1) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
(А.А. Ахматова, 1958)
1.Каков итог размышлений лирической героини стихотворения «Приморский сонет»?
______________________________________________________________________________________
2. К какому литературному направлению, в основе которого лежит объективное отобра-жение действительности, относится позднее творчество А.А. Ахматовой?______________
3. Какое средство художественной выразительности, представляющее собой употре-бление слова в переносном значении на основании сходства каких-либо предметов и явлений, использовано в строке «Сиянье легкий месяц льет»? ______________________
4. Какой художественный прием дважды использован в первой строфе для усиления смысловой выразительности текста? ____________________________________
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
5. Как называются образные определения, придающие поэтической речи особую выразительность: «воздух вешний», «чаща изумрудная»? ___________________________
6. Укажите размер, которым написан «Приморский сонет». ________________________
7. Каков общий эмоциональный тон стихотворения А.А. Ахматовой и с помощью каких средств он создается? ______________________________________________________
8. В произведениях каких русских поэтов XIX – XX вв. звучит «голос вечности» и кто из них близок А.А. Ахматовой в воплощении этой темы?
1) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
** РЕКВИЕМ
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что не топчет родимой земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Около 10 марта 1940 г. Фонтанный Дом (А.А. Ахматова)
1. Какая стилистическая фигура использована А.А. Ахматовой для создания художественной выразительности в строках: ________________________________
«И ту, что едва до окна довели,
И ту, что не топчет родимой земли,
И ту, что красивой тряхнув головой…»?
2. Назовите средство художественной изобразительности, основанное на соотнесении предметов и явлений: «И выла старуха, как раненый зверь» _________________________
3. Приведённый фрагмент условно делится на две взаимосвязанные части, на границе которых стоит союз «а» («А если когда-нибудь в этой стране…»). Как называется построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей? _______________
4. Во фрагменте употреблены образные определения «измученный рот», «у заветного пня», «в смерти блаженной» и др. Какой вид тропа использован в этих примерах? ______
5. Как называется сходное звучание концов стихотворных строк в двустишиях эпилога поэмы А.А. Ахматовой? _____________________________
6. Тексту поэмы А. Ахматовой «Реквием» предпосланы строки из более позднего ахматовского стихотворения:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Как называют цитату, предпосланную всему произведению или его части? _________
7. В творчестве каких русских писателей звучит тема памяти и что позволяет сопоста-вить их произведения с эпилогом поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?
8. Как в творчестве А.А. Ахматовой раскрывается тема личности и истории?
9. Назовите три основных темы лирики Ахматовой. Как решаются эти темы в поэме «Рекивем»?
1) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
**
РЕКВИЕМ (фрагмент)
Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжёлые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мёртвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда всё поёт вдали.
Приговор… И сразу слёзы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идёт… Шатается… Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
(А.А. Ахматова, 1935–1940 гг.)
1. Назовите приём художественного изображения, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы: «нежится закат». ________
2. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении (цифры укажите в порядке возрастания). ______________________________________
1) сравнение 2) анафора 3) неологизм 4) риторический вопрос 5) ирония
3. Как называется литературное направление, достигшее своего расцвета во 2 половине ХIХ века и определяющее художественную специфику ахматовского «Реквиема»? ______
4. Выпишите эпитеты из следующих строк:
Для кого-то веет ветер свежий, ____________________________________________
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же, ______________________________________________
Слышим лишь ключей постылый скрежет…
5. Укажите жанр произведения А.А. Ахматовой «Реквием». ___________________________
6. Тексту поэмы А. Ахматовой «Реквием» предпосланы строки из более позднего ахматовского стихотворения:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Как называют цитату, предпосланную всему произведению или его части? _________
7. В каких произведениях русской классики отражены трагические события русской истории и в чём эти произведения созвучны «Реквиему» А.А. Ахматовой?
8. Почему лирическое «я» заменяется в произведении А.А. Ахматовой лирическим «мы»?
9. Назовите три основных темы лирики Ахматовой. Как решаются эти темы в поэме «Рекивем»?
2) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
**
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала, их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. – Умру с тобой…».
Это песня последней встречи,
Я взглянула на тёмный дом,
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-жёлтым огнём.
(А.А. Ахматова «Песня последней встречи», 1911 г).
1. Обратитесь к первым трём строкам стихотворения «Песня последней встречи» и определите их стихотворный размер. ________________________________
2. Назовите художественный приём, помогающий А.А. Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: «Между клёнов шёпот осенний попросил: «Со мною умри!..». _______________________________
3. Определите средство выразительности «равнодушно-жёлтым огнём» ________________
4. Охарактеризуйте образы в данном стихотворении и определите тему и идею:
5*. Укажите прием, использованный А.А. Ахматовой в начале данного стихотворения:
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит… ______________________________
6. Почему в одном из своих стихотворений, размышляя о поэзии, А.А. Ахматова сказала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»? (По лирике А.А. Ахматовой.)
3) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
** МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(А.А. Ахматова, 1942)
1. Как называется приём усиления поэтического высказывания, основанный на неоднократном употреблении в тексте одинаковых слов («ныне», «мужество», «русский»)? ___________________________________________
2. Укажите термин, которым обозначают стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Не страшно под пулями мертвыми лечь»). _____________________________
3. Как называется созвучие концов стихотворных строк, являющееся важным средством организации стиха (весах – часах; ныне – не покинет)? _________________________
4. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных А.А. Ахматовой в стихотворении.
1) эпитет 2) гипербола 3) сравнение 4)метафора 5) инверсия
Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания _____________
5. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» (без указания количества стоп). _______________________
6. Почему для героини стихотворения А.А. Ахматовой главной ценностью в годину военных испытаний является «великое русское слово»? ______________________
7. Кто из русских поэтов обращался к патриотической тематике и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»?
1) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно –
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться – мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично – на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья – он,
А я – до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все – равны, мне все – равно,
И, может быть, всего равнее –
Роднее бывшее – всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты – как рукой сняло:
Душа, родившаяся – где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей – поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если на дороге – куст
Встает, особенно – рябина…
(М.И. Цветаева, 1934 г.)
1. Как называется созвучие стихотворных строк (например, в первой строфе: «давно – равно», «морока – одинокой»)? ____________________________________
2. В строках «Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи» использован прием, при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением. Назовите этот прием. _______________________________
3. Назовите средство художественной изобразительности, передающее эмоциональное отношение автора к различным жизненным явлениям («пленный», «зоркий»). ________
4.В словосочетаниях «язык родной», «призыв млечный» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой прием используется в этих случаях? _________________________
5. Почему так трагически одинока лирическая героиня Марины Цветаевой?
2) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
**
Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
(М.И. Цветаева, 1920 г.)
1. Как называется созвучие концов стихотворных строк (плоти в полёте; плиты разбита и т. п.)? _______________________________________
2. Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке («А я серебрюсь и сверкаю!»). _______________________
3. Какой художественный приём использован в следующих строках: «Кто создан из камня, кто создан из глины»; «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети»? __________
4. Как называется яркое определение, придающее выражению образность и эмоциональность («весёлая пена», «высокая пена», «бренная пена»)? _______________
5. Определите размер, которым написано стихотворение М.И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп). _____________________________
6. Каким предстаёт внутренний мир лирической героини стихотворения М.И. Цветаевой? (Свой ответ обоснуйте.)
7.В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы и в чём они созвучны стихотворению М.И. Цветаевой?
3) Прочитайте. Ответьте на вопросы. ФИ____________________________________
**
СТИХИ К БЛОКУ
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим – сон глубок.
(М.А. Цветаева, 1916)
1. Каким предстает внутренний облик поэта, которому адресовано стихотворение «Стихи к Блоку»?
2. Укажите традиционный лирический жанр, с которым сближается стихотворение М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку». _______________________________
3. Как называется повтор слова или группы слов в начале смежных строк стихотворения:
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке…? _________________________________
4. Укажите прием, основанный на уподоблении одних явлений другим и образующий образно-ассоциативный ряд в стихотворении М.И. Цветаевой. __________________
5. Каким термином обозначаются образные определения, придающие лирическому вы-сказыванию особую выразительность («ключевой, ледяной, голубой глоток»)? _________
6. Какой стилистический прием использует М.И. Цветаева в строке «В нежную стужу недвижных век»? ______________________________
7. Какие чувства преобладают в лирическом высказывании героини стихотворения М.И. Цветаевой «Стихи к Блоку»?
8. Кто из русских поэтов, подобно М.И. Цветаевой, обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу и что объединяет произведения подобного рода?