СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания для интеллектуального марафона "Созвездие", 5-классы, теоретический тур

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно в нашей школе проходит муниципальный интеллектуальный марафон "Созвездие" для 5-6 классов. В данной разработке предложены  задания для теоретического тура по биологии. 

Просмотр содержимого документа
«Задания для интеллектуального марафона "Созвездие", 5-классы, теоретический тур»

Биология-5

Заполняется организатором

Заполняется экспертом

Часть I


1

2

3

4

5


Часть II


Растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Способ распространения














Часть III



Часть IV

ШИФР

Задание 1

Задание 2

Часть I .

Выберите 1 правильный ответ (ответы внесите в таблицу)

  1. В классе на уроке биологии провели опыт. Взяли зёрна пшеницы, растёрли их, добавили воды и приготовили тесто. На кусочек теста капнули йод – получилось синее окрашивание. Какой вывод можно сделать из этого эксперимента?

а) Семя пшеницы содержит только белки в качестве запасных веществ.

б) Семя пшеницы содержит белки и крахмал в качестве запасных веществ.

в) Семя пшеницы содержит только крахмал в качестве запасного вещества.

г) Семя пшеницы содержит крахмал и, возможно, другие вещества.

  1. Если развести в тёплой воде пекарские дрожжи, добавить сахар, муку и оставить их на некоторое время, объём смеси увеличится. Причиной этого является:

а) выделение углекислого газа дрожжами; б) интенсивное размножение дрожжей;

в) набухание клейковины – белков семян пшеницы;

г) набухание крахмала, содержащегося в муке.

  1. Почему перегной может служить хорошим удобрением для растений?

а) Перегной поставляет растениям кислород.

б) Перегной при помощи почвенных бактерий превращается в неорганические вещества, которые усваиваются растениями.

в) Перегной поставляет растениям углекислый газ.

г) Перегной является источником углерода для растений.

  1. Почему открытый пакет стерилизованного молока рекомендуют хранить в холодильнике не более нескольких дней, ведь в нём исходно убиты все бактерии?

а) Потому что длительный контакт с кислородом воздуха портит вкус молока.

б) Потому что споры бактерий из воздуха могут попасть в молоко, выйти из состояния покоя и размножиться.

в) Потому что в холодильнике есть специфические бактерии, которые быстро размножаются в молоке.

г) Потому что вирусы сохраняются после стерилизации молока и могут размножиться.

5. В 1928 году английский учёный Александр Флеминг выращивал на агаре культуру золотистого стафилококка (болезнетворные бактерии). Рядом случайно вырос плесневый гриб - пеницилл и Флеминг обнаружил отсутствие живых бактерий вокруг гриба. С чем была связана их гибель?

а) Грибы выделяли в среду вещества, вызывающие гибель золотистого стафилококка.

б) Гриб потреблял те же питательные вещества из среды, что и бактерии, и им не хватило питания.

в) Гриб занял всё свободное пространство чашки, и из-за нехватки места бактерии перестали размножаться.

г) Гриб питался бактериями.


1

2

3

4

5







Часть II .



Плоды и семена могут оказаться далеко от растений, на которых они сформировались. У них имеются приспособления для распространения разными путями: водой (1), ветром (2), животными (в том числе птицами и человеком) (3), саморазбрасыванием (4).



Установите соответствия между растениями (А–И) и способом распространения плодов и семян (1–4). Растения: А) земляника, Б) орешник, В) голубика, Г) рябина, Д) клён, Е) репейник, Ж) одуванчик, З) горох, И) яблоня

Плоды и семена, распространяющиеся потоками воздушных масс, мелкие, лёгкие и обычно снабжены приспособлениями для полёта — крылышками или парашютиками. Эти структуры позволяют им дольше находиться в воздухе и перелетать на большие расстояния. У растений, обитающих в водоёмах или по их берегам, плоды и семена обычно распространяются по воде. Они имеют несмачиваемую поверхность и не тонут благодаря имеющимся выростам или внутренним воздушным полостям. Некоторые плоды и семена имеют выросты в форме шипиков, крючочков и прицепок, другие бывают покрыты слоем слизи, образуемой при разложении плода. Они способны прицепляться к шерсти зверей или перьям птиц и путешествовать вместе с животным достаточно долго, пока не разрушатся прицепки или не начнётся линька животного.



Сочные плоды (ягоды, костянки) поедают птицы, при этом внешняя часть плода переваривается в пищеварительном тракте, а семена, обладающие устойчивой к пищеварительным ферментам оболочкой, сохраняют жизнеспособность.



Растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Способ распространения










Часть III

Выберите несколько правильных ответов

Ещё Чарльзом Дарвином описана роль дождевых червей в постепенном погружении под землю заброшенных замков в старой Англии. Какие действия этих животных приводят к такому эффекту?

а) Дождевые черви при рытье норок пропускают сквозь себя большие объёмы земли, вынося её на поверхность.

б) Дождевые черви поглощают и накапливают в себе минеральные вещества для дальнейшего создания органических веществ.

в) Дождевые черви перерабатывают листовой опад и другие органические остатки, превращая их в минеральные вещества.

г) Дождевые черви обеспечивают измельчение более крупных частиц грунта.

д) Дождевые черви участвуют в разрушении камней, из которых построены замки, поэтому те погружаются под землю.




Часть IV

Изучите данные таблицы и выполните задание.

Таблица 1


Учёный исследовал время, которое человек может прожить в пустыне без помощи извне. После сбора необходимой информации им были получены данные, которые были занесены в табл. 1.

На основании анализа данных учёным были сделаны выводы и сформулированы закономерности.

  1. Какие два вывода отражают закономерности, представленные в таблице?

  2. Выскажите обоснованные предположения по каждому из утверждений:

1) о том, как можно с использованием данных таблицы доказать любую из двух выявленных учёным закономерностей;

2) о том, как эта информация может быть полезна людям, совершающим путешествие по пустыне. (Каждое предположение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Ответ на задание 1.












Ответ на задание 2.
























































Критерии оценивания для 5го класса

Часть I

За каждый правильный ответ части I – 1 балл, всего за часть I – 5 баллов

1

2

3

4

5

г

а

б

б

а

Часть II

По 0,5 балла за каждый правильный ответ в заданиях 1–2 (4 балла) и по 1 баллу за каждый правильный ответ в задании 3 (9 баллов). Итого -13 баллов.

Растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

Способ распространения

3

3

3

3

2

3

2

4

4


Часть III

По 0,4 балла за каждый верный выбор, за ошибку минус 0,2 балла. Максимум за задание - 2 балла

Правильный ответ: АВГ

Часть IV


Критерии оценивания

Баллы

Ответы

Критерий 1. Правильность ответа


  1. Ответы на вопрос 1

Вывод 1: Человек не может долгое время находиться в пустыне.

Вывод 2: Для пустынь характерны высокие температуры воздуха.

Вывод 3: Взрослому человеку требуется больше воды, чем ребёнку, при одной и той же температуре воздуха.

Вывод 4. Чем выше температура, тем больше воды необходимо для человека в пустыне.

  1. Предположения

Образец (описание) ответа.

Правильный ответ должен быть представлен в виде законченного письменного высказывания, включающего обязательные элементы ответа:

  1. например: – по данным таблицы видно, что человек в пустыне без воды при температуре 26 °С может находится максимально долго; из этой же таблицы видно, что температура воздуха в пустыне может достигать 49 °С и чем выше температура, тем больше воды нужно человеку в условиях пустыни;

  2. с помощью такой таблицы путешественники смогут рассчитать потребности в воде при различной температуре воздуха в пустыне. Могут быть сформулированы иные корректные предположения.


При ответе на первый вопрос указаны два правильных вывода

1

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 1 балла


0


Высказаны два обоснованных предположения-


2

Высказано только одно обоснованное предположение

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания, или необоснованное(-ые) предположение(-я). ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Максимальное количество баллов: 23

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!