СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по формированию УУД на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС акцент в преподавании школьных дисциплин, в том числе и русского языка, переносится с условия набора знаний на формирование универсальных учебных действий как составляющих метапредметных умений. 

Просмотр содержимого документа
«Задания по формированию УУД на уроках русского языка»

 Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. Иванова Ирина Германовна, учитель русского языка и литературы. МКОУ СОШ с. Малиновка

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Иванова Ирина Германовна,

учитель русского языка и литературы.

МКОУ СОШ с. Малиновка

Виды УУД   Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация) Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)  Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем) Коммуникативные ( Общение и взаимодействие, работа в группе ) Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 2

Виды УУД

Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция)

Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблем)

Коммуникативные ( Общение и взаимодействие, работа в группе )

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

2

Личностные УУД  Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самооценка) Смыслообразование (формирование мотивационной сферы личности) Нравственно – эстетическая ориентация Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 3

Личностные УУД

Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самооценка)

Смыслообразование (формирование мотивационной сферы личности)

Нравственно – эстетическая ориентация

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

3

Задания для формирования личностных УУД (самоопределение)    Задание «Анализ текста». Тема урока «Язык и речь» (повторение). Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка. Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете?  «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Гоголь Н.В. 2. Приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка. 3. Докажите, что вы владеете разнообразными лексическими средствами для выражения мыслей. Продолжите синонимические ряды (кто больше?). К какому словарю следует обратиться в случае затруднения?   Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 4

Задания для формирования личностных УУД (самоопределение)

Задание «Анализ текста». Тема урока «Язык и речь» (повторение).

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка.

  • Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете?

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Гоголь Н.В.

2. Приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка.

3. Докажите, что вы владеете разнообразными лексическими средствами для выражения мыслей. Продолжите синонимические ряды (кто больше?). К какому словарю следует обратиться в случае затруднения? 

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

4

Задания для формирования личностных УУД (самоопределение)

«Зри в корень»

Жил- был розовый слон, и был он не похож на других. Все слоны – серые, а он розовый. Розовый слон был совсем один. Как белоснежное облачко бродит в небе, так бродил он в поисках пищи и друзей. Серые слоны не принимали его, потому что розовый слон не мог петь серые песни, как они. Мечтая быть с ними, он думал: «Чем лучше я спою свою розовую песню, тем быстрее они меня полюбят. Он не понимал, что розовые песни и розовые стихи не нужны серым слонам. Они не хотели знать, что в мире есть розовое, подобное счастью. Отвергнутый, он ушел в лес и, взяв розовую краску, нарисовал прекрасную страну. В этой стране все было розовым, словно сахарная вата. Над синевой моря проступали нежно-золотые и розовые облака, будто и там сверкала сказочная страна. Розовое, подобно доброму волшебнику, делало всех по-настоящему счастливыми. Жаль, что серые слоны этого не понимали.

Задания.

1) Как бы вы озаглавили предложенный текст?

2) Почему?

3) Кто вам ближе: розовый слон или серый?

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

5

Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование) Тема «Орфография» Вопросы : Для чего нам нужно знать правила орфографии? Где в дальнейшем они могут вам пригодится? Встречались ли вы с случаями, когда взрослые люди не знали правил орфографии? О чем вы думали в тот момент? Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 6

Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)

Тема «Орфография»

Вопросы :

Для чего нам нужно знать правила орфографии?

Где в дальнейшем они могут вам пригодится? Встречались ли вы с случаями, когда взрослые люди не знали правил орфографии?

О чем вы думали в тот момент?

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

6

Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)   Тема: «Правописание глаголов».  Задания: вставить пропущенные буквы  1.Кто любит трудит..ся, тому без дела (не) сидится.  2. (Не)годится худым хвалит..ся .  3. Не ошибается тот, кто ничего (не)делает.  4. Невежду никакими л..карствами (не) вылечиш..  Ответить на вопросы:  1.О каких моральных качествах человека идёт речь в пословицах?  2. Почему эти качества ценятся народом?  3. Какая из пословиц вам больше нравится и почему? Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 7

Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)

Тема: «Правописание глаголов».

Задания: вставить пропущенные буквы

1.Кто любит трудит..ся, тому без дела (не) сидится.

2. (Не)годится худым хвалит..ся .

3. Не ошибается тот, кто ничего (не)делает.

4. Невежду никакими л..карствами (не) вылечиш..

Ответить на вопросы:

1.О каких моральных качествах человека идёт речь в пословицах?

2. Почему эти качества ценятся народом?

3. Какая из пословиц вам больше нравится и почему?

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

7

Задания для формирования личностных УУД (нравственно-эстетическая ориентация)   Тема: «Основная мысль текста» . Порядочный человек.  Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по квартире свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность , благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.  Задания:  1.Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева? 2. Как ты понимаешь слово «порядочный»? 3. В каком предложении сформулирована основная мысль текста?  Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 8

Задания для формирования личностных УУД (нравственно-эстетическая ориентация)

Тема: «Основная мысль текста» . Порядочный человек.

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по квартире свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок – верность, честность , благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Задания:

1.Что значит порядочный человек, по мнению Ю.Яковлева?

2. Как ты понимаешь слово «порядочный»?

3. В каком предложении сформулирована основная мысль текста? 

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

8

Задания для формирования личностных УУД (нравственно-эстетическая ориентация)   Задание: «Развитие речи». Учащимся предлагается дописать пословицы, подобрав глаголы противоположного значения. Например: На печи не храбрись, а в поле …… Смелый побеждает, а трус …… Труд кормит, а лень …… Человек от лени болеет, а от труда …… Дураков не сеют, не жнут – …… Чем зря кричать, лучше …… Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные: (Какой?) друг – настоящий клад. (Какое?) слово и в ненастный день согреет. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. После выполнения этого задания ребятам предлагается объединиться в группы и написать мини-сочинение на понимание одной из пословиц. Критерии оценивания: умение ясно и выразительно передавать свои мысли и чувства; умение связывать пословицы и поговорки с нравственными проблемами и жизненными ситуациями. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 9

Задания для формирования личностных УУД (нравственно-эстетическая ориентация)

Задание: «Развитие речи».

Учащимся предлагается дописать пословицы, подобрав глаголы противоположного значения.

Например:

На печи не храбрись, а в поле …… Смелый побеждает, а трус …… Труд кормит, а лень …… Человек от лени болеет, а от труда …… Дураков не сеют, не жнут – …… Чем зря кричать, лучше ……

Восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные: (Какой?) друг – настоящий клад.

(Какое?) слово и в ненастный день согреет. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.

После выполнения этого задания ребятам предлагается объединиться в группы и написать мини-сочинение на понимание одной из пословиц.

Критерии оценивания:

умение ясно и выразительно передавать свои мысли и чувства;

умение связывать пословицы и поговорки с нравственными проблемами и жизненными ситуациями.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

9

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Прогнозирование Волевая регуляция Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 10

Регулятивные УУД

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Контроль
  • Коррекция
  • Прогнозирование
  • Волевая регуляция

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

10

Задания для формирования регулятивных УУД (целеполагание)    Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».   Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель нашего урока: 1.Вспомнить, какие части речи мы знаем. 2.Определять самостоятельные и служебные части речи. 3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.   Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 11

Задания для формирования регулятивных УУД (целеполагание)

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель нашего урока:

1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.

2.Определять самостоятельные и служебные части речи.

3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного. 

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

11

Задания для формирования регулятивных УУД (целеполагание)   Тема урока: «Правописание приставок на з и с».  Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока. Чтение ключевых слов урока: Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный , звонкий согласный. Спрогнозируйте цель урока. (Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке.) Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова. … дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему? Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 12

Задания для формирования регулятивных УУД (целеполагание)

Тема урока: «Правописание приставок на з и с».

Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока.

Чтение ключевых слов урока: Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный , звонкий согласный.

Спрогнозируйте цель урока. (Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке.)

Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова.

… дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть

А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему?

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

12

Задания для формирования регулятивных УУД (планирование)    Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».  Задания:  1.Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны? 2.У имени прилагательного есть и другие признаки. Проведите самостоятельное наблюдение над параграфом и найдите эти признаки. 3.Прочитайте текст, составьте его план, перескажите по плану. 4.Сделайте вывод, соотнесите его с определением учебника.  Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 13

Задания для формирования регулятивных УУД (планирование)

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».

Задания:

1.Какие морфологические признаки имени прилагательного вам известны?

2.У имени прилагательного есть и другие признаки. Проведите самостоятельное наблюдение над параграфом и найдите эти признаки.

3.Прочитайте текст, составьте его план, перескажите по плану.

4.Сделайте вывод, соотнесите его с определением учебника. 

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

13

Задания для формирования регулятивных УУД (планирование)

Задание «Составь план достижения учебной цели». На уроке была сформулирована цель: «Нам надо научиться новому действию: как без ошибок писать слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож-».

Составь план достижения этой цели. Для этого используй предложенные действия: размести их по порядку: 1, 2 и т. д.

а) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания удвоенных букв согласных.

б) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания букв безударных гласных в корне.

в) Посмотреть в учебнике правило выбора буквы а или о в корне -лаг-, -лож-, чтобы проверить свою версию.

г) Понаблюдать за действиями учителя — может он подскажет, как писать правильно.

д) Определить, можно ли проверять ударением написание букв а–о в корне -лаг-, -лож

е) Понаблюдать, как правильно пишутся слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож и постараться увидеть закономерность: в каком случае пишется «а», в каком случае — «о».

ж) Спросить у самого умного отличника, как правильно писать.

з) На основе выявленной закономерности сформулировать правило и порядок действий для проверки написания. Запиши порядок действий (план): 1   2   3   4   5   

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

14

Задания для формирования регулятивных УУД (планирование)  Тема: «Части речи. Повторение»  Задание: составить план устного рассказа о любой части речи, проверить себя по учебнику. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 15

Задания для формирования регулятивных УУД (планирование)

Тема: «Части речи. Повторение»

Задание: составить план устного рассказа о любой части речи, проверить себя по учебнику.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

15

Задания для формирования регулятивных УУД (планирование)   Тема урока: «Имя существительное» Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки. Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном по плану: 1.Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает 3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные). 4.Синтаксическая роль в предложении. Все ли верно в твоем рассказе? (Прочитай правило в учебнике). Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 16

Задания для формирования регулятивных УУД (планирование)

Тема урока: «Имя существительное»

Цель: развивать умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.

Задание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном по плану:

1.Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает

3.Морфологические признаки (постоянные, непостоянные).

4.Синтаксическая роль в предложении.

Все ли верно в твоем рассказе? (Прочитай правило в учебнике).

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

16

Задания для формирования регулятивных УУД (контроль)   Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография». Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания представить классу свой ответ. План. Что такое словообразование? Какие способы словообразования вы знаете? Что такое словообразовательный разбор? Что такое словообразовательная цепочка? Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. Практический блок: 1.Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход. 2.Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный.  Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 17

Задания для формирования регулятивных УУД (контроль)

Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания представить классу свой ответ.

План.

Что такое словообразование?

Какие способы словообразования вы знаете? Что такое словообразовательный разбор?

Что такое словообразовательная цепочка?

Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, которые также оцениваются соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки.

Практический блок:

1.Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник, кресло-кровать, восход.

2.Составить словообразовательную цепочку слов: бесчувственность, обогревательный. 

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

17

Задания для формирования регулятивных УУД (контроль) Задание : списать с карточки текст, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Проверить себя по карточке контроля, поставить оценку, составить список тем, которые вызывают затруднения.  Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 18

Задания для формирования регулятивных УУД (контроль)

Задание : списать с карточки текст, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Проверить себя по карточке контроля, поставить оценку, составить список тем, которые вызывают затруднения.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

18

Задания для формирования регулятивных УУД (контроль)    «Проверь знания у соседа».  Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания представить классу свой ответ. Практическое задание : списать текст, выделить глаголы. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 19

Задания для формирования регулятивных УУД (контроль)

«Проверь знания у соседа».

Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания представить классу свой ответ.

Практическое задание : списать текст, выделить глаголы.

Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

19

  Задания для формирования регулятивных УУД (коррекция)    Тема урока: «Имя существительное».  Задание: запишите словарные слова и проверьте их написание по орфографическому словарю.  Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 20

Задания для формирования регулятивных УУД (коррекция)

Тема урока: «Имя существительное».

Задание: запишите словарные слова и проверьте их написание по орфографическому словарю.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

20

Задания для формирования регулятивных УУД (коррекция)     Задание: Перепишите с доски слова, расставьте ударение, проверьте себя по орфоэпическому словарю. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 21

Задания для формирования регулятивных УУД (коррекция)

Задание: Перепишите с доски слова, расставьте ударение, проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

21

Задания для формирования регулятивных УУД (прогнозирование)   Тема: Устаревшие слова Даны предложения:  Барыня обратила внимание на радение Герасима. Гаврила послал на всякий случай за хожалым форейтора. Через четверть часа барыня почивала крепко и мирно. Задание: Какие трудности возникают при чтении данных предложений? Почему непонятны некоторые слова? В чем особенность данных слов? В каком словаре можно найти значение этих слов? . Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 22

Задания для формирования регулятивных УУД (прогнозирование)

Тема: Устаревшие слова

Даны предложения:

Барыня обратила внимание на радение Герасима. Гаврила послал на всякий случай за хожалым форейтора. Через четверть часа барыня почивала крепко и мирно.

Задание:

Какие трудности возникают при чтении данных предложений?

Почему непонятны некоторые слова?

В чем особенность данных слов?

В каком словаре можно найти значение этих слов?

.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

22

Задания для формирования регулятивных УУД (прогнозирование)   Тема: «Фонетический разбор слова».  Задание:  1.Выполните фонетический разбор выделенного слова.  2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора?  3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении разбора?  4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова? Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 23

Задания для формирования регулятивных УУД (прогнозирование)

Тема: «Фонетический разбор слова».

Задание:

1.Выполните фонетический разбор выделенного слова.

2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора?

3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении

разбора?

4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова?

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

23

Задания для формирования регулятивных УУД (волевая регуляция) Тема «Частица» Задание «ДА-НЕТ» Ответьте на вопросы словами ДА и НЕТ (вопросы на слайде): 1.Частица – это служебная часть речи. 2. Частицы могут только вносить дополнительные оттенки в предложения. 3. Частицы бывают формообразующими и смысловыми. 4. ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ – это восклицательные частицы. 5. Есть части речи, омонимичные частицам. 6. НЕ и НИ – это отрицательные частицы. 7. Частица является членом предложения. 8. – КА – это частица. 9. БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.  10. Частицы ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ выражают сомнение. Посмотрите на следующий слайд, проверьте себя, поставив плюс или минус. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 24

Задания для формирования регулятивных УУД (волевая регуляция)

Тема «Частица»

Задание «ДА-НЕТ»

Ответьте на вопросы словами ДА и НЕТ (вопросы на слайде):

1.Частица – это служебная часть речи.

2. Частицы могут только вносить дополнительные оттенки в предложения.

3. Частицы бывают формообразующими и смысловыми.

4. ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ – это восклицательные частицы.

5. Есть части речи, омонимичные частицам.

6. НЕ и НИ – это отрицательные частицы.

7. Частица является членом предложения.

8. – КА – это частица.

9. БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

10. Частицы ВРЯД ЛИ, ЕДВА ЛИ выражают сомнение.

Посмотрите на следующий слайд, проверьте себя, поставив плюс или минус.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

24

Познавательные УУД Общеучебные Логические Постановка и решение проблем Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 25

Познавательные УУД

  • Общеучебные
  • Логические
  • Постановка и решение проблем

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

25

Задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)    Тема: «Фонетический разбор слова».  Задания: 1. Подтвердите примерами из текста, что одна буква может обозначать два звука. 2. Какие буквы и когда могут обозначать два звука? 3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?  Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 26

Задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)

Тема: «Фонетический разбор слова».

Задания:

1. Подтвердите примерами из текста, что одна буква может обозначать два звука.

2. Какие буквы и когда могут обозначать два звука?

3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать? 

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

26

Задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)  Тема: Многозначные и однозначные слова.  Даны загадки: Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне и елке, И называются … (Иголки) Мухи белые летели На дворы, на крыши сели. Не сочтете белых мух, Что летают, словно пух. (Снежинки) В тетради я бываю косая и прямая, В другом совсем значении Я планка для черчения. И наконец, порою в шеренгу всех построю. (Линейка)  Задание: Отгадайте загадки. Найдите орфограммы в словах-отгадках. Что общего у этих слов? В чем их различие? Нет ли здесь лишнего слова? Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 27

Задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)

Тема: Многозначные и однозначные слова.

Даны загадки:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне и елке,

И называются … (Иголки)

Мухи белые летели

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

Что летают, словно пух. (Снежинки)

В тетради я бываю косая и прямая,

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И наконец, порою в шеренгу всех построю. (Линейка)

Задание:

Отгадайте загадки.

Найдите орфограммы в словах-отгадках.

Что общего у этих слов?

В чем их различие? Нет ли здесь лишнего слова?

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

27

Задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)

Задание «Нахождение корня слова по алгоритму».

  • Задание «Нахождение корня слова по алгоритму».

Описание задания: требуется научиться находить корень слова в соответствии с правилом. Провести анализ и объяснить значение корня слова.

Инструкция: закончите запись алгоритма. Порядок действий при выделении корня:

выделить корень;

подобрать однокоренные слова;

сопоставить слова;

выделить в них морфему.

Следуя порядку действий, обозначьте корни следующих слов:

Гористый, посветлевший, долина, бревенчатый, притяжение, заболевший, за дрожав, пощадить, обречённый, променявший, соединяющий [5].

Задание «Буквы ь и ъ»

  • Задание «Буквы ь и ъ»

Заполнить таблицу, используя данные словосочетания.

Ь

для обозначения мягких согласных

 

Ь

для обозначения формы слова

 

Ь

разделительный

 

Ъ

разделительный

 

 

 

 

 

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Большая просьба, обжечь кирпич, возьмём с собой, получить деньги, окна настежь, открыть дверь, подъехать к подъезду, предъюбилейная дата, изъявить согласие, разъезжать по городу, въедливый человек, молодой адъютант

Задания для формирования познавательных УУД (логические) Придумать сказку о морфемах на тему «Царство морфем».  Жили-были морфемы и вот однажды….. Придумать вопросы к сказке. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 29

Задания для формирования познавательных УУД (логические)

Придумать сказку о морфемах на тему «Царство морфем».

Жили-были морфемы и вот однажды…..

Придумать вопросы к сказке.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

29

Задания для формирования познавательных УУД (логические)  Тема «Правописание приставок ПРЕ-и ПРИ»  Творческое домашнее задание : сочините сказку о том, как поссорились приставки ПРЕ- и ПРИ-. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 30

Задания для формирования познавательных УУД (логические)

Тема «Правописание приставок ПРЕ-и ПРИ»

Творческое домашнее задание : сочините сказку о том, как поссорились приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

30

Задания для формирования познавательных УУД (постановка и решение проблем)   Тема: Корень слова  Задание: Почему нужно использовать корень слова для объяснения лексического значения слова?   Распределите слова в две группы: НИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ПОЗДНО, СЛЕВА, СПРАВА, ВЛЕВО, НАПРАВО По какому принципу вы распределяли наречия? Расскажите о своих выводах. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 31

Задания для формирования познавательных УУД

(постановка и решение проблем)

Тема: Корень слова

Задание:

Почему нужно использовать корень слова для объяснения лексического значения слова?

Распределите слова в две группы:

НИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ПОЗДНО, СЛЕВА, СПРАВА, ВЛЕВО, НАПРАВО

По какому принципу вы распределяли наречия? Расскажите о своих выводах.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

31

Задания для формирования познавательных УУД  (постановка и решение проблем) Задание:  Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем).  Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.   1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?  2. Являются ли однокоренными слова: оса, ось,осина, осел,  основа, остов, остров, острый?  3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть  разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?   Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 32

Задания для формирования познавательных УУД (постановка и решение проблем)

Задание:  Подготовьте развернутый ответ–исследование на

один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем).

Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами. 

1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

2. Являются ли однокоренными слова: оса, ось,осина, осел,

основа, остов, остров, острый?

3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть

разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?  

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

32

Коммуникативные УУД Общение и взаимодействие Работа в группе Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 33

Коммуникативные УУД

  • Общение и взаимодействие
  • Работа в группе

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

33

Задания для формирования коммуникативных УУД (общение и взаимодействие)    Задание: Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами. Обсудите с одноклассниками:  1. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? 2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?   Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 34

Задания для формирования коммуникативных УУД

(общение и взаимодействие)

Задание: Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

Обсудите с одноклассниками: 

1. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый?

2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?  

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

34

Задания для формирования коммуникативных УУД (общение и взаимодействие)   Задание: Попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно, затем обсудите в паре, а потом прочитайте, что говорят нам словари-справочники, и сделайте соответствующие выводы. - Почему иногда, характеризуя человека, мы говорим: «Лиса Патрикеевна»? - Все мы знаем об Олимпийских играх, а почему невозмутимое спокойствие называют олимпийским? - Обязательно ли обсуждение важного вопроса, которое в наше время нередко называют круглым столом, проходит за столом круглой формы? ( Лиса Патрикеевна . Неодобр. Или ирон. О хитром, двоедушном человеке, обманщике. Олимпийское спокойствие . Невозмутимое спокойствие. Круглый стол . Книжн. Совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников). Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 35

Задания для формирования коммуникативных УУД

(общение и взаимодействие)

Задание: Попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно, затем обсудите в паре, а потом прочитайте, что говорят нам словари-справочники, и сделайте соответствующие выводы.

- Почему иногда, характеризуя человека, мы говорим: «Лиса Патрикеевна»?

- Все мы знаем об Олимпийских играх, а почему невозмутимое спокойствие называют олимпийским?

- Обязательно ли обсуждение важного вопроса, которое в наше время нередко называют круглым столом, проходит за столом круглой формы?

( Лиса Патрикеевна . Неодобр. Или ирон. О хитром, двоедушном человеке, обманщике.

Олимпийское спокойствие . Невозмутимое спокойствие.

Круглый стол . Книжн. Совещание, обсуждение чего-либо с равными правами участников).

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

35

Задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе)     Тема. Буквы  ы-и  после  ц . Задание 1. «Расскажи правило». Первая пара обсуждает правило написания буквы  ы  после  ц , а вторая – написание буквы  и  после  ц . Далее пары меняются местами и рассказывают свое правило уже в другой группе таким образом, чтобы все члены группы сумели рассказать перед всем классом. Учитель просит любого ученика выступить с полным ответом о правописании букв  ы - и  после  ц . Функции в группе: 1) капитан 2) хранитель времени;  3) спикер; 4) организатор коммуникативности;  5) оформитель.  Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 36

Задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе)

Тема. Буквы  ы-и  после  ц .

Задание 1. «Расскажи правило». Первая пара обсуждает правило написания буквы  ы  после  ц , а вторая – написание буквы  и  после  ц . Далее пары меняются местами и рассказывают свое правило уже в другой группе таким образом, чтобы все члены группы сумели рассказать перед всем классом. Учитель просит любого ученика выступить с полным ответом о правописании букв  ы - и  после  ц .

Функции в группе: 1) капитан 2) хранитель времени;

3) спикер; 4) организатор коммуникативности;

5) оформитель.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

36

Задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе)   Тема:  «Фонетический разбор слова» (работа в парах).  Задание: Подготовьте ответы на вопросы: Какие буквы могут обозначать два звука? 2. В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры. 3. Какие согласные называются сонорными? Каковы их особенности? 4. Выполните фонетический разбор предложенных слов: море, якорь, каюта, отъезд. Учащиеся заслушивают ответ соседа по парте и оценивают его. Весь класс заслушивает несколько ответов. Затем ученики обмениваются тетрадями, проверяют правильность фонетического разбора слов и оценивают Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 37

Задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе)

Тема: «Фонетический разбор слова» (работа в парах).

Задание: Подготовьте ответы на вопросы:

  • Какие буквы могут обозначать два звука?

2. В каких случаях эти буквы обозначают два звука? Приведите примеры.

3. Какие согласные называются сонорными? Каковы их особенности?

4. Выполните фонетический разбор предложенных слов: море, якорь, каюта, отъезд.

Учащиеся заслушивают ответ соседа по парте и оценивают его. Весь класс заслушивает несколько ответов. Затем ученики обмениваются тетрадями, проверяют правильность фонетического разбора слов и оценивают

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

37

Задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе) Групповой проект «Портрет одного слова» Инструкция: 1.Разбейтесь на группы. 2. Выберите слово, с которым будете работать. 3. Найдите это слово в различных словарях и энциклопедиях. 4. Выясните, как часто и где используется это слово сейчас. 5. Объедините результаты своих поисков в презентацию. 6. Выберите докладчика. 7. Представьте свой проект одноклассникам. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 38

Задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе)

Групповой проект «Портрет одного слова»

Инструкция:

1.Разбейтесь на группы.

2. Выберите слово, с которым будете работать.

3. Найдите это слово в различных словарях и энциклопедиях.

4. Выясните, как часто и где используется это слово сейчас.

5. Объедините результаты своих поисков в презентацию.

6. Выберите докладчика.

7. Представьте свой проект одноклассникам.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

38

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 39

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

39

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 40

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

40

Список литературы и источников Интернет    источник шаблона: сайт http://pedsovet.su https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169 Учебно-методический  комплект  по  русскому  языку.  Л. А. Тростенцова,  А. Д. Дейкина, С. И. Невская; Издательство «Экзамен»; Москва, – 2008. – с. 114–115. Элементы дизайна, которые использованы при создании шаблона, выполнены автором инструментами панели рисования PowerPoint. Самолетик – в Paint . Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 41

Список литературы и источников Интернет

  • источник шаблона: сайт http://pedsovet.su
  • https://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169
  • Учебно-методический комплект по русскому языку. Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина, С. И. Невская; Издательство «Экзамен»; Москва, – 2008. – с. 114–115.
  • Элементы дизайна, которые использованы при создании шаблона, выполнены автором инструментами панели рисования PowerPoint. Самолетик – в Paint .

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

41


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!