3 | Основной 1.Познакомить учащихся со значение слова «этика». Развивать умение работать со словарем 2. Чтение статьи учебника. Познакомить с золотым правилом этики, развивать умение работать с учебником 3. Работа с картиной В. Поленова « Христос и Грешница». Формировать умение искать необходимую информацию, отвечать на проблемные вопросы, познакомить с понятием «грешник» 4. Чтение рубрики «Это интересно» с.47. Познакомить с понятием «неосуждение», развивать умение работать в паре ФИЗМИНУТКА 5, Работа с притчей по уточнению «золотого» правила этики», анализ притчи. Уточнить золотое правило этики, развивать умение работать с текстом | - Конечно, на все вопросы мы постараемся ответить, но сначала скажите, как вы понимаете значение слова «этика». Попробуйте сформулировать свое определение «этики». Найдите значение этих слов в словаре. - Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»? - Слово «золотой» в данном случае используется в прямом или переносном смысле? Почему используется именно это прилагательное? Прочитайте первые три абзаца с.46. и найдите ответ на вопросы: -Как звучит золотое правило этики? -Кто его сообщил людям? -Почему его называют «золотым»? -Было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей? Что вы чувствовали? Самостоятельное чтение 4 абз. (с.46) -Что помогает уберечься от осуждения? - Ребята, кого вы видите на картине? (Люди) - Что еще вы видите на картине? - Что происходит на этой картине? - Почему вы так решили? Что вы видите на картине, что позволяет вам так утверждать? - Как вы думаете, куда ведут эту женщину? - Кто по- вашему главный герой? - Почему вы решили, что это главный герой? - Как вы думаете, кем он может быть? - Как вы думаете, кто эта женщина и зачем ее привели? - Почему вы так решили? Что на картине позволяет вам сделать такой вывод? - Где происходят события, изображенные на картине? - Почему вы так решили? - Что заинтересовало художникам в этом сюжете? Почему он решил написать такую картину? - Ребята, это картина В.Д. Поленова «Христос и грешница». Зная название картины, назовите главного героя. - Кто такой грешник? Найдите на картине Христа. Как он выглядит? - Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах. Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей. Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой - Как вы думаете, каким будет решение о судьбе грешницы? - По всему видно, что Иисус не разгоняет толпу, ни в чём не убеждает людей, не пытается их успокоить. Но, по библейскому сюжету, после его слов люди разойдутся по домам. - Вас заинтересовала эта история? Что именно? Задайте вопрос. — С каким отрывком из текста можно соотнести эту картину? Прочитайте этот отрывок. Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо разошлись. -Как бы вы теперь ответили на поставленный вопрос, почему люди «тихо разошлись» и не казнили женщину? - Можно ли сказать, что ко Христу подошла толпа, а отходили от него люди? - Что помогло людям уберечь себя от осуждения? -Как вы думаете, бывают ли безгрешные люди? Аргументируйте свой ответ. Осуждение других людей плохо еще и тем, что оно слишком упрощает мир и человека. А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением следующего дня. - Найдите в тексте и прочитайте, что значит «неосуждение»? Неосуждение- проявление милосердия к человеку. (записать в тетрадь) Работа с понятием «неосуждение». Читает учитель: В египетском монастыре, где жил старец Моисей (это не пророк Моисей, а христианский подвижник, живший через полторы тысячи лет после пророка), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи. — Как ещё можно объяснить «неосуждение»? Неосуждение - это различение оценки поступка и оценки самого человека. Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Но человек и его дурной поступок (грех) – не одно и то же. Поэтому в православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех» (Записать в тетрадь). А «любить грешника» означает помочь ему избавиться от его греха. Работа в парах. Прочитайте текст из рубрики «Это интересно» -Поработайте в парах и объясните и дополните выражения на карточках: «Сучок в глазе брата твоего»… «Бревно в твоем глазе» … «Лицемер» … «Быть милосердным»…. - Я хочу вас познакомить с притчей, которая называется «Гвозди». Как вы думаете, о чем она будет? «Гвозди» Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь. В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше вынимать один гвоздь из ворот каждый раз когда тот не потеряет терпение. Наконец наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал: - Предположите, что сказал отец своему сыну. «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах» - Правильны ли были ваши предположения о содержании притчи, которые вы выдвигали, когда услышали название? - Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Что вам показалось интересным в ней? Какие чувства и эмоции она пробудила у вас? - Чему учит нас эта притча? - С чем сравниваются дырки от гвоздей в воротах? - Почему отец не объяснил сыну словами, что плохо обижать людей, а дал ему гвозди? - Сколько гвоздей вбил в первый день сын? - Что это значит? - Почему количество забитых гвоздей с каждым днем уменьшалось? - Как вы думаете, какие слова самые главные в этой притче? - Как вы считаете, будет ли юноша в дальнейшем обижать окружающих? Почему - Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке, забивающем гвозди эта притча? - Как иначе можно озаглавить эту притчу? - Как эта притча связана с темой нашего сегодняшнего урока? | Дают объяснение слова «этика». -1 человек находит слово в толковом словаре: Этика —1) философское учение о нравственности, о морали, о правилах поведения; 2) совокупность норм поведения, морали, какой-нибудь общественной группы, профессии и т.д. Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми Этика – это свод правил, по которым должны жить люди. - Сравнивают своё понимание слова с толкованием значения понятия в словаре. - Высказывают предположения - В переносном. - Значит правило очень важное. Если выполнять это правило, то всем людям будет хорошо Читают первые 3 абзаца текста, ищут ответы на вопросы. - Отвечают на поставленные вопросы. - Высказываются о том, приходилось ли им когда-нибудь осуждать других людей, как они себя при этом чувствовали, как уберечься от осуждения. - Красивое здание, природа, животные - Одна группа людей сидит в кругу, беседуют, другая группа людей ведут женщину, возмущаются - Первая группа людей сидит полукругом около главного героя. Позы тела и выражения лиц спокойны. Взгляд их с удивлением и интересом устремлены на вторую группу людей. Вторая группа людей чем – то возмущена. Они с силой ведут упирающуюся женщину. - (К главному герою картины) - Мужчина , сидящий в кругу лицом к людям в белой одежде и коричневой накидке - Люди, приведшие женщину смотрят на него, обращаются к нему, указывая на женщину - Умный человек, судья - Она кого-то обидела, преступница, воровка - Женщина напугана, упирается, не хочет идти - На улице восточного города - Люди одеты в восточные одежды. Здание похоже на восточный храм - Возможно жизнь и дальнейшая судьба этой женщины будут зависеть от решения главного героя - Иисус Христос - Человек, нарушивший религиозные предписания, правила, заповеди т.е . совершивший какой- то грех - У Иисуса спокойное лицо, сидит, внимательно слушает людей, которые к нему пришли. Дети высказывают свои мнения - Почему люди разошлись по домам и не наказали женщину? - Потому что каждый грешен. Толпа – безличная масса, которая требовала наказания для женщины, устремляясь общему кличу «она грешница», её нужно казнить, закидать камнями, им было всё равно, что она совершила, главное, чтобы она ответила за свой поступок. Уходя, каждый человек, вспоминал что- то своё, он понял, что не имеет права осуждать кого- то, так как сам грешен. - Память о своих собственных ошибках и недостатках Неосуждение – это проявление милосердия к человеку. Если Саша солгал, и я скажу – «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулой я растворю человека в одном его поступке и поставлю на нем клеймо Читают текст рубрики «Это интересно» - В парах объясняют выражения на карточках: «Сучок в глазе брата твоего» - это плохие поступки других людей; «Бревно в твоем глазе» - это наши плохие поступки; «Лицемер» - это человек, который осуждает других, не замечая своих ошибок, говорит неправду»; «Быть милосердным» - уметь прощать; Дети высказывают предположения Дети отвечают на вопросы - Не обижать других людей, не делать зла - С ранами в душе людей от злых, обидных слов и плохих поступков - Хотел наглядно показать сыну насколько плохие поступки делает сын, хотел научить сына контролировать себя 37 - Юноша 37 раз за день обидел кого – то - Он будет вспоминать дыры на воротах, как символ ран в душе людей, которых он обидел. Он не захочет, в ответ от других людей получить такие раны в своей душе - О необходимости контролировать свои поступки, задумываться, как наши слова и поступки отразятся на других людях, поступать с людьми так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой -Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя | Познавательные - умение работать со словарём - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Коммуникативные Построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, обсуждать проблемные вопросы Коммуникативные -участвовать в работе пары, договариваться друг с другом. - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы -овладение навыками смыслового чтения Коммуникативные -участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы - овладение навыками смыслового чтения Личностные УУД: -развитие понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости -способность анализировать нравственную сторону поступков | Познакомились со значением слова этика Сформулировано «золотое правило этики» Сформулирован вывод о том, что нет безгрешных людей и что прежде чем осуждать кого- то нужно посмотреть на себя. Осознание и принятие понятия «неосуждение» Уточнение золотого правила на литературном материале |