«Мир деятельности» 3 кл. (внеурочная деятельность)
Т.: «Как самому оценить свою работу»
ХОД УРОКА
Мотивация к учебной деятельности
-Как всегда, начнём урок с «Лесенки успеха». Оцените своё умение по предыдущей теме «Тест-драйв нового знания» с. 50
-Как вы себя оценили?
-Предлагаю начать наш урок с очень интересного стих-я Лилии Самигулиной «Пятёркопад»:
Листопад-весьма красивый
Снегопад-полезный очень
Звездопад-не каждый видел
Водопад-довольно мокрый
Все они нужны, конечно!
Но любимец всех ребят
Это я, Пятёркоград!
С неба падают пятёрки
По изо, по физкультуре
И , конечно, по письму
Если б сам я не ловил их
Не поверил никому!
С неба падают пятёрки
Всем законам вопреки
Настоящие пятёрки
Подставляйте дневники!
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (оценив-ю)
- Кто в школе чаще всего проводит оценивание? (учитель)
-А нужно ли ученику знать, как правильно оценивать? (да…)
- Для чего?
# Конечно, ведь ученик учиться сам. Значит, ему необходимо научиться правильно себя оценивать.
- А как вы относитесь к пятёркам из стих-я? Хотели бы вы их получать таким образом?
-Мнения у вас разные. Вот сегодня мы как раз будем уточнять ваше представление об оценке, зачем и кому она нужна в первую очередь.
- Определите, как будет построен наш урок сегодня? (урок открытия нового знания)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Уточнение понятия «Оценка»
- Начинаем урок с…..(повторения)
- Сначала уточним то, что вы уже знаете об оценке. Вы все знаете, что это такое? У каждого своё представление. Как вы понимаете это слово? (.....)
- Предлагаю вам уточнить, что означает это слово «оценка и оценка в учёбе». Вспомните, где мы можем уточнить значение слов?
- Я предлагаю прочитать статью из толкового словаря Ожегова в ЗАДАНИИ №1 с. 57
- Что обычно в школе оценивается? ( выпол-е задание, сам.раб, поступок…)
- Оценка может выражаться по разному: словами, цифрой-отметкой, %, баллами..
- Вот послушайте историю двух учеников из разных стран и подумайте, почему они так отреагировали:
* Ученик итальянской школы получил за д/з «5» и огорчился.
* Ученик германской школы получил «1» и очень обрадовался
- Какие у вас предположения?
-Верно. В Италии 10-ти бальная система оценивания и «5» соответствует нашей «3». А а Германии 5-ти бальная система, но как в спорте наивысший балл-«1».
- Кто обычно в школе пользуется инструментом-оценкой, кто оценивает работу ученика?...
- А зачем он это делает? (показать ученику его уровень, проконтролировать его)
# А еще учителю важно показать оценкой, по какой теме есть затруднения учеников, а потом организовать работу, чтобы с этими затруднениями справиться.
- Как вы думаете, а ученикам важно понимать самим, как оценить свою работу? Почему? ( чтобы тоже понять , где затруднения)
# Молодцы, мы об этом говорили. Ведь ученик учиться САМ. Ему важно понять, какие затруднения и успехи у него есть. А учитель его помощник.
- Вспомните х/ф «Приключения Петрова и Васечкина», где ученики встретили волшебника и Петров попросил, чтобы у него в журнале были одни «5». Многие хотят получать «5» и ничего для этого не делая.
- Чего они не понимают, как вы думаете? (Сама оц. не показывает ученику место и причину его затруднения. Если с этим не разобраться, то «5» будут «липовые».
- Верно. Так зачем нужна оценка в учёбе? ( показать, есть ли затруднения и по каким темам)
- По уровню оценки можно понять, насколько большие затруднения есть у ученика по этой теме.
# Ученик сам решает, как справляться с затруднениями: спрятаться от них или повторить новое, потренироваться его применять, тогда и оценка измениться.
- Значит, кому нужна оценка в первую очередь?
- Зачем? ( чтобы понять , что он умеет хорошо делать, а что нет)
- А может ли ученик сам оценить свою работу?
Кто знает, как называется слово, которое обозначает, что я оцениваю свою работу сам?
(САМООЦЕНКА)
- Вспомните, а бывало ли такое, что вы или ваш друг не был согласен с оценкой, которую поставил учитель?
- А почему так происходит?
- Что необходимо знать, чтобы оценка учителя и ученика совпадала и показывала в чём ваше затруднение? ( нужно знать, какая оценка выставляется и от чего она зависит)
# Конечно, есть такие правила, которые точно указывают, за что поставить ту или иную оценку. Такие правила наз. КРИТЕРИИ
-Прочитайте в ЗАДАНИИ №1 его формулировку.
# Подведём итог повторения.. Что мы сейчас уточнили? (что такое оценка, зачем она нужна, кто её ставит, есть правила по которым она ставится-критерии)
- А ещё каждому ученику необходимо САМОМУ оценивать свою работу. Как наз.такая оценка?
(САМООЦЕНКА) - на доске
2) Задание для пробного действия
- Следующий шаг….
- Смайлик приготовил вам задание. Представьте, что вы выполнили сам.работу и вам надо себя оценить.
- Попробуйте ответить на вопрос: КАК ученику оценить свою работу?
Для того, чтобы вы смогли в течение урока ответить на этот вопрос, смайлик решил вам помочь. Он приготовил для вас шаги алгоритма, которые помогут ученику оценить свою работу. А ваша задача выбрать нужные шаги и поставить их в правильной последовательности.
- Прочитайте ЗАДАНИЕ №2 с.58
- Поднимите руку у кого нет ответа.
- У кого есть ответ? А вы можете обосновать свой ответ? (у нас нет эталона для обоснования.
- А еще какие затруднения? (мы пока не можем составить алгоритм оценки сам.раб.; не можем обосновать, что правильно составили алгоритм)
- Молодцы, вы зафиксировали свои затруднения. Какой шаг будет следующим? (причина)
3. Выявляем причину затруднения
- Вспомните, какое задание нужно было сделать (составить алгоритм оценки своей работы)
- А вы раньше задумывались, как оценить свою работу самостоятельно? (мы не знаем, как правильно оценить свою работу., у нас нет алгоритма сам.оценки своей работы)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Теперь, зная причину своего затруднения, мы должны определить цель.
- Что нам надо узнать? (как правильно самому оценить свою работу и научиться проводить самооценку работы. Построить алгоритм сам.оц. своей работы и научиться им пользоваться)
- Сформулируйте тему нашего урока.
(КАК САМОМУ ОЦЕНИТЬ СВОЮ РАБОТУ) - доска
- Отлично, теперь нам надо составить …план
- Я учитель, и мне часто приходится оценивать и вас, и себя тоже. Сегодня я буду в роли феи-помощницы при открытии. Поэтому я предлагаю ключи для открытия: две учебные ситуации про то, как ученики проводили самооценку своей работы. Они помогут вам определить , какие шаги в алгоритме пробного действия лишние и выстроить необходимый алгоритм оценки своей работы.
- Посмотрите на карточку для работы, здесь одна ситуация верная, а другая нет. Какой план с данными ключами вы можете предложить?
ВЫВЕСИТЬ ПЛАН
5. Реализация построения проекта
- А теперь по плану разберите в группах ситуации и выберите необходимые шаги. /3 мин/
-Какие шаги для проведения самооценки вы выбрали?
ПОВЕСИТЬ ЭТАЛОН
- Наклейте шаги к себе в эталон.
- А как вы думаете, откуда берутся критерии для оценивания работы? (учителя дают)
-А ученикам важно знать эти критерии? Для чего? (ученик учится САМ и ему важно знать, за что ему поставили оценку)
- Правильно. Представьте, что вы играете в игру, а правила у всех свои. Кто от этого выиграет?..... Верно, надо до начала игры договориться об одинаковых правилах. Также и при выставлении оценок. Вы как ученики обязательно должны знать критерии и учиться правильно себя оценивать. Также вы можете спрашивать у учителя, почему он поставил именно эту оценку.
-Ещё один этап закончен. Мы преодолели затруднение? (да)
ФИЗ-МИН
6.Первичное закрепление во внешней речи
1)Упражнение на применение алгоритма
- Какой важный шаг будет дальше? (тест-драйв нового алгоритма, понять, как им пользоваться и учиться его применять)
- Посмотрите ЗАДАНИЕ № 3 а
- У кого какой вариант ответа. Обоснуйте.
2) Упр. на применение алгоритма (в парах)
- Верно. Я предлагаю пройти эти шаги за него, выполнив
ЗАДАНИЕ № 3 б
- Возьмите карточку разрезного материала, рассмотрите его работу и выберите нужные критерии и оценку. Работать будете в паре.
-Какие критерии вы выбрали?
-Какую оценку поставили?
-Какие шаги нужно было выполнить, чтобы поставить оценку (соотнести с критериями и определить оценку работы)
-Молодцы.
7. Сам. работа с самопроверкой
- Какое задание надо сейчас выполнить? (выполнить сам.раб, чтобы проверить поняли мы новую тему или нет)
- Верно. А сам.раб. для вас в ЗАДАНИИ № 4
- Если захотите потренироваться в применении эталона, то дома выполните № 5
t 8. Включение в систему знаний.
- Скажите, как знания сегодняшнего урока помогут вам в жизни?
- У меня тоже есть пример. Вы захотели посмотреть фильм, но не можете решить идти или нет. Один друг говорит, что фильм интересный. А другому, он не понравился.
-Как вы сделаете выбор?
- Получается, что у каждого из друзей разные внутренние критерии для оценивания фильма, поэтому спорить кто прав, бесполезно.
- Лучше спросить по каким критериям они давали свою оценку. А потом решить, совпадают ли эти критерии с тем, что нужно вам.
- Откройте с.60 ЗАДАНИЕ № 6
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Наш урок подошёл к концу.
- Вспомните, какую цель мы ставили? (как правильно самому оценивать свою работу)
- Достигли мы цели? ( да, мы открыли новый эталон и тренировались его применять).
- Все ли шаги урока мы успели пройти?
- Теперь оцените свою работу на уроке. Найдите «Лесенку успеха» и посмотрите на задания перед ней. Предлагаю сегодня в группах самим продумать критерии оценивания своей работы на уроке и каждому оценить свою работу.
Можете использовать ключевые слова: знаю-не знаю, умею-не умею, смогу сам использовать-не смогу…
-Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу.