СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Специальное образование в России 4
2. Специальное образование в Свердловской области 6
Заключение 9
Список использованных источников 10
Введение
Во все исторические периоды развитие национальных систем специального образования связано с социально-экономическим устройством государства, ценностными ориентациями общества и страны, политикой страны в отношении детей с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования в общем, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, педагогики и психологии, историко-педагогическим процессом в мире. В отечественной дефектологии до сих пор изучалась история только отдельных направлений специального образования и при этом рассматривалась история формирования научных взглядов на формы аномального развития детей и способы их психолого-педагогической коррекции (А. Н. Граборов, А. Г. Басова, Х. С. Замский, А. И. Дьячков, А. И. Скребицкий, В. П. Кащенко, В. А. Феоктистова и др.).
История развития и становления отечественной системы специальных образовательных учреждений довольно своеобразна и коротка. Она возникла в дореволюционный период, становление происходило в период крупных социальных проблем, а окончательное оформление происходит в советский период. Получается, что история государственной системы специального образования насчитывает немногим более полувека.
Была организована система дошкольного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование всех специальных школ, за исключением вспомогательных (для умственно отсталых детей), давали выпускникам цензовое образование, которое сопоставимо с определенным уровнем общего образования. Это дало возможность детям поступить в средние специальные учебные заведения и вузы.
1. Специальное образование в России
Как самостоятельное направление педагогической практики и науки специальное образование довольно молодо, ему менее двухсот лет. Отсчет ведется от момента появления первых специальных классов для детей с сенсорными нарушениями в Европе в конце 18 века. История специального образования ведет отсчет не с первых попыток обучения незрячего или глухонемого ребенка, не с создания первых концепций специального обучения, а с момента общественной реакции на людей с тяжелыми интеллектуальными и физическими отклонениями в здоровье. В системе специального образования за последнее время произошли определенные перемены к лучшему. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, которые определяют основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулируют основы государственной политики применительно к ним.
Но впереди еще много работы по применению их на практике, совершенствованию и развитию системы специального образования.
На сегодняшний день 1,6 млн детей, которые проживают на территории РФ относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и им необходимо специальное коррекционное образование, которое соответствовало бы их особым образовательным потребностям.
Из них 352,9 тысяч детей посещают учреждения и группы дошкольного образования компенсирующего вида. Причем 63,6 % этих ребят находятся в постоянном общении с детьми в дошкольных учреждениях, которые не имеют отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями школьного возраста 277,7 тысяч человек обучаются в 1943 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с ЗПР и умственно отсталых; 203 тысячи человек – в специальных (коррекционных) и 2,5 тысяч человек – в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 2,5 тысячи детей, которые нуждаются в длительном лечении, – в 145 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа; 34 тысячи человек – в школах и на дому находятся на индивидуальном обучении.
Всего интегрированы в общеобразовательную среду 38 % детей с отклонениями в развитии.
Молодежь и подростки с особыми образовательными потребностями имеют пока ограниченные возможности для продолжения обучения в учреждениях профессионального
образования или их структурных подразделениях как специальных, так и в форме интегрированного обучения (города Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Владивосток, Волгоград, Екатеринбург, Красноярск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Пятигорск, Тула, Ульяновск, Челябинск и др.). Правительством РФ в последние годы утверждены типовые положения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для воспитанников и обучающихся с отклонениями в развитии, об оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, которые нуждаются в длительном лечении, об образовательном учреждении для детей, которые нуждаются в медико-социальной и психолого-педагогической помощи; порядок обучения и воспитания детей -инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому; другие нормативно-правовые акты, которые соответствуют международным нормам.
2. Специальное образование в Свердловской области
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, которые имеют психические и физические недостатки, препятствующие освоению образовательных программ для получения образования без создания специальных условий. К числу детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, нарушениями восприятия, детей с задержкой психического развития, умственно отсталых детей, сложными недостатками в развитии, детей с выраженными расстройствами эмоционально - волевой сферы.
В систему специального образования входя учреждения дошкольного, общего и профессионального образования, в которых для лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования.
В Свердловской области проживают 975682 ребенка, из них 19515 относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 2% от общего числа.
Анализ количественного состава учащихся с нарушениями в развитии говорит о том, что большая часть из них распределяется по следующим категориям: дети с задержкой психического развития – 28,7 % (процент от общего количества детей с нарушениями в развитии); умственно отсталые – 25,3 %; дети с нарушениями речи – 24,7 %; остальные категории детей с отклонениями в развитии (нарушения зрения, слуха, опорно- двигательного аппарата) – 21,3 %.
Структура первичной детской инвалидности представлена следующими нарушениями: первое место - врожденные пороки развития, второе место - психические расстройства, поведения и нарушения эмоционально-волевой сферы, третье место – заболевания центральной и периферической нервной системы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с законодательством РФ имеют право получать образование в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного и компенсирующего типа, в специальных общеобразовательных учреждениях разных видов, совместно со здоровыми детьми в общеобразовательных учреждениях.
В Свердловской области функционируют 83 дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида, которые посещают 5889 детей, и 271 дошкольное учреждение комбинированного вида, которые посещают 35087 детей (на 1 января 2005).
Сравнительный анализ данных по численности обучающихся с нарушениями в развитии и формам получения образования показывает, что увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в образовательных учреждениях общего назначения. Данную ситуацию можно объяснить действием закона РФ «Об образовании», в котором закреплено право выбора родителями или законными представителями формы обучения детей и образовательного учреждения.
Так, в систему образования общего назначения включены 11179 детей с ограниченными возможностями здоровья. В системе образования общего назначения получают образование на 1266 учащихся больше, чем в специальных общеобразовательных учреждениях.
Получив основное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность поступать на обучение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, только если обучение не противопоказано по заключению медико-социальной экспертизы.
Возросло число лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в учреждениях начального профессионального образования. Так, для обучающихся с нарушениями в развитии созданы специальные группы в 21 учреждении начального профессионального образования Свердловской области. Количество выпускников специальных общеобразовательных учреждений, которые поступили на обучение в учреждения начального профессионального образования, возросло с 2004года на 15,2%. В системе высшего профессионального образования Свердловской области обучаются более 1000 студентов-инвалидов.
Отмечается позитивная тенденция увеличения числа поступивших на обучение в вузы студентов, которые имеют группу инвалидности или категорию «ребенок - инвалид». Рост численности инвалидов, которые получают начальное и высшее профессиональное образование, конечно же, позитивная тенденция, поскольку получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из эффективных механизмов повышения их социального статуса и защищенности. Учитывая тот факт, что в 13 негосударственных и 18 государственных учреждениях высшего профессионального образования Свердловской области по состоянию на 1 января 2005года обучались 170 тысяч студентов, процент обучающихся, которые имеют инвалидность, составлял около 0,6%. По количеству зачисленных в 2005году абитуриентов- инвалидов лидируют УГТУ-УПИ, УрГУ, УрГПУ.
Для организации качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается региональная нормативно-правовая база функционирования системы специального образования. В Свердловской области разработан и действует ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Указ губернатора Свердловской области «Об утверждении регионального плана мероприятий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Свердловской области на 2010-2015 г.» (от 07 сентября 2010 г. № 787-УГ). Рассмотрим, что планировалось сделать, в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья:
- Одним из целевых индикаторов и показателей областной целевой программы выделяется «Увеличение доли образовательных учреждений, в которых, обеспечены возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения».
- Согласно разделу 4. «Изменение школьной инфраструктуры», было запланировано внедрение технологий дистанционного образования.
- Подраздел 2. «Создание условий для сохранения, укрепления здоровья обучающихся и развитие физической культуры» раздела 5. «Сохранение и укрепление здоровья школьников», включает задачу - обеспечение условий для занятия физической культурой и спортом обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ от 14.09.2012 г. № 02-01-95 «Об индивидуальной карте учета динамики развития ребенка».
Данный приказ был создан для использования в работе при организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включает рекомендации по структуре и содержанию индивидуальной карты учета динамики развития ребенка. Данная карта заводится образовательной организацией на каждого обучающегося, прошедшего обследование на ПМПК и ведется до момента повторного посещения комиссии.
Следующий документ, определяющий условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - Государственная программа «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года» утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1262-ПП, включает восемь подпрограмм.
Одной из задач второй подпрограммы: «Развитие системы общего образования в Свердловской области» является, предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья специального (коррекционного) образования в образовательных организациях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Целевой показатель данной задачи: «Доля детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, охваченных образовательными программами, адаптированными для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающими коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
Приказ от 13.02.2014 г. № 02-01-82/935 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) и выдаче свидетельств об обучении».
Согласно этому документу, образовательная организация, имеющая лицензию и государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам основного общего и (или) среднего общего образования, осуществляющая образовательную деятельность по образовательной программе и (или) адаптированной образовательной программе, имеет право приобретать и выдавать свидетельства об обучении государственного образца.
Приказ от 23.01.2015 г. № 40-д «Об утверждении плана мероприятий по организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Свердловской области на 2015 год». Один из пунктов плана: проведение совещания с Главами муниципальных образований в режиме видеоконференции по вопросу «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Таким образом, можно констатировать, что нормативно-правовая база Министерства общего и профессионального образования Свердловской области определяет и закрепляет условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья – от изменения школьной инфраструктуры до получения свидетельства об обучении.
Важную роль в решении вопросов, касающихся выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, играют психолого-медико-педагогические комиссии.
В 2006 года на территории Свердловской области психолого-медико-педагогические комиссии (далее комиссии) были созданы как структурные подразделения государственных образовательных учреждений. Были изданы следующие приказы МО Свердловской области по комиссиям:
От 18.09.2007 г. № 937 – ПП «Об утверждении Правил приема детей в областные государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении».
От 07.04.2008 г. № 11-д «Об организации приема детей в государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения и образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Свердловской области».
От 30.10.2009 г № 39-д, «Об организации приема детей в областные государственные специальные (коррекционные) образовательные учреждения, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, Свердловской области».
От 12.08.2010 г. № 285-И «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области».
От 25.01.2011 г. № 19-И «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области в 2011 году».
От 17.01.2012 г. № 17-И «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области в 2012 году».
От 28.12.2012 г. № 847-И «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области в 2013 году».
От 14.01.2013 г. № 02-01-81/87 «О деятельности центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области».
От 10.02.2014 г. № 91-И «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области».
Деятельность комиссий была направлена на решение проблем, связанных своевременным выявлением, образованием, социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, психологического развития, интеллекта) с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и условий местного социума.
С 2010 по 2013 год, целью создания комиссий является выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания,
С 2014 года формулировка дополнена - выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Рассмотрим три направления деятельности комиссий, касающиеся детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.Формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья с соблюдением требований Федерального закона «О персональных данных», в данной формулировке можно прочитать в положениях о комиссиях до 2008 года, в 2011 и 2014 годах. В остальных положениях, формулировка «дети с ограниченными возможностями здоровья» заменена на «дети с особыми образовательными потребностями».
2. Создание информационной базы данных об учреждениях, которые могут быть рекомендованы родителям (законным представителям) в случаях возникновения трудностей диагностики, неэффективности коррекционно-развивающей помощи ребенку.
С 2010 по 2013 год, данное направление прописано, как: Создание информационной базы данных об образовательных учреждениях различных типов и видов, реализующих программы для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, об учреждениях социальной защиты населения, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, осуществляющих сопровождение детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
В положении от 2014 года вышеназванное направление деятельности комиссий отсутствует.
3.Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
Данное направление деятельности включено в положение о комиссиях с 2009 года. В 2014 году изменено: Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
В положении о комиссиях 2014 года, в разделе «Организация деятельности комиссий», впервые закрепляются права детей с ограниченными возможностями здоровья на обследование: П.16. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативные документы, регламентирующие деятельность комиссий, постоянно дополняются и уточняются, с целью закрепления прав, на создание специальных условий получения образования, детей с ограниченными возможностями здоровья.
В частности, утверждены Примерные учебные планы для детей с задержкой психического развития (Приказ МОПО от 03.06.2003 № 552-И), нарушениями слуха (Приказ МОПО от 22.03.2002 № 147-И), нарушениями опорно-двигательного аппарата (Приказ МОПО от 29.05.2003 № 528-И), легкой и тяжелой степенью умственной отсталости (Приказы МОПО от 11.03.2002 № 99-И и от 11.08.2000г. № 47-д). Разработана нормативно- правовая база деятельности психолого-медико- педагогических консультаций, в частности, направлено для использования Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии (Письмо МОПО от 22.03.2002 № 05-05- 792). Утверждено Примерное положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (Письмо МОПО от 29.11.2002 № 171).
Заключение
Таким образом, сравнительный анализ количественных данных позволяет сделать следующие выводы, отражающие современное состояние системы специального образования в Свердловской области:
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья составляет 2% в структуре популяции детского населения Свердловской области.
Достаточно развита сеть специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Свердловской области, которая представлена 8 видами образовательных учреждений. На сегодняшний день имеется 74 специальных (коррекционных) учреждения для детей с нарушениями в развитии, численность которых достаточна для данного количества детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование в различных формах: в образовательных учреждениях общего назначения (в специальных (коррекционных) классах либо в общем потоке обучающихся), в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях, в форме индивидуального обучения на дому. В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях Свердловской области обучаются 9913 ребенка с нарушениями в развитии, в специальных (коррекционных) классах – 6509 человек, в общем потоке обучающихся – 4670, в форме индивидуального обучения на дому – 2685 человек.
Таким образом, преобладающее количество детей с ограниченными возможностями здоровья получают образование в интегрированной образовательной среде. Можно сделать вывод, что в системе образования Свердловской области реализуется одного из приоритетных направлений образовательной политики РФ – обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, которые были заложены в Концепции модернизации образования Росси на период до 2010 года.
Список использованных источников
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена Президентом РФ 29 декабря 2001г. № 1756-Р).
Концепция реформирования системы специального образования от 09.02.1999 № 3/1 // Основы управления специальным образованием. – М., 2001. – с. 40-47.
Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1998.
Коркунов В.В. Понятие «система специального образования»: теоретические и практические аспекты // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов. Вып. 3. – Екатеринбург, 1998.
Малофеев Н.Н. Интегрированное обучение: ситуация России XXI века // Специальное образование. – 2005. - № 5. – с. 8-13.
Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России // Дефектология. – 2004. - № 6. – с. 63-68.
Мероприятия по развитию образования в Свердловской области на 2004 – 2007 годы.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области: состояние, проблемы, пути развития (информационная справка). Приложение к решению коллегии Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2005. № 11/2 «Об опыте развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образованиях Артинский район, Нижний Тагил».
Основные положения государственного доклада «О положении детей в Свердловской области» по итогам 2004 г. // Областная газета. – № 327-328 от 20 октября 2005 г. – с.9-12.
Письмо МО РФ от 16.04.2001 г. № 29/1524-6 «Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)» // Директор школы. – 2004. - № 7. – с. 89-93.
Проект Закона РФ «О специальном образовании» // Дефектология. – 1995. - № 1. – с. 3-15.
Резолюция конференции «Ребенок с инвалидностью в общеобразовательном учреждении: опыт, перспективы» // www.minobraz.ru.
Специальное (коррекционное) образование (статистическая информация) // www.minobraz.ru.
Условия, обеспечивающие доступность системы образования детям с ограниченными возможностями здоровья (из регионального доклада 2003 года) // Вестник регионального образования. – 2004. - №1. – с. 6-8.