тем, кто обвешивает и обмеривает покупателя».

Вопрос. Какой документ защищает покупателя в Российской Федерации?

Ответ:закон «О защите прав потребителей».

Задание 2.

В исламе считается греховным одалживать деньги под проценты, потому что в этом случае кредитор получает прибыль независимо от успеха заёмщика. Ведь человек, который занимает деньги, может оказаться и в убытке. Поэтому банки в мусульманских странах не выдают кредитов, по которым заёмщик должен выплачивать проценты. Но можно получить инвестиции, и тогда человек будет платить процент от прибыли, то есть при достижении реального результата от использования полученных денег.

Вопрос. Из курса истории вспомните, какой вид деятельности, зародившийся в средневековье осуждается исламом?

Ответ:ростовщичество.

Задание 3.




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





Во многих мусульманских странах есть даже ежегодный налог в пользу нуждающихся, который называется «закят». Он равен 2,5% от имущества, стоимость которого превышает 84,8 грамма золота. Вопрос. Какую сумму закятазаплатил бы человек, исповедующий ислам с имуществом в 360 грамм золота?

Ответ:9 условных единиц






17.

Город и горожане.

Тема. Финансовое поведение. Ростовщичество. Содержание.

Время:XI—XV вв. Место: Европа Люди и организации: Католическая церковь, Роберт де Курсон, Жан Жерсон

Кредит – предоставление в долг денег или товаров на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процентов.

Процент – доход с капитала. Рента – доход, получаемый с аренды земли.

Ростовщик - человек, который получает доход, отдавая деньги в рост.

Залог - способ обеспечения обязательства, при котором залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества.

Задание 1.

Вопрос. Кто изображен на монете? Почему католическая церковь осуждала их деятельность?

Ответ: роставщик. Деньги, данные в заем не могут сами по себе приносить пользу как корова или колосья пшеницы, поэтому и уплата процента по денежному кредиту будет нечестной по отношению к кредитуемому.

Задание 2.

Чтобы обойти запрет католической церкви на взымание процентов, ростовщики оформляли одновременно две сделки. Согласно первой, ростовщик продавал заёмщику определённый




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





товар под обещание, что заёмщик оплатит этот товар в будущем. Согласно второй сделке, заёмщик продавал тот же товар обратно ростовщику за меньшую стоимость, но с оплатой немедленно. На деле никакой товар никому не передавался, а в результате этих двух сделок заёмщик получал деньги (якобы в качестве платы за проданный товар) и обещал через оговорённое время вернуть большую сумму (отсроченную оплату за якобы купленный товар). Вопрос. Какое современное незаконное действие описано в этой ситуации?

Ответ: мошенничество.

Задание 3.

Процент отличается от ренты тем, что ... (Возможны несколько вариантов ответа.)

А. при передаче денег в долг право собственности на деньги переходит заемщику.

Б. право собственности сохраняется за отдающим в долг, и он мог требовать долю дохода.

В. кредитор расстается с собственностью на выданные в кредит деньги, следовательно, никаких рисков не нес.

Ответ: А,В

18.

Католическая церковь в борьбе за власть.

Крестовые походы.

Тема.

Страхование вкладов. Банки и банковские операции Содержание.

Время:XII—XIV вв. Место:

Испания, Франция, А нглия, Германия, Ита

Страхование - вид обеспечения от возможных последствий стихийных бедствий и несчастных случаев.

Банк – денежно-кредитный институт, осуществляющий разнообразные виды операций с деньгами и ценными

Задание 1.

Главной своей целью тамплиеры провозгласили защиту паломников, направляющихся к святым местам в Иерусалим. Они предоставляли приют путешественникам, надёжное место хранения — их имуществу.

Рыцарь, торговец или простой паломник, отправляющийся в крестовый поход или в далёкое путешествие, отдавал на хранение тамплиерам свои товары, золото, серебро, украшения или другие ценности и получал особый манускрипт. На этой бумаге




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание



лия, Португалия, Кип р, Палестина

Люди и организации: Гуго де

Пейн, Климент

V, Филипп IV

Красивый, Орден тамплиеров

бумагами и оказывающий финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.

Заем –денежная операция, заключающаяся в получении известной суммы в долг на определенных условиях возврата.

Вклад -денежные средства или ценные бумаги, внесенные на хранение в банк или в другое финансовое учреждение.

обозначалась сумма, которую её владелец мог получить в любой резиденции ордена.

Вопрос. Прообразом какой финансовой организации были резеденции тамплиеров.

Ответ: Банки.

Задание 2.

Некоторые клиенты хранили у тамплиеров деньги без определённых целей, просто из соображений безопасности. Были те, кто хранил или копил средства для конкретных целей, осуществление которых откладывалось на какой-то срок. Переданные ценности также могли становиться залогом при совершении других операций — например, при получении займа. Если должник не возвращал долг, то заложенное имущество полностью и безвозвратно переходило в собственность ордена.

Вопрос. Как сейчас называется услуга банка по хранению денежных средств граждан?

Ответ: денежный вклад.

23.

Наука, образование, литература. Расцвет средневекового искусства.

Тема.

Закон спроса и предложения. Защита прав потребителей Содержание.

Время: XI—XV вв. Место: Европа Люди и организации: Католическая церковь, Альберт Великий, Фома Аквинский

Сделка – это действие граждан и юридических лиц по установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Спрос – подкрепленное денежной возможностью

желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.

Предложение - это количество

Задание 1.

Схоласты рассуждали так. С точки зрения покупателя цена определяется полезностью вещи. Для продавца же товар стоит столько, сколько он потратил на его приобретение или производство, плюс расходы на транспортировку, включая различные пошлины и сборы.По мнению схоластов, справедливая цена должна быть выше цены продавца и ниже цены покупателя. Вопрос. Приведите пример складывания цены продавца (1 вариант) и цены покупателя (2 вариант) для булочки с изюмом.

Согласны ли вы с мнением схоластов по уровню справедливой цены?

Ответ: творческий.

Задание 2.




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание




товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.

Рассмотрите рисунок XV века «Продавец кокосов».

Вопрос. Предположите какие затраты включит продавец в цену товара. Почему кокосы на рынке Европы были доступны не всем и редко продавались?

Ответ: деньги, отданные за товар на первоначальном рынке; расходы на доставку товара по морю; оплата пошлин, уплачиваемая при транспортировке товара.

Кокосы не росли в европе, поэтому с учетом всех затрат торговца, цена на кокосы была высокой. Транспортировка кокосов была довольно дорогостоющей и рисковой операцией, кроме того спрос на них был невысок.



Задание 3.

Католическая церковь осуждала действия торговца, который не сообщает покупателю всю информацию о товаре, особенно, если у него имеются изъяны.

Вопрос. Какой современный закон нарушит продавец или




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





производитель в случает указания на этикетке неполной информации о товаре?

Ответ: закон «о защите прав потребителей».

Задание 4.

Фома Аквинский писал: «Прибыль, которая есть цель торговли, хотя по своей природе и не содержит в себе ничего добродетельного или необходимого, не содержит и ничего греховного или противоречащего добродетели». Прибыль греховна лишь в двух ситуациях.

Сталкивались ли вы с такими ситуациями?

Вопрос. Предположите, какие ситуации имеет ввиду Фома Аквинский.

Ответ: если продавец завышает цену или обманывает покупателя относительно свойств товаров.

26.

Империя Чингисхана.

Тема. Страхование. Налоговая система. Содержание.

Время: XIII—XV вв. Место: Монгольская империя, Золотая Орда, Венецианская республика

Люди и организации: Чингисхан, Бердибек, Тайдулла

Налоги –это обязательные платежи, взимаемые налоговыми органами с организаций и физических лиц с целью финансирования государства и муниципалитетов.

Прямой налог –это сбор в пользу государства, взимаемый с дохода или имущества каждого гражданина или организации. Косвенный налог - это сбор в пользу государства, взимаемый с товара или

услуги.

Задание 1.

Самой тяжёлой денежной единицей Монгольской империи был балыш, который начали выпускать ещё при Чингисхане. Он представлял собой слиток из золота или серебра и весил около 2,125 кг. Золотой балыш был равен двум тысячам золотых динаров, а серебряный — двумстам. Существовал и бумажный балыш, за который давали 10 динаров.

Вопрос. Посчитайте, сколько динаров мог получить торговец, чей товар оценивался в 2 серебряных, 1 золотой и 20 бумажных балышей.

Ответ: 2600 динаров.

Задание 2.

Для передвижения по дорогам Золотой Орды следовало получить платное разрешение в размере 5% от стоимости товара.

Вопрос. Как сейчас называется налог, уплачиемый за провоз товара по территории третьего государства?




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание




Таможенная пошлина – вид косвенного налога.

Страхование -

Ответ: таможенная пошлина.

Задание 3.

Существовала система : если на путников нападали или по чужой вине страдал их товар, они могли обратиться за помощью к ханскому двору для разрешения конфликта. Хан назначал компенсацию, которую собирали с виновных, а иногда сам частично покрывал убытки торговцев. Вопрос. Какое слово пропущено в тексте?

Ответ: страхования.

Задание 4.

Вопрос.Какие риски и расходы из перечисленных ниже может покрывать страховка, которую приобретает современный путешественник? (Возможны несколько вариантов ответа.)

А. Компенсация расходов в случае отказа от путешествия (из-за болезни, потере документов, призыва в армию)

Б. Компенсация потерь в случае опоздания или отмены транспорта В. Медицинское обслуживание в случае болезни или несчастного случая в путешествии

Г. Возмещение багажа в случае его потери, кражи или повреждения

Д. Возмещение стоимости личного транспорта, который остался дома, в случае его угона или повреждения

Е. Консультационные (технические, юридические) услуги, третьих лиц, которые могут возникнуть у путешественника

Ж. Возмещение вклада в банке в случае его банкротства

З. Компенсация расходов на случай нанесения ущерба третьим лицам или их имуществу в ходе путешествия

Ответ:А,Б,В,Г,Е,З




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





27.

Китай, Япония, Индия.

Тема.

Виды денег. Содержание. Время: IX—XIII вв. Место: Китай

Люди и организации: Цай

Лунь, Хубилай, Марк о Поло

Монета - денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства.

Купюра -

общее название единичного эк земпляра денежного знака с обозначнной на ней стоимостью.

Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Задание 1.

Вопрос. Почему именно в Китае появились первые бумажные деньги?

Ответ: бумага была изобретена в Китаев начале II века н. э.

Задание 2.


Медная монета династии Сун Вопрос. Зачем в китайских монетах делали отверстие? Предположите, почему сейчас монеты цельные.

Ответ: такие монеты нанизывали на веревку в определенном количестве и так легко было их хранить и отсчитывать при покупке.

Сейчас деньги хранят в кошельках, поэтому чеканят их цельными.

Задание 3.

В Китае были введены бумажные «летающие деньги». Чтобы не пускаться в опасный путь с караваном, гружённым медными монетами, торговец мог явиться на подворье своей провинции, расположенное в другом городе, сдать наличные деньги и получить. Добравшись домой, он предъявлял властям провинции этот документ и возвращал себе монетами означенную в нём сумму.

Вопрос. Что в современном мире заменило «летающие деньги»?




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





Ответ: банковская карта.

Задание 4.

Великий венецианский путешественник и торговец Марко Поло (1254—1324), посетивший Китай в 1270—1280 годах, был первым, кто сообщил европейцам об использовании бумажных денег. «Изготовляется по его (Великого хана) приказу такое множество этих денег, что всё богатство в свете можно ими купить…»

Вопрос. К чему может привести хождение слишком большой массы бумажных денег, которые не подкреплены реальными возможностями экономики?

Ответ: деньги обесценятся, инфляция.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 7 КЛАССА (Новая

история), интегрированное с темами по финансовой грамотности.




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание

Раздел 1. Переход от Средневековья к Новому времени (9 ч.)

3.

Возникновение колониальных империй.

Последствия Великих географических открытий

Тема. Инвестирование. Акционерные общества. Акции. Содержание.

Время: XV–XVIII

вв. Место:

Европа, Америка, А фрика, Азия

Люди и организации: Амстердамская фондовая биржа. Акционерная

Инвестирование – капиталовложения., которые могут привести к получению дохода.

Акция - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение доли прибыли компании.

Акционерное

общество-это коммерческое предприятие, которое выпускают акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.

Задание 1. Соотнесите понятия и термины



1. Акции

А. - это коммерческое предприятие, которое выпускают акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности.


2.

Дивиденды

Б. – капиталовложения., которые могут привести к получению дохода.


3. Акционер

В. – частное лицо, организация (в т.ч.

государство), размещающее капитал с целью получения прибыли.


4.

Инвестирова

Г. - место, где покупают и продают ценные

бумаги (например, акции).





Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание



компания.

Английская компания купцов- авантюристов Английская Ост- Индская компания Голландская Ост- Индская компания Московская компания

Дивиденды - доход,

часть прибыли компании, которую получает владелец акции по итогам финансового года.

Акционер - владелец акции, совладелец предприятия (общества)

Фондовая биржа- место, где покупают и продают ценные бумаги (например, акции).

Инвестор – частное лицо, организация ( в т.ч. государство), размещающее капитал с целью получения прибыли.


ние



5.

Акционерно е общество

Д. - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение доли прибыли компании.


6.

Фондовая биржа

Е. владелец акции, совладелец предприятия (общества)



7. Инвестор

Ж. доход, часть прибыли компании, которую получает владелец акции по итогам финансового года.



ОТВЕТ

1Д 2Ж 3Е 4Б 5А 6Г 7В



Задание 2.


  1. Установите логическую связь между Великими географическими открытиями и созданием первых акционерных обществ в Европе.

  2. Чем рисковал акционер в случае, если в кораблекрушении погибал товар или сам корабль?

  3. В каком случае акционер мог получить максимальную прибыль?

Ответ: 1. Подготовка дальних морских торговых экспедиций требовала очень больших вложений капитала, а финансовые риски были слишком велики для одного или нескольких (пусть даже состоятельных) торговцев. Удачное плавание приносило огромную прибыль, поэтому заинтересованных инвесторов становилось все больше.

2.Все акционеры участвовали в обязательствах своего общества,




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





рискуя только потерять свой взнос.

3. В случае успеха доставки и продажи товара, акционер получал прибыль пропорционально приобретенным акциям.




Задание 3.

Английская Московская компания в 1555 году была создана в Лондоне на основе хартии королевы Марии Тюдор как первое британское акционерное общество. Капитал компании составил в 6 тыс. фунтов стерлингов, распределявшиеся между 207 ак- ционерами. Вопрос. Рассчитайте стоимость одной акции акционерной компании в английской валюте.

Ответ: около 29 фунтов стерлингов

Творческое задание 4.

Представьте на себя на месте голландца середины XVII века, у которого есть в свободном распоряжении несколько десятков гульденов. Вы присматриваетесь к покупке акций Ост-Индской компании.

Вопрос. Как определить перспективы покупки акции на фондовом рынке? Каким образом вы можете заработать на акциях компании? Опишите два источника дохода, которые могут обеспечить акции.

Ответ: 1. Обратить внимание на размер и регулярность выплаты дивидендов компании. Дивиденды возможны в натуральной форме (пряности) и денежной.

2. а) получить дивиденды в случае успешной деятельности компании.

б) Пайщики компании имели право без ограничений




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





перепродавать свои

акции на фондовой бирже. Таким образом, владелец акции, помимо дивидендов, мог рассчитывать ещё и на доход от её перепродажи (если стоимость ценной бумаги на бирже вырастет).

9.

Реформация в Германии.

Тема. Инвестирование: риск и

доходность, предпр инимательский риск.

Содержание. Время: конец XV– начало XVI века Место:

Германия, Священн ая Римская империя

Люди и организации: Вельзеры, Ганза, Фуггеры (Якоб Фуггер), Габсбурги (Карл V)

Кредит –

предоставление денежных средств взаймы (в долг).

Кредитор – лицо, давшее товары или деньги в долг.

Банкрот - лицо, у которого нет финансовых средств, чтобы уплатить кредитору.

Концессия - уступка государственной собственности частному лицу.

Индульгенция – грамота о прощении грехов, которую можно было купить.

Задание 1.

Семья Фуггеров, самая богатая в Европе начала XVI века, занималась торговлей и банковским делом. Фуггеры одалживали деньги королям из династии Габсбургов, которые были банкротами, погрязшими в долгах. С помощью императора Якобу Фуггеру удалось монополизировать торговлю серебром и медью.

Вопрос. Почему короли шли на уступки банкиру?

Ответ: стремились получить новые кредиты и получить отсрочки по выплате старых займов.

Задание 2.

Соотнесите денежные советы Фуггеров с историческими фактами.

  1. Инвестируйте, когда другие боятся.

  2. Будьте незаменимы

  3. Получите хорошее образование

  4. Дружите с цифрами

А. Фуггер несколько лет проучился в Венеции, деловой столице своего времени. Он приобрел знания, опыт и связи, которые служили ему всю оставшуюся жизнь.

Б. Фуггер ссудил крупную сумму, которую только мог найти,




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





когда другие банки побоялись это сделать. В обмен на свою поддержку Фуггер получил концессию на крупнейшую серебряную шахту на Земле.

В. В бухгалтерских книгах Якоба Фуггера можно найти записи на полях, сделанные его собственной рукой: он очень внимательно следил за отдельными статьями расходов.

Г. У Фуггера было кое-что, без чего его клиенты не могли обойтись: способность мгновенно добывать огромные суммы. Им не нравились ни сам Фуггер, ни его условия. Но у них не было выбора.

Ответ: 1.Б 2.В 3.А 4.В

Задание 3.

Почему Фуггеры монополизировали торговлю перцем?

Ответ: пряности были очень дороги.


Задание 4.

Рассмотрите картину. Предположите, чем торгуют в этой лавке? Представьте себя на месте члена семьи Фуггеров. Что кажется вам выгоднее: скупать перед оптом у португальцев и испанцев или организовывать заморскую торговлю?




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





Ответ: в лавке торгуют пряностями. Фуггеры скупали привезенный перец, что было выгоднее и безопаснее, чем организации заморской торговли.


Задание 5.





Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





На картине изображена ситуация начала XVI века в Германии. В это время папский престол, был должен Фуггеру значительные денежные суммы. В 1510-х годах на германских землях Священной Римской империи началась продажа индульгенций. Вопрос. Как долг Папы Римского Фуггерам связан с именем Мартина Лютера?

Ответ: Мартин Лютер - католический священник выступил против продажи индульгенций, что привело к началу реформации.

Задание 6.

Решите задачу. Незадолго до своей смерти банкир и торговец Якоб Фуггер написал письмо Карлу V. Он напоминал, кому император обязан своей короной, и просил возместить долг вместе с процентами. Но император не мог этого сделать: его доход составлял 400 тыс. флоринов, а долг перед Фуггером — вдвое больше. Состояние же самого Фуггера оценивали в 2 млн. флоринов.

Вопрос. Как могло увеличиться состояние Фуггеров, если бы император вернул долг?

10.

Реформация в других странах Европы.

Католическая реформация.

Тема. Финансовое поведение.

Ростовщичество.

Содержание. Время: XVI в. Место:

Германия, Швейца

Предпринимательство- деятельность лица или организации, направленная на систематическое получение прибыли, которая осуществляется

самостоятельно на свой риск.

Задание 1.

Подбери понятие, которое характеризует историческую ситуацию. Как оно наказывается в современно обществе?

Возвращаясь однажды из университета, Мартин Лютер стал свидетелем сцены, когда в богато украшенной карете громко




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание



рия

Люди и организации: Мартин

Лютер, Жан Кальвин, Католиче ская церковь

Коррупция – взяточничество.

смеялись епископ Виттенбергский и крупный банкир из дома Фуггеров. Оказалось, что Фуггер предоставил епископу кредит на покупку должности, а епископ выплачивал долг за счёт подношений прихожан.

Ответ: коррупция - уголовно наказуемое преступление.

Задание 2.

Р ассмотри картину. Кто изображен на ней? Зачем пришла женщина? Каким предпринимательством занят хозяин дома? Из чего складывается его прибыль?

Ответ: это дом ростовщика, который ссужает деньги под проценты. Женщина просит деньги в долг.





Задание 3.

Опиши финансовое поведение христианина согласно идеям Жана Кальвина? Как Кальвин относился к ростовщичеству?

Ответ. Первейшими добродетелями объявлялись старательный, честный труд, расчётливость, бережливость, вплоть до скопидомства и прижимистости. Истинный христианин, по Кальвину, обязан целиком посвятить себя профессии, отвергнуть комфорт, презреть наслаждения, откладывать любой грош и




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





становиться рачительным хозяином. Если человек упускает возможность приобрести большой доход, он тем самым впадает в грех. Кальвин усматривая в деятельности ростовщиков один из

возможных способов обогащения.

Раздел 2. Западная Европа во второй половине ХVI— первой половине XVII в. (8ч)

11.

«Золотой век» Испании.

Тема. Доходы и расходы.

Образование и карьера.

Содержание. Время: XV–XVI века место Испания Новый Свет

Люди и организации: Эрнан Кортес, Университет Саламанки Понятия:

Доходы, расходы

Идальго - испанский дворянин

Колонист -

переселенец, занимающийся земледелием.

Колония - зависимая территория

Конкистадор - участник испанских грабительских завоевательных походов в Южную и центральную Америку в XV- XVI вв.

Губернатор - глава большой административно - территориальной, единицы.

З адание 1.

Эрнан Кортес – знатный испанский дворянин, конкистадор. Он известен в истории как покоритель Мексики, уничтоживший государство ацтеков. В 14 лет он начал изучать право в престижном Университете города Саламанка. Он пробовал заработать деньги на выращивании сахарного тростника. Однако, свое состояние в Новом свете он сколотил на военной службе. На военную экспедицию в Мексику, покорение ацтеков им были

потрачены почти все его личные средства, он заложил имение и влез в долги. Победа над ацтеками, основание колонии Новой Испании принесла Кортесу должность губернатора новых земель.

Вопрос: Оцените финансовое поведение Эрнана Кортеса. Можно ли связать образование испанца и его материальное благополучие?

Ответ: Кортес рисковал всем своим имуществом. Должность губернатора требовала юридических знаний, которые были




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





получены Кортесов в Испании.

Творческое задание 2.

Составьте минирассказ-рассуждение по теме:

«Рисковал и победил» (на основе жизни Эрнана Кортеса). Опишите не только «победы». Подумайте, что могло случиться, если бы риск не оправдал себя.

13

Расцвет и упадок Голландской республики.

Тема. Содержание. Время: XVII в. Место: Голландия

Страхование - вид обеспечения от возможных последствий стихийных бедствий и несчастных случаев.

Социальное страхование- это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения.

Гильдия - объединение (часто

— по отраслевому признаку) ремесленников, торговцев, промышленников.

Задание 1.

Решите задачу. Маклер Герман Вельбек (торговый посредник) из Голландии был обязан вступить в гильдию и регулярно отчислять взносы из своего заработка. В случае потери здоровья, если маклер не мог трудиться, гильдия материально поддерживала его. Гильдия маклеров

выплачивала отцу семейства пособие в размере трёх гульденов в неделю. Это составляло от трети до половины его обычного заработка.

Вопрос. Сколько в неделю зарабатывал маклер?

Ответ: от 6 до 9 гульденов.

Творческое задание 2.

Голландец Герман Вельбек получал немалые средства от гильдии, членом которой он

являлся. Сегодня функции гильдии частично выполняют страховые и пенсионные фонды. На какую помощь может рассчитывать российский гражданин сегодня? На каких условиях он получает эту помощь? Подготовьте короткую информацию, используя сайт https://vashifinancy.ru/finansy-na- kazhdyy-den/nepredvidennye-obstoyatelstva/kakie-byvayut- strakhovki/




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание






Задание 3.

Решите задачу.

Сегодня тюльпаны — один из символов Нидерландов. Страна контролирует 92% мировой торговли этими цветами и ежегодно продаёт более 4 млрд луковиц. Сколько всего луковиц тюльпанов продается в мире?

Задание 4. Решите задачу.

Во сколько обойдется вам букет из 7 тюльпанов редкого сорта по ценам 1625 года. Сколько лет вы должны были отрабатывать этот прекрасный подарок, будучи ремесленником?

Достоверно известно о продаже луковицы тюльпана редкого сорта SemperAugustus в 1625 году за тысячу гульденов. Эта сумма примерно соответствовала стоимости 10 кг серебра или доходу квалифицированного ремесленника за три года.



Задание 5.

Решите задачу.




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





На протяжении 1634—1636 годов цены на луковицы тюльпанов росли плавно, но неуклонно. Например, с января по май 1636 года один ас (старинный вес) луковиц сорта Gouda вырос в цене с 2,1 до 3,75 гульдена.

Определите, каков доход покупателя на вложенный капитал за 5 месяцев? Можно ли считать тюльпаны удачным объектом инвестирования (капиталовложения)?

Ответ:78,5% . Да.

14.

Англия под властью Тюдоров. Время: XVI век

Тема.

Законы денежного обращения.

Содержание. Время: XVI в. Место:

Англия, Древняя Греция, Польша Люди и организации: Николай

Коперник, Аристоф ан, Генрих VIII Тюдор, Елизавета I.

Порча монет- неофициальное, необъявленное уменьшение го сударственной

властью веса монет или содер жания благородных металлов при сохранении нарицательно й стоимости монет.

Реверс – оборотная сторона монеты, противоположная аверсу.

Задание 1.

Рассмотрите серебряную монету эпохи Генриха VIII Тюдора. На реверсе монеты лицо короля более светлое. В цветном изображениии –

ж елтоватое, медногог цвета.

Вопрос. Как можно объяснить этот факт? В случае затруднения используйте следующую подсказку: нередко в государствах нового времени правители в целях экономии снижали долю драгоценного металла в монетах – портили монеты.

Объясните прозвище престарелого английского короля

«Старый Медный Нос».

Подумайте, как такая порча денег могла сказаться на экономике страны и крепости государства? Какой выход из ситуации вы бы предложили?




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





Ответ: в содержание серебряной монеты была включена доля меди. Серебро наносилось на поверхность монеты тонким слоем и постепенно стиралось, поэтому в некоторых местах монеты – на лице короля – просвечивалась рыжина меди. В результате такой порчи денег они обесценивались, страдала заграничная торговля, страна нищала. Впоследствии вся порченая монета была полностью изъята из обращения и переплавлена (правление с). Англия вернулась к высоким стандартам чеканки, экономика ожила.


Задание 2.

Представьте себя на месте короля или члена правительства. Какие аргументы вы приведете, доказывая, что выгодно добавлять в состав серебряного содержания монеты – медь. Что вам могут возразить противники порчи монет.

Ответ: сторонники: это позволяет отчеканить большее число монет из того же количества серебра. Противники: в будущем это неизбежно приведет к сокращению торговой деятельности и росту цен на товары, включая предметы первой необходимости.

Задание 3.

Объясните смысл высказыания – экономичкеского закона, сформулированного Николаем Копеником: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие, если законом зафиксирован их обменный курс».


Задание 4.

Прочтите отрывок из комедии «Лягушки» (автор




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





древнегреческий поэт Аристофан). Какой феномен денежной политики описывает автор? Подтвердите примерами, что в разные времена правители использовали такой способ экономии золота и серебра.

Часто кажется, что город граждан и сынов своих, И достойных и негодных, ценит совершенно так, Как старинную монету и сегодняшний чекан.

Настоящими деньгами, неподдельными ничуть, Лучшими из самых лучших, знаменитыми везде Среди эллинов и даже в дальней варварской стране,

С крепким правильным чеканом, с пробой верной, золотой Мы не пользуемся вовсе. Деньги медные в ходу,

Дурно выбитые, наспех, дрянь и порча, без цены.

27.

Япония в XVI– XVII вв.

Тема. Ценные

бумаги: вексель. Деловая этика.

Содержание. Время: с XVII в. Место: Япония Люди и организации: Токугава, торговый дом Мицуи

Вексель- ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, дающая право лицу, которому вексель передан (векселедержателю), на получение от должника оговоренной в векселе суммы.

Задание 1.

С XVII века в торговой практике Японии стали широко использоваться векселя, с помощью которых осуществляли денежные переводы в различные города страны. Чтобы не рисковать, перевозя наличные деньги из города в город, торговцы сдавали их в меняльную контору в обмен на расписку

— вексель. В другом городе они могли предъявить этот вексель в контору того же торгового дома для получения наличной суммы (эта операция называется «погашение векселя») или использовать его для оплаты партии товара.

Вопрос. Используя информацию, предположите, что сделали своей доходной статьей семья Мицуи, занятая торговлей?

Ответ: на пересылку денег между двумя крупнейшими городами — Эдо и Осакой — уходило 15—20 дней, а вексель




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





подлежал оплате в течение 60 дней. Прежде чем наступал срок погашения векселя, полученные наличные деньги успевали поработать в торговых операциях.

Задание 2.


Прочтите текст.

Неоконфуцианская философия стремилась объяснять все события конкретными действиями человека и его духовным уровнем. Поэтому богатство или бедность стали восприниматься в это время как результат трудолюбия и усердия конкретного человека. Главными ценностями для японца стали понятия долга и ответственности перед обществом, идея отказа от личных интересов в пользу групповых. Честь у японцев всегда стояла превыше любых материальных благ. Богатство не было главной целью даже в торговом деле, но считалось результатом добросовестного выполнения своего долга. Идеалом являлось умеренное, постепенное накопление, которое становилось результатом усердного труда без ущерба для других людей.

В уставах японских торговых домов эпохи Токугава часто встречаются наставления против расточительности:

«Бережливость — первое дело в торговле».

Вопрос. Представьте, что вы японский предприниматель, почему вы, болезненно воспримите опоздание партнёров другой страны на переговоры?


Задание 3.

Используя текст задания 2, предположите, в чем один из секретов финансового успеха японцев? Готов ли ты ему




Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»


Словарь


Задание





следовать? Что для этого нужно изменить в своем характере, поседении?

Задание 4.

Рассмотрите иллюстрацию. Какие черты японской деловой культуры она подчёркивает? Свой ответ обоснуйте указанием на детали изображения.


Задание 5.

Как вы понимаете фразу Исиды Байгана «Мы должны сделать свои сердца общественными»? Назовите современного предпринимателя, чьё сердце можно считать «общественным». В каких делах проявляется его деловая этика?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 8 КЛАССА (новая

история), интегрированное с темами по финансовой грамотности.

.



Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание

1.

Введение. Международные отношения конца

  1. - начала

  2. вв.

(экономическое и социальное

развитие Европы в XVII - XVIII вв.)

1. Риски и финансовая

безопасность: Финансовые пузыри (Система Джона Ло) Время: 1716-1720гг.


Место: Шотландия, Англия, Голландия, Франция, Луизиана


Люди и организации: Джон Ло

Филипп Орлеанский Пётр I

Людовик XV

  1. Ссуды – предоставление денежных средств или имущества в безвозмездное пользование на заранее оговоренный срок

  2. Амстердамский банк - старейший в Европе; был основан 1609 году, предтеча первого центрального банка.

  3. Всеобщий банк – первый частный акционерный банк, основанный в 1716г. Джоном Ло

3. Бумажные деньги – знаки стоимости, заменяющие в обращении бумажные

1. Реши задачу

В 1719 году у вас было 7 550 акций Миссисипской компании стоимостью 9 850 ливров каждая. Если известно, что банк мог обеспечить серебром только 6 млн ливров. Какое количество акций вы смогли бы после продажи обменять на серебро в Королевском банке?

Комментарий:

609 акций. 6 000 000: 9 850=609 (стоимость акций)

где 6 000 000 – обеспеченность серебром а 9 850 стоимость одной акции.

  1. Рассмотрите карикатуру и ответьте на следующие вопросы.

    1. Найдите на изображении несколько сцен, в которых присутствуют акции

или банковские билеты Джона Ло. Кратко опишите эти сцены.


Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание



Королевский (Всеобщий) банк Миссисипская компания (Компания Запада)

Индийская компания

деньги, которые наделены принудительным курсом и не обычно не разменны на металл и выпускаются государством для покрытия своих расходов

  1. Коммандитное общество – акционерное общество, где одни члены вносят только деньги, не принимая участие в управлении, другие же распоряжаются всем предприятием.

  2. Номинал – разное достоинство монет для удобства расчетов

  3. Комиссия –

вознаграждение за выполняемое поручение, которое обычно связано с куплей-продажей, с какой - либо сделкой

  1. Ордонанс – королевский указ. Имевший силу государственного закона

  2. Луидор–французская золотая монета XVII-XVIII вв.

    1. Что символизирует телега?

    2. Что символизируют индейцы?

    3. Кто на самом деле двигает телегу?

    4. Где может быть изображён сам Джон Ло?
















2.

Введение.

Международные

2. Мыльный пузырь Южных морей

1. Компания Южных морей

— английская торговая

Задание 1. Соотнесите понятия и термины


1.Котировк

А. Часть прибыли акционерного общества,



Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание


отношения конца

  1. - начала

  2. вв.

(экономическое и социальное

развитие Европы в XVII - XVIII вв.)

Примечание: начинать тему в данном параграфе, а

продолжить в теме 2. На пути к индустриальной эре.

Время:1711-1720гг.


Место: Англия, Америка, Африка


Люди и организации: Исаак Ньютон, Роберт Харли, Королевская фондовая биржа, Банк Англии, Ост-Индская компания, Компания Южных морей

компания, финансовая

пирамида. Предприятие было основано в 1711 году британским казначеем Робертом Харли.

  1. Асьенто — исключительное право на торговлю с испанской частью Южной Америки.

  2. Дивиденды –часть прибыли акционерного общества, распределяемого между акционерами, участниками, в соответствии с количеством и видом акций. Долей, находящихся в их владении.

  3. Королевская фондовая биржа – первая по счету товарная биржа в Англии, существовавшая в Лондонском Сити с 1565 по 1923 год. В 1698 г. от нее отпочковалась Лондонская фондовая биржа, которая работает там и по сей день.

  4. Эмиссия акций – выпуск акций в обращение.

  5. Котировки – установление курсов иностранных валют, ценных


а

распределяемая между держателями акций (акционерами)в соответствии с количеством акций, находящихся в их

владении.


2.Эмиссия

акций

Б. Неспособность активов быть быстро

проданными по цене, близкой к рыночной.


3.Неликвид ный (инструмен

т)

В. Цена, которую объявляет продавец или покупатель и по которой они готовы совершить покупку или продажу;

относительно быстро меняющаяся цена.


4.

Дивиденды

Г. Монопольное право на ввоз в испанские колонии рабов-негров из Африки, представляющееся испанским монархом.


5. Асьенто

Д. Установленная законодательством последовательность действий по выпуску

акций.


ОТВЕТ

1 В 2 Д 3 Б 4 А 5 Г


З адание 2. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на следующие вопросы. Можно ли назвать это изображение карикатурой?

Почему? На каких качествах продавцов (и некоторых покупателей) акций

акцентировал внимание автор изображения?

Как, на ваш взгляд, сам


Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание




бумаг на бирже

7. Банк Англии - особый публично-правовой институт Великобритании, выполняющий функции центрального банка. Он организует работу Комитета по денежной политике, который отвечает за управление денежно-

кредитной политикой страны.

8. Ост-Индская компания – акционерное общество, созданное указом королевы ЕлизаветыI в 1600 году и получившей широкие привилегии для торговых операций в Индии

автор изображения относился к ажиотажу вокруг Компании Южных морей?

Комментарий.

  1. Да можно. Потому что автор заостряет внимание на некоторые преувеличенные. Комические черты лица (огромный рот с ощеренными зубами, толстый нос, большие уши). Качества: крикливость, жадность, нахальство, обман. Автор относился крайне негативно, изображая продавцов такими страшными, вечно орущими и завлекающими наивных покупателей.


Тема 2. Эпоха промышленного переворота

7.

Промышленный переворот

Копигольд.

Фригольд. Лизгольд Время:с 1066 года по настоящее время Место: Англия, Уэльс Люди: Вильгельм Завоеватель

  1. Наследование – переход наследства (прав и обязанностей, имущества, денежных средств от умершего к наследникам)

  2. Майорат – порядок наследования имущества, которое полностью переходит к старшему в роду или семье

Творческое задание

Что считается истинными ценностями в вашей семье?

Можно выбрать несколько вариантов.

  1. Деньги.

  2. Ценные бумаги (акции, паи, облигации и т. п.).

  3. Собственное дело (или доля в бизнесе).

  4. Недвижимость (квартира, гараж, дом, земельный участок).


Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание




  1. Арендатор – человек или организация, заключившие с собственником имущества договор аренды и получившие во временное владение, пользование данное имущество

  2. Лендлорд – крупный землевладелец в Англии, сдающий землю в аренду.

  3. Копигольд – специальный документ,подтверждающий, что лендлорд позволил им распоряжаться землёй.Копигольдеры считались пожизненными держателями земельных наделов, но не могли передавать их по наследству.

  4. Фригольд - право полной бессрочной собственности земли. Фригольдеры были наследственными владельцами земли, имеющими право на её отчуждение (продажу, дарение и другие способы передачи третьим лицам).

  5. Лизгольд -право безусловной

аренды, предоставляющей

  1. Транспортные средства.

  2. Благородные металлы и драгоценные камни.

  3. Произведения искусства.

  4. Антиквариат.

  5. Библиотека.

  6. Коллекция монет, банкнот, марок и т. п.

  7. Хорошая работа.

  8. Полезные связи.

  9. Знания и навыки.

  10. Что-то другое. Что?

На примере одного или нескольких вариантов расскажите, как эти ценности

помогают сохранять и приумножать семейный капитал.

Комментарий: в виду того, что задание творческое предусматривается свободный ответ обучающихся. Самое важное – это рассуждения учеников о понимании вопроса, связанного с семейным капиталом. При этом вырабатываются навыки работы с познавательными заданиями.


Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание




владельцу право собственности на заранее оговорённый срок (от 1 года до 900 лет) с определёнными

ограничениями, указанными в договоре



Тема 3. Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование США.

18.

Войны Директории. Наполеон Бонапарт.

Значение Великой Французской революции

4. Деньги Французской революции

Время: 1789—1797

годы

Место: Франция

  1. Ливр – денежная единица Франции, бывшая в обращении до 1795 года

  2. Су – денежная единица и монета Французского королевства, которая составляла 1/20 ливра или 12 денье

  3. Денье – мелкая медная монетная и весовая единица во Франции до начала XIX века

  1. Ассигнаты – государственные ценные бумаги

  2. Государственные ценные бумаги – долговые ценные бумаги, выпущенные государством

  3. Облигация–ценная бумага, представляющая долговое обязательство

государства, дающая владельцу право на

  1. Рассмотрите монету.

В каком году она была выпущена?

В какомгоду её выпуск, скорее всего, был прекращён? С какими историческими событиями это связано?

Пояснение:

    1. Монета выпущена в 1791г.парижскими предпринимателями братьями Моннерон.

    2. В 1793 году выпуск монеты был прекращен в связи с постоянным обесценением бумажных ассигнатов, они исчезли сами собой, так как реальная стоимость содержавшегося в них металла намного превысила номинал.

Исторические события: 21 января 1793года король Людовик XVI был казнен по обвинению в измене.


Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание




получение годового дохода в виде процента.

6. Номинал – разное достоинство монет для удобства расчетов

7.

Территориальныемандаты – бумажные деньги Французской республики, выпущенные в 1796г.

8.Франк – новая денежная единица, введенная в 1795 году вместо ливра.

2. Представьте себя на месте французского буржуа в разгар французской революции.

За несколько лет в вашем кошельке уже побывали монеты

«с королём»,


несколько выпусков ассигнатов, расписки и территориальные мандаты. Несмотря на реформы и скачки курса (а возможно, и благодаря им), у вас ещё остался кое- какой капитал, который вы очень хотите сохранить. Перечислите все уже известные вам способы (не менее пяти) сохранить их реальную стоимость, приумножить свой капитал или хотя бы свести к минимуму его возможное обесценение.

Пояснение:

  1. Иметь при себе все, находящиеся в ходу деньги (монеты, ассигнаты, территориальные мандаты, облигации, государственные ценные бумаги) т.е. «разложить яйца по разным корзинам».

  2. Быть финансово грамотным т.е. умело управлять своими капиталами: следить за всеми скачками курса и избавляться от тех денег, которые стремительно падают в цене.

  3. По возможности приобрести недвижимость, землю, золото, драгоценности, произведения искусства, которые всегда в цене.

  4. Открыть свое делои привлечь к участию как можно большее количество членов семьи и родственников.

  5. Учиться зарабатывать и сохранять. Правильно распоряжаться деньгами, знать их цену, планировать бюджет, составлять личный финансовый план и уметь


Тема

Тема по финансовой грамотности

Словарь

Задание





отдавать (т.е. направлять часть своих капиталов на

решение социальных проблем общества)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ДЛЯ 9 КЛАССА (Новейшая

история), интегрированное с темами по финансовой грамотности.


п/п

Тема

Тема и содержание модуля «Финансовая грамотность»

Словарь

Задания

1

От традиционного общества к обществу

индустриальному




2

Индустриальные революции: достижения и проблемы.

Тема: Экономические и финансовые кризисы Содержание.

Время:1856-1857

гг.

Место: Англия, Франция, Германия, США, Россия

Акционерное общество-

1) коммерческое общество, уставной капитал которого поделен на определенное количество акций; 2) объединение нескольких граждан, предприятий, формирующее свой капитал посредством выпуска и продажи акций.

Задание 1.

Как связаны между собой промышленная революция и появление акционерных обществ?


Примерный ответ. Промышленная революция подразумевает переход к фабрикам и заводам. Завод характеризуется централизованным производством с применением машин, высокой энергообеспеченностью производства, большими затратами капитала. Источниками

привлечения дополнительного капитала стали акционерные общества обществами.





Коммерческий кредит- предоставление поставщиками продукции кредита своим покупателям.

Вексель- разновидность ценной бумаги, согласно которой, владелец имеет право требовать от должника уплаты денежных обязательств, на определенную сумму и в определенный срок

Задание 2.


При заключении торговых сделок продавец соглашался вместо наличных денег получить вексель — расписку покупателя с обязательством выплатить необходимую сумму с процентами в определённый срок. Обмен такой расписки на деньги при расчёте с покупателем в конце срока назывался погашением векселя. Векселя стали продаваться и покупаться на рынке как товар: если держатель векселя не желал дожидаться его погашения, он мог продать его кому-то с некоторой скидкой. То есть после продажи векселя его полную стоимость с учётом набежавших процентов получал новый владелец документа. Обычно векселя скупали банки, и эта операция называлась «учёт векселей». Становясь держателями векселей, банки фактически кредитовали торговлю и промышленность и стимулировали развитие производства.






Вопрос: назовите три стороны, которые участвовали в обороте векселей и предположите, кто получал наибольшую прибыль.

Задание 3.

За два года до кризиса во Франции было создано акционерное общество, которое занималось пошивом одежды из хлопка. Предприятие может взять кредит на покупку сырья или накопить денег на его приобретение за счет продажи готовой продукции. Оцените риски покупки товаров в кредит.


Примерный ответ. Если не удастся реализовать товар, то предприятие не сможет вернуть кредит

13

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

Тема:

Доходы и расходы. Финансовое планирование и бюджет Содержание.

Время:XIX век Место: Англия, Ирландия, Ямайка Люди и организации: Бекингемы аукцион Christie’s

Доход- денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности за определенный период.

Расход-затраты в процессехозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств или увеличению долговых обязательств.


Бюджет-список

Задание 1.


К 1845 году, герцог погряз в долгах. Его годовой доход составлял 72 000 фунтов, а траты — 109

140 фунтов. Кредиторам нужно было отдавать 1 027 282 фунтов. По некоторым кредитам ставка составляла 15%, и





запланированных доходов и расходов на определенный период времени.

Банкрот - лицо, у которого нет финансовых средств, чтобы уплатить кредитору.


Кредит- ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

основную часть своего дохода герцог вынужден был направлять на обслуживание долга.

Вопрос: что привело Ричарда Темпла к банкротству?

Примерный ответ. Падение цен на зерно, мотовство, взяточничество, неумение планировать расходы, «долговая яма»

Задание 2.

Вы получали стабильный доход, но из-за внешних обстоятельств, на которые вы не имеете никакого влияния, ваша заработная плата снизилась. При этом у вас есть непогашенный кредит, и банк не согласился на его реструктуризацию (увеличение срока погашения с уменьшением ежемесячных платежей). То есть банку вы должны платить ежемесячно ту же сумму, что и прежде. Как вам нужно поступить?


Примерный ответ. перекредитоваться в другом банке (взять новый кредит на более выгодных условиях для погашения старого)

  1. Воспользоваться поддержкой государства

  2. Скорректировать семейный бюджет: оптимизация расходов

21

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Тема: Инвестирование: риск и доходность. Предпринимательс кий риск Содержание.

Время:1851 —

конец 1860-х годов

Инвестирование – капиталовложения, которые могут привести к получению дохода.

Предпринимательский риск- это риск, связанный с любым видом предпринимательской

Задание 1.

Известно, что за три месяца поисков было добыто более 70 пудов золота на сумму 70 тыс. фунтов стерлингов. Сколько стоил 1 кг золота, если 1пуд= 16, 38кг


Задание 2.




Место: Австралия, Англия

Люди и организации: Эдвард Харгревс

деятельности, связанной с производством продукции, реализацией товаров, предоставлением услуг.

Колонист - переселенец, занимающийся земледелием.

Предположите, по какой причине 200 каторжников исполняли обязанности полицейских в 1851 году в Тасмании.

Примерный ответ. Полицейские ушли из города на прииски, видя сколько денег тратят в городе старатели.

Задание 4.

«Оставьте это – или нам всем тут перережут глотки!» – заявил губернатородной из австралийскихколоний, когда ему показали несколько золотых самородков. Чем были вызваны его опасения?


Примерный ответ. В жажде наживы в Австралию хлынул огромный поток людей, в том числе и преступников, и маргинальных элементов.

Задание3.

В чем преимущества и недостатки инвестирования в реальные и финансовые активы на примере золота


Примерный ответ. 1.Золото как реальный актив ( -затраты на хранение- сейф, ячейка, экспертиза на подлинность при продаже, НДС;+ золото- товар, который можно всегда продать, если банк обанкротился- золото можно забрать из ячейки без потерь)

2.Золото как финансовый актив(-не реальное золото, а запись на банковском счете, спрэд, ОМС не входят в систему страхования вкладов; +не надо платить НДС, при обязательстве не трогать счет в течение длительного времени, можно получить процент)


22

Франция: Третья республика.

Тема: Инвестирование. Акции. Облигации. Риски и

финансовая безопасность. Содержание.

Время:1880- 1889Место: Франция Колумбия США

Люди и организации: Фердинанд Лессепс

Гюстав Эйфель Компания Панамского канала












Тема:

Инвестирование- капиталовложения, которые могут привести к получению дохода.


Акция-ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение доли прибыли компании.


Облигации-ценная бумага, владелец которой имеет право получить в оговоренный срок ее номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента.


Финансовые пузыри-торговля крупными объемами товаров или чаще ценными бумагами по ценам, существенно отличающимся от справедливой цены.




Финансовое мошенничество- совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана,

Задание 1.


Почему акции компании пользовались популярностью на протяжении всего проекта?


Примерный ответ. Руководитель проекта пользовался авторитетом и уважением, так как с его именем была связана постройка Суэцкого канала. Вкладчики были уверены в успехе строительства, проект выглядел очень привлекательно.


Задание 2.

Какие обстоятельства привели к краху Панамского канала?


Примерный ответ. Ошибки в расчетах, плохая организация работ, взяточничество, коррупция.


Задание 3.

Как вы думаете, может ли небольшой инвестор учесть все возможные рискиперед тем, как принять решение о покупке акций? Попробуйте сформулироватьи записать правила покупки ценных бумаг


Задание 1.

Какие приёмы помогли Эмберам в течение долгого времени сохранять репутацию надёжных заёмщиков?

Примерный ответ. Всё время супруги активно заимствовали деньги, используя новые кредиты для погашения старых.




Риски и

финансовая безопасность: финансовое мошенничество. Кредитование: долговая яма.

Содержание. Время:1879-1902гг. Место:

Франция

Люди и организации: Тереза Эмбер Фредерик Эмбер

злоупотребления доверием и других манипуляций с целью обогащения.

Кредит-ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента.

Какую роль сыграла пресса в скандале с наследством Эмберов?


Примерный ответ. Пресса всячески подогревала интерес к наследству, на протяжении многих лет люди имели возможность следить ка их судебными разбирательствами, тяжбами и т.д. Эмберам это было выгодно, скорее всего, пресса получала о них деньги за периодические публикации.

25

ПОУ по теме

«Страны Западной Европы в конце XIX века»

Тема:

Финансовые и экономические кризисы Содержание.

Время: 1873-

1896гг.

Место: США

Великобритания Франция Германия Австрия

Финансовый кризис- резкое изменение стоимости каких- либо финансовых инструментов.

Экономический кризис- внезапный спад, сокращение производства.


Грюндерство-массовое неупорядоченное

учреждения обществ, банков, страховых компаний, многие из которых оказались

«дутыми».

Задание 1.

Предположите, почему компания «Северо-тихоокеанская железная дорога», которая получила в свое распоряжение 160 тыс.кв.км общественных земель, потерпела крах одной из первых.


Задание 2.


Как вы думаете, что двигало людьми со средним доходом, которые вкладывали

деньги в «дутые» компании в период грюндерства?


Примерный ответ. Жажда скорого обогащения






Задание 3.

В чем состояли положительные стороны кризиса?

Примерный ответ. Кризис завершился структурной перестройкой экономики. Достижения науки и техники изменили повседневную жизнь людей.

30

Япония на пути модернизации:

«восточная мораль- западная техника».

Тема: Инвестирование: акции, облигации. Страхование: пенсионное страхование.

Содержание.

Время: 1872- 1880гг.

Место: Япония

Люди и организации: Муцухито Токугава

Инвестирование- капиталовложения, которые могут привести к получению дохода.

Акция-ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение доли прибыли компании.


Облигация-ценная бумага, владелец которой имеет право получить в оговоренный срок ее номинальную стоимость деньгами или в виде иного имущественного эквивалента.


Пенсионное страхование- Страхование с целью формирования источников финансирования пенсий.

Задание 1.

Почему в 70-х годах самураи должны были позаботиться о благосостоянии своем и своих семей?

В результате реформ Мэйдзи самураи перестали быть привилегированным военным сословием. Они лишились гарантированного дохода. Они были переведены на компенсации, но этого не хватало.


Задание 2.

Как связаны между собой пособия для самураев и открытие банков?

Примерный ответ. Единовременные компенсации самураям стали выдавать облигациями, которые они могли использовать для покупки акции коммерческих банков.


Задание 3.

Докажите, что реформы Мэйдзи способствовали вестернизации Японии


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!