СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание для учащихся 11 класса "Сопоставительный анализ текстов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание можно использовать при попдготовке к ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Задание для учащихся 11 класса "Сопоставительный анализ текстов"»

П А М Я Т К А

1.Найти тему, объединяющую тексты.

2.Выразить основную мысль текстов.

3.Прокомментировать проблему, выдвинутую авторами, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов.

4.Выразить свое отношение к основной мысли текстов.

5.Определить стиль и тип данных текстов.

6.Отметить ключевые слова.

7. Подчеркнуть предложения, которые можно использовать как эпиграф к данным текстам или подобрать свой эпиграф.

8.Указать языковые средства и определить их роль в раскрытии идеи.

Текст № 1

Сравните два текста, пользуясь памяткой:

1)Человек радуется, когда он взрослеет. 2)Счастлив, что расстается с детством. 3)Как же! 4)Он самостоятельный, большой, мужественный! 5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьезной. 6)Но потом…7)Потом становится грустно.

8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает все дальше и дальше от берега своего единственного детства.

9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. 10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, и там возникла какая-то контора. 11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.

12)В сердце все больше пустот - как бы оно совсем не стало пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звезды!

13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. 14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.

15)Без детства холодно на душе.

16)Мне кажется, в моем детстве все было лучше. 17)Носились над головой стрижи – стремительные птицы, чей полет похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду…

18)Расцветало море одуванчиков. 19)Расстроился из-за чего-то, огорчился – выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь еще вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом, своим волшебством сотрут все в голове…

20)В моем детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то, что сейчас – всякая мелкота!

21)Мне кажется, все было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. 22)Кому дано волшебное право сравнивать детства? 22)Какой счастливый смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? 23)Нет таких. 24)Мое детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. 25)Но жаль прогонять заблуждение. 26)Оно мне нравится и кажется важным…

27)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. 28)У каждого детства свои глаза. 29)Но как бы сделать так, чтобы несмотря на трудности, мир остался по-детски ненаглядным?

29)Как бы сделать? 30)Неужели нет ответа?



Текст № 2

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, все не хватало времени бывать там чаще, я его все оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7) Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с еще нежной скорлупой, с еще не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я все чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!