Просмотр содержимого документа
«Заголовки в Орловских СМИ»
Заголовки в Орловских СМИ
Тема исследования актуальна , так как большое внимание сейчас журналисты уделяют искусству газетного заголовка как средству привлечения читателя к тексту публикации. И нам, читателям, важно, научиться видеть по заголовкам действительно интересные статьи, а не рекламные уловки
Это средство организации внимания, воздействия и внушения. Заголовок привлекает, подготавливает восприятие, раскладывает «рекламные приманки».
Заголовки свидетельствуют:
• о материале, для которого изобретены;
• об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом;
• об издании и его читателях, с их предпочтениями.
- определить функции заголовка в СМИ.
Чтобы достичь намеченной цели, необходимо решить несколько задач:
- проанализировать путем выборки заголовки газеты «Орловская Правда»;
- определить их типы;
- провести анкетирование
- газета «Орловская Правда».
Объект – типы заголовков и их функции.
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- метод сплошной выборки;
- анкетирование
Гипотеза
1) в Орловских СМИ представлены большинство видов заголовков;
2) Заголовки в «Орловской Правде» выполняют
все функции, которые должны быть в написании статьи.
- «Заголовок — слово главное», можно убедиться, что действительно именно с заголовка и начинается знакомство с текстом, что именно он венчает текст.
- Встретились такие формулировки: «Заголовок — сигнал читателю», «В заголовке — суть статьи», «Заголовок — наживка для читателя» и т.д.
Например, вместо заголовка «Вкладчики не могут забрать деньги из банка», сухо сообщающем о проблеме, возникшей в отношениях инвесторов и банка, можно дать заголовок: «Вкладоискатели», или «Вкладбище МЕНАТЕПа», «Сбербайки из склепа» и т.д.
1. «Простой» заголовок
«Игрушка – это серьезно» («Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться о роли и значении детской игрушки?») Орловская Правда № 58 от 10 апреля 2014 года. С. 6.
2. «Усложненный» заголовок
Заголовок такого типа венчает, например, текст о работе Городского Совета: «Национальные проекты. Орловский подход».
Посмотрим, как этот комплекс развернут в публикации газеты «Орловская Правда» в разделе «Экономика». Основной заголовок называется «Как перевести экономику на инновационные рельсы?». Вслед за ним идет первый (наиболее важный) подзаголовок: «Дефицит взрывной продукции».
Затем в этой же статье отмечаются еще заголовки: «Самый ценный архив»; «Золотой фонд России»
- 1) «интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Комсомольская правда», № 82, 2006 г.);
- 2) «страшные» — «Учитель — убийца» («Комсомольская правда», № 83, 2006 г.);
- 3) «сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экспресс», № 51, 2006 г.);
- 4) «скандальные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 2006 г.);
Такой заголовок — не что иное, как кратчайшая форма суммирующего лида. «Хедлайн» (headline) — головная строка, сообщает о самом главном: «На льготные лекарства деньги выделены»
В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст. Например: «Двадцать дней осталось до открытия выставки…»
- «Ожидали свистка, дождались поражения»
- Игровое резюме: Орлы в «Орленке».
- Сегодня чаще употребляют не собственно пословицы, а их обыгрывание; например: «На всякого должника найдется прокурор»
- Резюме — парадокс. Среди всех возможных заголовков-резюме, «парадокс» звучит особенно сильно, сенсационно: «Теплый март поторопил газификацию»
- Многозначительность и недосказанность заголовка привлекает читателя как всякая интрига. Такой заголовок чуть приоткрывает завесу над фактом, заинтересовывая и побуждая читать дальше: «Декан вызывает. Видно скучает…»
- Подчас в заголовках используют намек на сенсацию: «Школьников в России становится меньше»; «Детей нельзя перегружать»
- А вот текст заметки: «Один директор на педагогической встрече с трибуны сказал: Школа начинается с туалета».
- В «Орловской Правде» найдены следующие заголовки- «ужастики»: «Весенний отстрел»; «Дефицит взрывной продукции»; «И двор превратился в плацдарм»; «Мосты хоронят с цветами и музыкой»; «Я на дачу еду плача…».
- Они сразу указывают на основную новость. Главное тут — в погоне за категоричностью утверждения не исказить масштаб и степень завершенности, достижения какого-то итога. К примеру, заголовки «кричат»:
- «Министерство разделить, Зурабова уволить»; «Умерили «портфельный» пыл коммунистов».
- «Говорят. где тонко. там и рвётся. У нас трещит давно и громко. Ешё немного — и процесс подойдёт к известному печальному финалу... Прежде мы как заклинание повторяли абсолютно верный лозунг про науку, являющуюся двигателем прогресса. Но пойти дальше лозунга не очень-то получилось… Мы отстаем практически по всем направлениям. Нет, конечно. Отдельным производствам, в основном действуюшим в рамках отечественных наукоградов, есть чем похвастать. Но, к сожалению, они не делают погоды»
- Номинативная (назывная, сигнальная) функция.
«Официальный вестник» (Законы); «Русская Пасха»; «Праздник «Росинки» (праздники); «Орел: вчера, сегодня, завтра» (развитие города»
- «Рабочая поездка губернатора», «Мост своими силами», «Вокруг юга», «Прокуратура проверила ГИБДД»; «Менеджеры туризма соберутся в Орле»; «Объектив машины времени»; «Контролеры прошли по магазинам»; «Грозная защита от злаков и сорняков»; «На островном положении»; «Не последняя миля»; «Экономика по –марахински»; «Дороги, которые мы выбираем»; «Нестареющая «юность»; «Заначка в дупле»
- Эта функция заглавия осуществляется, как правило, графическими средствами. Например, идет заголовок «на островном положении» в центре статьи, в верхнем левом углу расположен Лид, рядом фотография с подписью «Страсти по ТЮЗу». Заголовок выгодно отличается размером от остального контекста.
- Заголовок — это главный тезис любого материала. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции.
- Создание заголовков подчиняется ряду правил, о которых следует помнить.
- Анненков А.К. «Сюрпризы» газетного заголовка // Журналист, 1995, № 11.
- Гордей Е. Призвание такое – заглавный редактор // Журналист, 2002, № 3.
- «Если для понимания заголовка нужно прочесть статью, это не заголовок». Советы американских коллег // Журналист, 1999, № 7-8.
- Орловская Правда № 57 от 7 апреля 2007 года.
- Сафонов А. Стилистика газетных заголовков // Стилистика газетных жанров. Под ред. Д. Розенталя. - М., 1981.