СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие для педагогов "Мы - это много Я"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Занятие для педагогов "Мы - это много Я" имеет целью психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души. Данное занятие целесообразно проводить на этапе формирования педагогического коллектива. Оно проводится в несколько этапов:

1. Знакомство с понятием «социально-психологический климат в коллективе» и факторами, влияющими на взаимоотношения в педагогическом коллективе.

3. Представление результатов психологической диагностики, выделение «проблемных зон» коллектива.

4. Игра-метафора «Мандала педколлектива МБУДО ЦТОиДТТ».

Просмотр содержимого документа
«Занятие для педагогов "Мы - это много Я"»

МЫ-ЭТО МНОГО Я.

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Цель занятия: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.

Оборудование и материалы: доска, маркеры, музыкальный центр, диск с релаксационной музыкой, лист ватмана, фигурки из цветной бумаги (квадраты, круги, треугольники, вытянутые ромбы двух видов) по цвету карточек цветового теста М. Люшера.

Этапы занятия:

1. Знакомство с понятием «социально-психологический климат в коллективе» и факторами, влияющими на взаимоотношения в педагогическом коллективе.

3. Представление результатов психологической диагностики, выделение «проблемных зон» коллектива.

4. Игра-метафора «Мандала педколлектива МБУДО ЦТОиДТТ».

Ход проведения

Психолог: «Человек создан для счастья…» Есть возражения? Думаю, что нет. Что ему для этого нужно? (Выслушать ответы.)

…О! Сколько условностей и условий… Так мы никогда не станем счастливыми. Начнем с того, что за свое счастье ответственен сам человек. Он сам себя делает счастливым или несчастным. Он создает условия вокруг себя для переживания счастья или несчастья.

– Хорошо ли вам сейчас?

– Комфортно?

– Приятно?

– Приятно находиться среди этих людей?

– В этом месте?

Ваши ответы – оценка психологического климата в данных условиях. Определим понятия:

климат – «комфортно, уютно, приятно» – благоприятная атмосфера среди коллег;

психологический – учитывающий индивидуальные особенности;

психологический климат – преобладающий в коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся во всех многообразных формах деятельности; поступки любого члена коллектива влияют на психологический климат: отрицательные – деформируют, положительные – улучшают.

Какие же факторы формируют социально-психологический климат в коллективе? Представим их в виде таблицы.

Факторы, влияющие на взаимоотношения в педагогическом коллективе.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Макросреда

Социально-экономическое состояние в государстве.

Деятельность управляющих органов

Ценности общества


Микросреда

Окружение личности как члена коллектива.

Вид отношений в коллективе: индивидуальный, взаимодействующий

Ценностные ориентации, нормы, правила, традиции, санкции (похвала, порицание)


Личностные особенности членов коллектива

Личное мнение, настроение, поведение, индивидуальный вклад.

Мотивы взаимных предпочтений: деловые, эмоциональные

Темперамент, пол, характер, воля, мотивы


Руководство коллективом

Стиль взаимоотношений между руководителем и подчиненными. Единство основных устремлений

Техника выслушивания, направленность на понимание, принятие, способность к убеждению

Психолог: Как видно из таблицы, факторов довольно много, но… если изменить влияние факторов макросреды мы по объективным причинам не можем, то повлиять на факторы внешней среды мы с вами в силах. Начнем прямо сейчас…

Как поется в известной песенке «Не секрет, что друзья не растут в огороде и...» что педколлектив не прост во взаимоотношениях. Хотя можно спросить себя: проявляем ли мы в общении с коллегами свои лучшие качества? Может, боимся непонимания или отпора? А может быть, для проявления более глубоких чувств нужны какие-то особые условия?

Такие, когда что-то светлое, нежное, ранимое в нашей душе было бы увидено, прочувствовано и согрето другими.

Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам понравится.

три коробки пускаются по рядам…

Если передумали, можно взять другую... Хорошо... а теперь позвольте собрать ваши фигурки для следующего действия.

А вам я предлагаю выбрать один из рисунков. Посмотрите на него внимательно. Это часть вашей души. Вам не кажется, что в ней чего-то не хватает? Кажется. Конечно, цвета. Возьмите в руки цветные карандаши и делайте с вашим рисунком то, что вам по душе, доставит удовольствие. Творите. Все в ваших руках…

Рисование…Пауза 15-20 минут, которую можно заполнить музыкой, звуками природы. На фоне этого психолог рассказывает участникам историю мандалы… В это время помощник совместно с членами коллектива выкладывает и приклеивает на листе ватмана композицию в виде мандалы, чередуя разные цвета и фигурки.

Когда-то давно, в глубокой древности, люди интуитивно обнаружили, что орнамент в виде цветка, звезды, круга – они назвали ее мандалой – выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души. Поэтому мандала встречается часто: в витражах церквей, на одежде, посуде, в архитектуре зданий. На Руси – в украшении изб, прялок, орнаменте вышивок.

Открыл тайну мандалы известный австрийский психолог XX века Карл Юнг. Он же открыл и то, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью...

А теперь посмотрим, что у нас получилось…

Психолог: Нравится? Вы согласны с тем, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?..

Дома вы можете создать свою мандалу и в свободное время поработать с ней: раскрасить и придумать ей название. Ее нужно хранить хотя бы 2 недели, так как мандала накапливает положительную энергию и в дальнейшем будет служить для вас источником этой энергии. А пока у вас есть нарисованная сегодня мандала, храните ее и пусть она хранит вас.

На самом деле, психологами доказано, что мандала может служить оберегом от всего неприятного, что есть вокруг. Работа с мандалой расслабляет и успокаивает, способствует гармонизации внутреннего мира, проявлению творческих способностей. Ее можно использовать с собственными детьми и учащимися с целью сплочения коллектива, снятия напряжения и т.п.

А теперь давайте посмотрим на мандалу нашего коллектива. Я добавила в нее фигурки тех, кого нет на этом занятии, но они незримо присутствуют здесь и также как мы с вами составляют душу нашего коллектива.

Ватман разворачивается и приклеивается на доску. Пауза для рассматривания.

Красиво. Словно радуга… Здесь лебедь, звезды, березка, солнце. Удивительно! Эти рисунки можно разглядывать часами… Наша мандала – это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка души каждого из нас, и все мы вместе (психолог обводит рукой круг мандалы). Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите глазами свой...

Обратите внимание, как каждый из нас близко находится ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и другим, тем, кто рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга, по спирали. Вот такой удивительный образ получился.

Всем спасибо за участие. Если есть вопросы, я с удовольствием на них отвечу… если вы захотите использовать работу с мандалой для себя или в работе с детьми, есть некоторые правила работы с мандалой. Желающих я могу с ними познакомить после занятия.

Методические рекомендации по работе с мандалой

Правила работы с мандалой (для ведущего):

1. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: человек должен работать без принуждения.

2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если человек выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно.

3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания, поэтому у человека должно быть желание, время и обстановка для работы с мандалой.

4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Человек сам решает, какой цвет нужен в данный момент.

5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков).

6. Чтобы человек расслабился, необходимо:

• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);

• достаточное время для работы;

• соблюдение принципа невмешательства других в работу без его согласия;

• разнообразие изобразительных материалов;

• использование релаксационной и медитативной музыки;

• хорошее освещение.

7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты.

8. В конце работы по желанию человека можно: придумать ей название, подобрать для нее фон, вырезать мандалу и повесить ее на стену.

9. Чем чаще человек работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Интерпретация индивидуальная. Образ можно использовать как диагностический материал. С мест могут прозвучать вопросы: «Что значит желтый цвет? Серый? Красный? Почему я выбрала круг, треугольник?». Ответы в этом случае обязательны, так как они снимают напряжение, неопределенность и могут дать конструктивный ход осознанию материала, в том числе и теми, кто вопросов не задает. Интерпретация цвета может проводиться по любой используемой в практике психолога методике: тесту Люшера, исторической интерпретации цвета, этнопсихологической, цветотерапевтической и т. д. Объяснения дополняют друг друга, и каждое из них открывает новую грань в понимании цвета.

Ключом к пониманию формы каждой фигурки является психогеометрический тест (С. Деллингер, 1989). Ответы на вопросы проводятся в виде психологической консультации, с учетом, разумеется, присутствия слушателей. Лучше, если психолог в своей интерпретации будет опираться на позитивное значение формы и цвета. Например, черный цвет можно объяснить как переходное состояние человека (сравнение – ночь), в недрах которого возникает что-то новое (образ зари), пока еще не ведомое никому. Таким образом, трактовка этого цвета активизирует у человека состояние ожидания чего-то нового, чуда рождения.

Интерпретация групповая. После проведения игры психолог может создать цветовой образ коллектива, с которым работает. Можно определить цветовые, психолого-геометрические показатели (в %). Делать это следует, разумеется, осторожно. И все-таки большой смысл игры заключен в самой метафоре.

Использование. Можно прикрепить коллективную мандалу в кабинете психолога на магнитную доску. Там мандала станет многоцветным магнетическим центром, притягивающим взоры. Она напомнит о минутах прикосновения одной души к другой. Будут вопросы наедине и тихие вздохи — образ продолжает жить…

Литература:

1. Шевелёва Е.В. Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе психолога.

2. Цайри А. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы//Дошкольный психолог – № 2 (13)

Рекомендуемая литература для работы по методу мандалы:

1. Грин Шиа. Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания.– М.: АСТ; Астрель, 2007.

2. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»/Под ред. А.И.Копытина. – СПб.: Речь, 2002. – 144 с.

3. Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы//Школьный психолог. – №4 – 2007, с. 18-19.

4. Осипук. Э. Диагностические мандалы, используемые в консультативной практике (индивидуальный и групповой варианты)//Школьный психолог. – №4 – 2007, c. 20-28.

5. Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой//Школьный психолог – №4 – 2007, с.29-31.

6. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.

7. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил. (Серия «Практикум по психотерапии»).

8. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы)//О природе психе.: М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – с. 95-182.

9. Юнг К.Г. Исследование процесса индивидуации//Тэвистокские лекции.: М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1998. – С. 211-283.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!