СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заголовки в Орловских СМИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте рассматривается искусство газетного заголовка в качестве средства привлечения читателя к газетной публикации. Данную презентацию можно использовать во время подготовки к проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Заголовки в Орловских СМИ»

Заголовки в Орловских СМИ

Заголовки в Орловских СМИ

 Тема исследования актуальна , так как большое внимание сейчас журналисты уделяют искусству газетного заголовка как средству привлечения читателя к тексту публикации. И нам, читателям, важно, научиться видеть по заголовкам действительно интересные статьи, а не рекламные уловки

Тема исследования актуальна , так как большое внимание сейчас журналисты уделяют искусству газетного заголовка как средству привлечения читателя к тексту публикации. И нам, читателям, важно, научиться видеть по заголовкам действительно интересные статьи, а не рекламные уловки

 Это средство организации внимания, воздействия и внушения. Заголовок привлекает, подготавливает восприятие, раскладывает «рекламные приманки».  Заголовки свидетельствуют: • о материале, для которого изобретены; • об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом; • об издании и его читателях, с их предпочтениями.

Это средство организации внимания, воздействия и внушения. Заголовок привлекает, подготавливает восприятие, раскладывает «рекламные приманки».

Заголовки свидетельствуют:

• о материале, для которого изобретены;

• об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом;

• об издании и его читателях, с их предпочтениями.

определить функции заголовка в СМИ.   Чтобы достичь намеченной цели, необходимо решить несколько задач: - проанализировать путем выборки заголовки газеты «Орловская Правда»; определить их типы; провести анкетирование
  • определить функции заголовка в СМИ.

Чтобы достичь намеченной цели, необходимо решить несколько задач:

- проанализировать путем выборки заголовки газеты «Орловская Правда»;

  • определить их типы;
  • провести анкетирование
газета «Орловская Правда».  Объект – типы заголовков и их функции.
  • газета «Орловская Правда».

Объект – типы заголовков и их функции.

- анализ научной литературы по проблеме исследования; - метод сплошной выборки; сравнительный анализ; - анкетирование Гипотеза 1) в Орловских СМИ представлены большинство видов заголовков; 2) Заголовки в «Орловской Правде» выполняют все функции, которые должны быть в написании статьи.

- анализ научной литературы по проблеме исследования;

- метод сплошной выборки;

  • сравнительный анализ;

- анкетирование

Гипотеза

1) в Орловских СМИ представлены большинство видов заголовков;

2) Заголовки в «Орловской Правде» выполняют

все функции, которые должны быть в написании статьи.

«Заголовок — слово главное», можно убедиться, что действительно именно с заголовка и начинается знакомство с текстом, что именно он венчает текст. Встретились такие формулировки: «Заголовок — сигнал читателю», «В заголовке — суть статьи», «Заголовок — наживка для читателя» и т.д.
  • «Заголовок — слово главное», можно убедиться, что действительно именно с заголовка и начинается знакомство с текстом, что именно он венчает текст.
  • Встретились такие формулировки: «Заголовок — сигнал читателю», «В заголовке — суть статьи», «Заголовок — наживка для читателя» и т.д.
 Например, вместо заголовка «Вкладчики не могут забрать деньги из банка», сухо сообщающем о проблеме, возникшей в отношениях инвесторов и банка, можно дать заголовок: «Вкладоискатели», или «Вкладбище МЕНАТЕПа», «Сбербайки из склепа» и т.д.

Например, вместо заголовка «Вкладчики не могут забрать деньги из банка», сухо сообщающем о проблеме, возникшей в отношениях инвесторов и банка, можно дать заголовок: «Вкладоискатели», или «Вкладбище МЕНАТЕПа», «Сбербайки из склепа» и т.д.

 1. «Простой» заголовок  «Игрушка – это серьезно» («Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться о роли и значении детской игрушки?») Орловская Правда № 58 от 10 апреля 2014 года. С. 6.  2. «Усложненный» заголовок  Заголовок такого типа венчает, например, текст о работе Городского Совета: «Национальные проекты. Орловский подход».

1. «Простой» заголовок

«Игрушка – это серьезно» («Приходилось ли вам когда-нибудь задумываться о роли и значении детской игрушки?») Орловская Правда № 58 от 10 апреля 2014 года. С. 6.

2. «Усложненный» заголовок

Заголовок такого типа венчает, например, текст о работе Городского Совета: «Национальные проекты. Орловский подход».

 Посмотрим, как этот комплекс развернут в публикации газеты «Орловская Правда» в разделе «Экономика». Основной заголовок называется «Как перевести экономику на инновационные рельсы?». Вслед за ним идет первый (наиболее важный) подзаголовок: «Дефицит взрывной продукции».  Затем в этой же статье отмечаются еще заголовки: «Самый ценный архив»; «Золотой фонд России»

Посмотрим, как этот комплекс развернут в публикации газеты «Орловская Правда» в разделе «Экономика». Основной заголовок называется «Как перевести экономику на инновационные рельсы?». Вслед за ним идет первый (наиболее важный) подзаголовок: «Дефицит взрывной продукции».

Затем в этой же статье отмечаются еще заголовки: «Самый ценный архив»; «Золотой фонд России»

1) «интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Комсомольская правда», № 82, 2006 г.); 2) «страшные» — «Учитель — убийца» («Комсомольская правда», № 83, 2006 г.); 3) «сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экспресс», № 51, 2006 г.); 4) «скандальные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 2006 г.);
  • 1) «интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Комсомольская правда», № 82, 2006 г.);
  • 2) «страшные» — «Учитель — убийца» («Комсомольская правда», № 83, 2006 г.);
  • 3) «сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экспресс», № 51, 2006 г.);
  • 4) «скандальные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 2006 г.);
 Такой заголовок — не что иное, как кратчайшая форма суммирующего лида. «Хедлайн» (headline) — головная строка, сообщает о самом главном: «На льготные лекарства деньги выделены»

Такой заголовок — не что иное, как кратчайшая форма суммирующего лида. «Хедлайн» (headline) — головная строка, сообщает о самом главном: «На льготные лекарства деньги выделены»

 В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст. Например: «Двадцать дней осталось до открытия выставки…»

В качестве заголовка выступает самое начало материала, переходящее в текст. Например: «Двадцать дней осталось до открытия выставки…»

«Ожидали свистка, дождались поражения» Игровое резюме: Орлы в «Орленке». Сегодня чаще употребляют не собственно пословицы, а их обыгрывание; например: «На всякого должника найдется прокурор» Резюме — парадокс. Среди всех возможных заголовков-резюме, «парадокс» звучит особенно сильно, сенсационно: «Теплый март поторопил газификацию»
  • «Ожидали свистка, дождались поражения»
  • Игровое резюме: Орлы в «Орленке».
  • Сегодня чаще употребляют не собственно пословицы, а их обыгрывание; например: «На всякого должника найдется прокурор»
  • Резюме — парадокс. Среди всех возможных заголовков-резюме, «парадокс» звучит особенно сильно, сенсационно: «Теплый март поторопил газификацию»
Многозначительность и недосказанность заголовка привлекает читателя как всякая интрига. Такой заголовок чуть приоткрывает завесу над фактом, заинтересовывая и побуждая читать дальше: «Декан вызывает. Видно скучает…»
  • Многозначительность и недосказанность заголовка привлекает читателя как всякая интрига. Такой заголовок чуть приоткрывает завесу над фактом, заинтересовывая и побуждая читать дальше: «Декан вызывает. Видно скучает…»
Подчас в заголовках используют намек на сенсацию: «Школьников в России становится меньше»; «Детей нельзя перегружать» А вот текст заметки: «Один директор на педагогической встрече с трибуны сказал: Школа начинается с туалета».
  • Подчас в заголовках используют намек на сенсацию: «Школьников в России становится меньше»; «Детей нельзя перегружать»
  • А вот текст заметки: «Один директор на педагогической встрече с трибуны сказал: Школа начинается с туалета».
В «Орловской Правде» найдены следующие заголовки- «ужастики»: «Весенний отстрел»; «Дефицит взрывной продукции»; «И двор превратился в плацдарм»; «Мосты хоронят с цветами и музыкой»; «Я на дачу еду плача…».
  • В «Орловской Правде» найдены следующие заголовки- «ужастики»: «Весенний отстрел»; «Дефицит взрывной продукции»; «И двор превратился в плацдарм»; «Мосты хоронят с цветами и музыкой»; «Я на дачу еду плача…».
Они сразу указывают на основную новость. Главное тут — в погоне за категоричностью утверждения не исказить масштаб и степень завершенности, достижения какого-то итога. К примеру, заголовки «кричат»: «Министерство разделить, Зурабова уволить»; «Умерили «портфельный» пыл коммунистов».
  • Они сразу указывают на основную новость. Главное тут — в погоне за категоричностью утверждения не исказить масштаб и степень завершенности, достижения какого-то итога. К примеру, заголовки «кричат»:
  • «Министерство разделить, Зурабова уволить»; «Умерили «портфельный» пыл коммунистов».
 «Говорят. где тонко. там и рвётся. У нас трещит давно и громко. Ешё немного — и процесс подойдёт к известному печальному финалу... Прежде мы как заклинание повторяли абсолютно верный лозунг про науку, являющуюся двигателем прогресса. Но пойти дальше лозунга не очень-то получилось… Мы отстаем практически по всем направлениям. Нет, конечно. Отдельным производствам, в основном действуюшим в рамках отечественных наукоградов, есть чем похвастать. Но, к сожалению, они не делают погоды»
  • «Говорят. где тонко. там и рвётся. У нас трещит давно и громко. Ешё немного — и процесс подойдёт к известному печальному финалу... Прежде мы как заклинание повторяли абсолютно верный лозунг про науку, являющуюся двигателем прогресса. Но пойти дальше лозунга не очень-то получилось… Мы отстаем практически по всем направлениям. Нет, конечно. Отдельным производствам, в основном действуюшим в рамках отечественных наукоградов, есть чем похвастать. Но, к сожалению, они не делают погоды»
Номинативная (назывная, сигнальная) функция.  «Официальный вестник» (Законы); «Русская Пасха»; «Праздник «Росинки» (праздники); «Орел: вчера, сегодня, завтра» (развитие города»
  • Номинативная (назывная, сигнальная) функция.

«Официальный вестник» (Законы); «Русская Пасха»; «Праздник «Росинки» (праздники); «Орел: вчера, сегодня, завтра» (развитие города»

«Рабочая поездка губернатора», «Мост своими силами», «Вокруг юга», «Прокуратура проверила ГИБДД»; «Менеджеры туризма соберутся в Орле»; «Объектив машины времени»; «Контролеры прошли по магазинам»; «Грозная защита от злаков и сорняков»; «На островном положении»; «Не последняя миля»; «Экономика по –марахински»; «Дороги, которые мы выбираем»; «Нестареющая «юность»; «Заначка в дупле»
  • «Рабочая поездка губернатора», «Мост своими силами», «Вокруг юга», «Прокуратура проверила ГИБДД»; «Менеджеры туризма соберутся в Орле»; «Объектив машины времени»; «Контролеры прошли по магазинам»; «Грозная защита от злаков и сорняков»; «На островном положении»; «Не последняя миля»; «Экономика по –марахински»; «Дороги, которые мы выбираем»; «Нестареющая «юность»; «Заначка в дупле»
Эта функция заглавия осуществляется, как правило, графическими средствами. Например, идет заголовок «на островном положении» в центре статьи, в верхнем левом углу расположен Лид, рядом фотография с подписью «Страсти по ТЮЗу». Заголовок выгодно отличается размером от остального контекста.
  • Эта функция заглавия осуществляется, как правило, графическими средствами. Например, идет заголовок «на островном положении» в центре статьи, в верхнем левом углу расположен Лид, рядом фотография с подписью «Страсти по ТЮЗу». Заголовок выгодно отличается размером от остального контекста.
Заголовок — это главный тезис любого материала. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции. Создание заголовков подчиняется ряду правил, о которых следует помнить.
  • Заголовок — это главный тезис любого материала. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции.
  • Создание заголовков подчиняется ряду правил, о которых следует помнить.
Анненков А.К. «Сюрпризы» газетного заголовка // Журналист, 1995, № 11. Гордей Е. Призвание такое – заглавный редактор // Журналист, 2002, № 3. «Если для понимания заголовка нужно прочесть статью, это не заголовок». Советы американских коллег // Журналист, 1999, № 7-8. Орловская Правда № 57 от 7 апреля 2007 года. Сафонов А. Стилистика газетных заголовков // Стилистика газетных жанров. Под ред. Д. Розенталя. - М., 1981.
  • Анненков А.К. «Сюрпризы» газетного заголовка // Журналист, 1995, № 11.
  • Гордей Е. Призвание такое – заглавный редактор // Журналист, 2002, № 3.
  • «Если для понимания заголовка нужно прочесть статью, это не заголовок». Советы американских коллег // Журналист, 1999, № 7-8.
  • Орловская Правда № 57 от 7 апреля 2007 года.
  • Сафонов А. Стилистика газетных заголовков // Стилистика газетных жанров. Под ред. Д. Розенталя. - М., 1981.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!