ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2016–2017 учебный год
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
(10 класс)
1. Выпишите слово (слова), в котором (которых) букв больше, чем звуков. Обоснуйте ответ.
Запоёшь, песчаный, посчитать, визжал, разъём, флотский, кататься
2. Прочитайте диалог.
Дорога… Светофор… Бабушка… Молодой человек…
Бабушка: «Милок, какой свет?»
Молодой человек: «Зелёный».
Бабушка: «Переведи, милок!»
Молодой человек: «Green».
Почему молодой человек неправильно понял бабушку?
3. На уроке для разбора по составу дали следующие слова: волосинка, спинка, перчинка, скотинка, вечеринка. Один учащийся сделал это так:
корень, суффикс -инк-, окончание | корень, суффикс -ин-, суффикс -к-, окончание | корень, суффикс -чинк-, окончание |
волос-инк-а вечер-инк-а | скот-ин-к-а сп-ин-ка | пер-чинк-а |
Найдите ошибки учащегося и объясните их.
4. Даны фразеологизмы на иностранных языках с одним значением:
to fly off the handle («сорваться с ручки», англ.);
perder los estribos («потерять стремена», исп.);
sortir de ses gonds («сорваться с петель», фр.);
aus der Haut fahren («выехать из кожи», нем.).
-Сформулируйте значение всех этих фразеологизмов.
-Укажите, по скольким образным схемам составлены эти фразеологизмы. Сформулируйте эти схемы.
-Напишите русские фразеологизмы с этим же значением. Верно ли утверждать, что образы приведённых выше и найденных вами фразеологизмов тождественны?
5. Известно, что основным принципом русской орфографии принято считать морфологический (морфематический). Он заключается в том, что каждая морфема пишется по возможности одинаково, несмотря на то что её произношение в разных позиционных условиях может быть разным.
Как регулируется выбор буквы в орфограмме при написании морфемы в соответствии с морфологическим принципом? Из перечисленных ниже слов выберите те, которые содержат орфограммы, где морфологический принцип не соблюдается. Объясните, какие иные принципы орфографии реализуются в каждом из выбранных вами слов.
свод разгул голова снимал | вокзал жадный грохот |
6. Дано предложение: Сидящие, сидящие с курящими, – курящие.
Возможно ли точно ответить на вопрос, сколько в этом предложении знаменательных слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.
7. В предложениях на месте пропусков поставьте, где нужно, запятые. Объясните свой выбор.
1) Отец сказал нам, что под рыхлым снегом ещё тепло_ и _ если повезёт, то там можно найти поздние лесные ягоды.
2) Слышался ли в открытые окна перезвон монастырских колоколов _ или кашлял кто-нибудь в передней, всем невольно приходило на ум, что Максим Ильич серьёзно болен.
3) Старый канцелярский служака хорошо знал, как пишутся эти отчёты_ и кто их пишет_ и как именно в этих отчётах маскируется неприглядная правда.
4) Мне заехать за ответом на следующей неделе _ или вам удобнее прислать материалы по электронной почте?
5) Нас известили о том, что транспорт прибудет, но не сообщили_ когда.
8. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.
Пример: Кекс Али (ответ: лексика).
Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: Фата фрика.
9. Прочитайте отрывок из произведения Г.Р. Державина.
Алмазна сыплется гора
С высот четыремя скалами,
Жемчугу бездна и сребра
Кипит внизу, бьет вверх буграми;
От брызгов синий холм стоит,
Далече рев в лесу гремит.
Укажите все явления в тексте, которые выходят за пределы современных морфологических норм, как они представлены в школьном курсе русского языка. Объясните, в чём заключается несоответствие отмеченных вами языковых явлений данным морфологическим нормам; выскажите предположение о причинах употребления этих грамматических форм в тексте.
10. Определите по контексту значение выделенного слова. Напишите его начальную форму.
1) Бѣ же Изяславъ мужь взоромъ красенъ, тѣломъ великомь, незлобивъ нравомь, кривды ненавидя, любя правду, клюкъ же в немь не бѣ, ни льсти, но простъ умомъ. [Повесть временных лет. Ипатьевская летопись]
2) На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребіи о дѣвицю себѣ любу. Тъи клюками подпръ ся о кони и скочи къ граду Кыеву, и дотчеся стружіемъ злата стола Кіевьскаго. [«Слово о полку Игореве…»]
3) И старецъ пошелъ промеж нищих теснитца, и нищие старцу пути не дадут, и почели старца клюками бить. [Повесть о Бове Королевиче. XVII в.]