СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  • Активизация процесса самопознания у педагогов;
  • Создание условий для групповой сплоченности;
  • Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
  • Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
  • Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
  • Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
  • Снятие эмоционального напряжения;
  • Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

План тренинга:

  1. Лекция о понятии и фазах синдрома эмоционального выгорания.
  2. Упражнение «Мышечная релаксация».
  3. Упражнение «Автомобили».
  4. Методика «Лошадь».
  5. Притча: Три лягушки на бревне.
  6. Упражнение «Мусорное ведро».
  7. Упражнение «Цветочная полянка».
  8. Упражнение «Мой список удовольствий».
  9. Рекомендации.
  10. Притча: «Исполнение моих желаний».
  11. Рефлексия.

Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма с шумом прибоя или криком птиц, распечатанные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна, зеленый лист, вырезанные лепестки, карточки с лошадью, мячи.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Просмотр содержимого документа
«Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов»»

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Задачи:

  • Активизация процесса самопознания у педагогов;

  • Создание условий для групповой сплоченности;

  • Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

  • Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;

  • Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;

  • Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;

  • Снятие эмоционального напряжения;

  • Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.

План тренинга:

  1. Лекция о понятии и фазах синдрома эмоционального выгорания.

  2. Упражнение «Мышечная релаксация».

  3. Упражнение «Автомобили».

  4. Методика «Лошадь».

  5. Притча: Три лягушки на бревне.

  6. Упражнение «Мусорное ведро».

  7. Упражнение «Цветочная полянка».

  8. Упражнение «Мой список удовольствий».

  9. Рекомендации.

  10. Притча: «Исполнение моих желаний».

  11. Рефлексия.

Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма с шумом прибоя или криком птиц, распечатанные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна, зеленый лист, вырезанные лепестки, карточки с лошадью, мячи.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход тренинга

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя». Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.



Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х.Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек–человек»: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

В.В.Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

  • переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

  • недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

  • «загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

  • тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:

  • Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

  • Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

  • Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

  • Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

  • Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

  • Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

  • Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

  • Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

  • усталость, истощение;

  • недовольство собой, нежелание работать;

  • нарушение сна;

  • плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции;

  • агрессивные чувства;

  • негативная самооценка;

  • снижение энтузиазма;

  • отсутствие удовлетворения от работы;

  • негативное отношение к людям, частые конфликты;

  • стремление к уединению;

  • чувство вины;

  • потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);

  • снижение аппетита или переедание.

Причины возникновения СЭВ у педагогов:

  • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;

  • несоответствие результатов затраченным силам;

  • ограниченность времени для реализации поставленных целей

  • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

  • большие нагрузки;

  • ответственность перед начальством, родителями;

  • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

  • начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);

  • проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результат не принес соответствующего удовлетворения;

  • окончание учебного года.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. Негативные эмоции запечатываются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести к: усталости, плохому настроению, возникает раздражительность или апатия, нарушения сна, психосоматические заболевания и др.» Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Мышечная релаксация» Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: выработка навыков мышечного контроля.

1. Предлагаю, крепко сжать пальцы в кулаки на обеих руках. Сделайте это таким образом, чтобы большие пальцы накрывали снизу все остальные. Создайте максимальное напряжение в течение десяти секунд. Старайтесь с каждой из них увеличивать давление. Задача состоит в том, чтоб заставить мышцы сдаться, рефлекторно расслабиться.

2. Теперь подключаем плечи и грудь. Разводим руки в стороны, сгибая в локтях. Положение напоминает классические позы бодибилдеров на рекламных плакатах. Снова отсчитываем такое же время и отдыхаем.

3. Затем нужно будет напрячь шею. Чтобы максимально задействовать все группы мышц, сначала наклоните подбородок к груди, а затем постарайтесь откинуть голову назад. Ощущения должны быть схожи с тем, что кто-то давит вам на лоб, а вы напряжением всех мышц шеи сдерживаете это давление.

4. Подключаем ноги. Для этого в положении сидя сильно сгибаем пальцы и напрягаем мышцы голеней, потянув носки на себя. Носки нужно свести вместе, а пятки расставить врозь. Такая поза позволит максимальную нагрузить ноги.

И … снимите напряжение.

Упражнение «Автомобили» (10 мин.)

Цель: подвести участников к пониманию того, что для достижения цели надо самому управлять своей жизнью.

Психолог. Сейчас мы объединимся в пары, станем друг за другом, положив руки на талию участника, который стоит впереди. Первый из пары — автомобиль, второй — водитель. Дорогу видит только водитель. «Автомобиль» движется с закрытыми глазами, держа руки перед собой. По моему сигналу вы начинаете двигаться. Водитель должен так вести машину, чтобы не попасть в аварию, причем он не объясняет словам, куда и как двигаться, только руководит не вербально, то есть без слов. (Все участники побывать в роли автомобиля и в роли водителя.)

Методические рекомендации: О чем эта игра, как вы думаете? Как вы чувствовали себя в роли водителя? Как чувствовали себя в роли автомобиля?

Методика «Лошадь»

Цель: определить и проанализировать. Какой вы работник?

Материал: Карточки с изображением лошади, цветные карандаши.

Инструкция:

Перед вами силуэт лошади. Ваша задача – дорисовать картинку, придав ей законченность и осмысленность. Уделите внимание деталям внешности животного. При желании можно нарисовать и фон – постарайтесь создать вокруг своей лошадки такую атмосферу, в которой она чувствовала бы себя комфортно.

Интерпретация

Тест, позволяет ответить на вопрос: "Какой Вы работник?"

1) Если вы сосредоточились лишь на основных деталях лошадиной внешности. Обозначив только копыта, гриву, хвост и почти не уделили внимания фону – вы справляетесь со всеми своими обязанностями, но многое делаете формально, без желания перевыполнить план. Словом, карьеристом и трудоголиком вас не назовешь.

2) Вы долго трудились над своей картиной и уделили очень много внимания мелочам. Тщательно прорисовав каждый волосок в лошадиной гриве и каждую травинку под ее копытами. Вы – очень педантичный человек и любите кропотливую работу. Вы старательны, добросовестны и требовательны к себе. К несчастью для окружающих, к их трудовой деятельности вы тоже относитесь весьма взыскательно. А уж если говорить начистоту – порой вы просто изводите коллег и подчиненных своими придирками.

3) Если вы особенно тщательно прорисовали морду лошади – ноздри, рот, глаза, ресницы, сделали ей кокетливую челку – вы ищите и находите в работе романтику. Принимаясь за любой проект, вы полны энтузиазма и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и просто не успели ни зачерстветь, ни выгореть. Если же вы – человек зрелый и сформировавшийся, вероятно, вы – просто неисправимый оптимист.

4) На рисунке вы изобразили лошадь, пасущуюся на лугу. Это значит, что самое важное для вас – работать в комфортных условиях, желательно вообще иметь свободный график и не ощущать никакого давления со стороны. Больше всего на свете вы ненавидите ограничения, а вот независимость считаете главной ценностью. Если же на лугу еще порхают бабочки и растут цветы, вам подойдет творческая работа, связанная с искусством и красотой. Для вас не особенно важно, сколько вы будете зарабатывать, главное – раскроется ли ваш талант художника, сможете ли вы реализовать свои эстетические чувства.

5) Если вы надели на лошадь уздечку или хомут – вам не привыкать много и тяжело работать. Дело для вас – прежде всего. Скорее всего, вы даже не представляете, что можно жить как-то иначе.

6) Вы посадили на лошадь всадника. Вам просто необходим куратор, который будет вас организовывать и подгонять. Без давления сверху вы быстро теряете темп и начинаете сачковать.

7) Если поставили перед лошадью корм и корыто с водой. Это означает: вы готовы к любой работе, при условии, что она будет хорошо вознаграждена.

Притча: Три лягушки на бревне

Притчи о мотивации. Однажды Учитель спросил учеников: — На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на бревне? — Три… — неуверенно ответил один из них. — Конечно же, три лягушки, — улыбнулся Учитель. — Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий.

Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне.

Упражнение «Мусорное ведро»

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Посреди комнаты ставлю символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх, сожаления, гнев, ярость.

Техника, которую я предлагаю вам проделать, удивительно проста и при этом эффективна. Если у вас конфликт, множество претензий, непонимание во взаимоотношениях, не дающие покоя обиды, даже если вы обижены на судьбу, то эта методика позволит вам быстро и безопасно высвободить весь эмоциональный негатив. Всё, что вам потребуется, это ручка и бумага.

Пишите всё, что захочется, не сдерживайтесь в словах и выражениях, смело выливайте на бумагу свой негатив, ведь отправлять письмо адресату не придётся. Полностью отпустите себя, доверьтесь процессу, будьте совершенно свободны.

Можете писать одни и те же оскорбления обидчику несколько раз подряд, пока не пропадет желание это делать. Так происходит процесс освобождение подавленных когда-либо эмоций.

Важно свои оскорбления выражать только письменно, не произнося их вслух!!!

Пишите! Пишите, не думая, ничем себя не ограничивая, до тех пор, пока не иссякнет поток эмоций, пока не почувствуете, что сказать больше нечего. Когда эмоции утихнут, закончите своё письмо.

Когда письмо закончено, педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение «Цветочная полянка»

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

Материалы: лист бумаги А3 или А4 зеленого цвета с «сердцевинами» цветка, лепестки цветка, клей.

На столе лежит лист бумаги зеленого цвета с пестиками от цветов, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные лепестки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (не менее 3) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет лепесток на «лужайку». Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать). Все педагоги клеят свои лепестки в форме цветов на полянку.

Упражнение «Мой список удовольствий»

Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается распределить их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Рекомендации

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

  • резко встать и пройтись;

  • быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

  • измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

- Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

- Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

- Применяйте ежедневно в своей практике - аффирмации (позитивные утверждения) и не забывайте хвалить себя. Например утром проснулись и сказали себе: - Все энергии моего тела приходят в равновесие. Восстанавливается гармония и равновесие. Я принимаю радость и замечаю лишь хорошее. А перед сном хвалим себя: -  Я сегодня хорошо потрудилась, я молодец. Я люблю и одобряю себя.

Притча: И закончить нашу встречу хотелось бы притчей.

Притча «ИСПОЛНЕНИЕ МОИХ ЖЕЛАНИЙ»

- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?

- Здравствуйте! Соединяю!

- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!

- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!

- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом

исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!

… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с

оператором отдела исполненных желаний” … Жду…

- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?

- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем

загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.

- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?

- Да, внимательно.

- Начинаем с последнего года:

1) Надоела эта работа! (исполнено: “работа надоела!”)

2) Муж не обращает внимания! (исполнено: “не обращает!”)

3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег – немного)

4) Подруги –дуры! (исполнено: они – дуры)

5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой

крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)

6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)

7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу,

ей как раз рабочая сила нужна)

Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит)

Продолжать? Здесь примерно на год чтения!

- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!

- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу, как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?

Смешок в трубке…

- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!



Рефлексия

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Благодарю всех участников за внимание и участие в тренинге.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!