СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (10 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (10 класс)

Просмотр содержимого документа
«Задания школьного этапа олимпиады по русскому языку, 2016 г. (10 класс)»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

(10 класс)

1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.

Запоёшь, песчаный, посчитать, визжал, разъём, флотский, кататься

2. Прочитайте диалог.


Дорога… Светофор… Бабушка… Молодой человек…

Бабушка: «Милок, какой свет?»

Молодой человек: «Зелёный».

Бабушка: «Переведи, милок!»

Молодой человек: «Green».


Почему молодой человек неправильно понял бабушку?


3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: волосинка, спинка, перчинка, скотинка, вечеринка. Один учащийся сделал это так:


корень, суффикс -инк-, окончание

корень, суффикс -ин-, суффикс -к-, окончание

корень, суффикс -чинк-, окончание

волос-инк-а

вечер-инк-а

скот-ин-к-а

сп-ин-ка

пер-чинк-а



Найдите ошибки учащегося и объясните их.


4. Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:


to fly off the handle («сорваться с ручки», англ.);

perder los estribos («потерять стремена», исп.);

sortir de ses gonds («сорваться с петель», фр.);

aus der Haut fahren («выехать из кожи», нем.).


-Сформулируйте значение всех этих фразеологизмов.

-Укажите, по скольким образным схемам составлены эти фразеологизмы. Сформулируйте эти схемы.

-Напишите русские фразеологизмы с этим же значением. Верно ли утверждать, что образы приведённых выше и найденных вами фразеологизмов тождественны?


5. Известно, что основным принципом русской орфографии принято считать морфологический (морфематический). Он заключается в том, что каждая морфема пишется по возможности одинаково, несмотря на то что её произношение в разных позиционных условиях может быть разным.

Как регулируется выбор буквы в орфограмме при написании морфемы в соответствии с морфологическим принципом? Из перечисленных ниже слов выберите те, которые содержат орфограммы, где морфологический принцип не соблюдается. Объясните, какие иные принципы орфографии реализуются в каждом из выбранных вами слов.


свод

разгул

голова

снимал

вокзал

жадный

грохот



6. Дано предложение: Сидящие, сидящие с курящими, – курящие.

Возможно ли точно ответить на вопрос, сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.


7. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые. Объясните свой выбор.


1) Отец сказал нам, что под рыхлым снегом ещё тепло_ и _ если повезёт, то там можно найти поздние лесные ягоды.

2) Слышался ли в открытые окна перезвон монастырских колоколов _ или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на ум, что Максим Ильич серьёзно болен.

3) Старый канцелярский служака хорошо знал, как пишутся эти отчёты_ и кто их пишет_ и как именно в этих отчётах маскируется неприглядная правда.

4) Мне заехать за ответом на следующей неделе _ или вам удобнее прислать материалы по электронной почте?

5) Нас известили о том, что транспорт прибудет, но не сообщили_ когда.


8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.


Пример: Кекс Али (ответ: лексика).


Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Фата фрика.


9. Прочитайте отрывок из произведения Г.Р. Державина.


Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рев в лесу гремит.


Укажите все явления в тексте, которые выходят за пределы современных морфологических норм, как они представлены в школьном курсе русского языка. Объясните, в чём заключается несоответствие отмеченных вами языковых явлений данным морфологическим нормам; выскажите предположение о причинах употребления этих грамматических форм в тексте.


10. Определите по контексту значение выделенного слова. Напишите его начальную форму.


1) Бѣ же Изяславъ мужь взоромъ красенъ, тѣломъ великомь, незлобивъ нравомь, кривды ненавидя, любя правду, клюкъ же в немь не бѣ, ни льсти, но простъ умомъ. [Повесть временных лет. Ипатьевская летопись]

2) На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребіи о дѣвицю себѣ любу. Тъи клюками подпръ ся о кони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола Кіевьскаго. [«Слово о полку Игореве…»]

3) И старецъ пошелъ промеж нищих теснитца, и нищие старцу пути не дадут, и почели старца клюками бить. [Повесть о Бове Королевиче. XVII в.]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!