СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие "Шалость или проступок"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Занятие "Шалость или проступок"»

9



Занятие № 13

«Шалость или проступок»


Цель: - донести до подростков, что злонамеренный поступок или неудачная шалость могут привести к отрицательным последствиям.

Задачи: - формирование отношения к преступлению, как к самому страшному деянию.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, видеоролики «Вандализм в электричках», «Подъездный вандализм», карточки с ситуациями, листы бумаги, ручки.


Ход занятия:


  1. Вводная часть

- Мы живём с вами среди людей. Наше настроение зависит от окружающих нас людей и конечно, оно может меняться, стать хорошим, замечательным, отличным или наоборот, скверным, плаксивым, раздражённым и т. д.

- Почему так происходит?

Опять всё по тем же причинам, что все люди в этом мире совершенно разные. И в жизни разного человека происходят разные события, они испытывают различные чувства и их охватывают различные эмоции: недовольство, раздражение, чувство гнева.

Но тем и отличается воспитанный, культурный человек, что в любом состоянии может владеть собой и не причинять вреда другим людям.

И в обыденной жизни, к сожалению, находятся люди, которые своим поведением: манерами, речью, повадками, проступками, эмоциями портят настроение окружающим их людям. И среди таких людей, как правило, большинство людей являются людьми подросткового возраста.


2. Основная часть

- Сегодня мы поговорим о поведении подростков, которое осуждается окружающими людьми.

Беседа

– А как вы думаете, ребята, какое поведение подростков вызывает у окружающих людей неодобрение или неприятие? (Сквернословие, грубость, громкое и вульгарное поведение в общественных местах, неуважение к окружающим людям, шалость, проступок, случаи вандализма).

– А что такое шалость? Злонамеренный поступок? Вандализм?

Шалость – это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его. Но она может быть, как безобидная (шуточная), так и злая, жесткая, которая может принести страдание, боль.

Злонамеренный поступок – причинение умышленного вреда людям или окружающей среде.

Вандализм – уничтожение культурных памятников и других ценностей.

– Почему же подростки позволяют себе совершать антиобщественные действия?

Причины совершения злонамеренных поступков:

Подростки совершают злонамеренные поступки по разным причинам:

- повод выделиться – выделиться по-хорошему они не могут, не знают, как, нет способностей, возможностей;

- из-за гнева или раздражения;

- из-за собственных неудач;

- из-за скуки;

- из-за низкой самооценки;

- из-за зависти;

- из-за давления старших;

- из-за лёгкой наживы;

- из-за моральной неустойчивости;

- из-за влияния плохой компании или оказался в плохой компании;

- из-за употребления алкоголя или наркотиков;

- из-за спора.


Практическое задание

Ребята работают в группах и пишут примеры на указанное слово: шалость, злонамеренный поступок, вандализм.


Варианты ответов:

Шалость:

- спрятать ручку, тетрадь, портфель;

- позвонить приятелю и сказать, что не будет первого урока;

- напугать, выскочив из-за угла;

- спрятать кроссовки своего одноклассника перед уроком физкультуры;

- съесть в столовой порцию одноклассника;

- позвонить к маме товарища из класса и сказать, что с её сыном или дочерью случилась беда;

- высыпать в каком-то общественном месте кучу мусора;

- бросить с балкона сырые яйца девчонке на шапку.


Злонамеренный поступок:

- жестоко обращаться с животными;

- жестокие драки;

- разбить окно или витрину;

- сорвать цветы с клумбы;

- ломать столы или стулья в школе;

- угрожать младшим;

- отбирать деньги у младших.


Вандализм:

- разрушение надгробных памятников;

- погромы автомобилей;

- разбитые скамейки;

- разрушение архитектурных памятников.

- Отдельный разговор о вандализме фанатов. Они устраивают погромы автомобилей, общественного транспорта, учиняют всевозможные драки, устраивают поджоги, делают непристойные надписи на стенах, портят или ломают строения, ломают скамейки и урны.

– Можно ли оправдать действия вандалов? (Действия вандалов никогда ни в коем случае нельзя оправдать; никаким действиям, приносящим вред обществу или конкретному человеку, оправданий быть не может)


Физминутка для глаз

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!


Просмотр видеороликов «Вандализм в электричках», «Подъездный вандализм»

- Каждый из нас может стать жертвой и того, и другого. Думаю, что неприятно каждому человеку, когда над ним шутят или тем более, когда по отношению к нему совершается какой-то нехороший поступок. Какие в этот момент человек испытывает чувства? (Он может быть огорчён, расстроен, он может плакать. Каждый в момент, когда его обижают, чувствует себя униженным. Мальчики, как правило, испытывают гнев и раздражение).

- Назовите чувства, которые испытывает человек, над которым совершили злонамеренный поступок.

(Обида, слёзы, унижение, чувство беспомощности, гнев, раздражение, агрессия)

– А как вы считаете, чем шалость отличается от злонамеренного поступка (Ответы детей)

– Шалость может привести к более опасному поступку?

- Назовите правила, которым нужно следовать, чтобы не позволить себе совершить злонамеренный поступок?


Памятка «Правила, которые не позволяют сделать злонамеренный поступок»

- Прежде думай, а потом делай!

- Не позволяй никому на себя «давить»;

- Учись управлять своими эмоциями;

- Представь сначала, как твой поступок подействует на другого человека;

- Представь, какие чувства будет испытывать человек, поставь на его место;

- Делай то, за что потом не будешь испытывать чувство вины.

- Помни, что за некоторые поступки тебе придётся отвечать перед законом.


Ситуативный практикум

Вопросы на карточках:

- Где баловство, а где злонамеренный поступок?

- Почему ребята так поступили?

- Какие чувства испытали ребята, на которых были направлены чувства?

Ситуация №1.

На школьной дискотеке несколько девочек сказали Виктору, что он нравится Алёне. Одна из них попросила Виктора пригласить Алёну на танец. Виктор почувствовал себя неловко, но девочка настаивала. Уступая просьбе, Виктор пригласил Алёну на танец, но девочка сказала, что она не хочет с ним танцевать, и не пошла. И все, наблюдая за Виктором и Алёной, рассмеялись.


Ситуация № 2.

Один из одноклассников пригласил нескольких ребят к себе домой посмотреть новый видеофильм. Выбрав момент, он пошёл на кухню, чтобы принести ребятам что-нибудь перекусить. В это время несколько из приглашённых ребят спрятались за дверью, и, когда мальчик с подносом, на котором стояли чай и бутерброды, вошёл в комнату, они кинулись на него сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить, прикольнуться. Но от неожиданности, подросток - хозяин квартиры выронил поднос, чашки разбились, бутерброды упали. Чтобы не упасть, мальчик ухватился за край стола, на котором стояла лампа, и она тоже упала и разбилась.


Ситуация № 3.

Лена с подружками знали, что Кириллу нравится Яна. И они от её имени написали ему записку с предложением сходить с ним в кино и указали место встречи. Но когда Кирилл пришёл на место встречи, Яны там не оказалось, а там поджидала его Лена со своими подружками.


Игра «Остановите преступление!»

- Представьте следующую ситуацию. Вы идёте по делам и встречаете группу подростков, которые занимаются тем, что бросают нож в дерево.

Задача: придумать максимальное количество вариантов вашего поведения, которое может побудить молодых людей перестать бросать нож и найти себе другое занятие.

На выполнение задания даётся 1 минута.

Чей вариант окажется более убедительным?


Беседа

– А поднимите, пожалуйста, руки, ребята, над кем из вас когда-либо кто-то подшучивал?

– А над кем из вас совершали злонамеренный поступок?

– А кто из вас сам шутил над кем-либо?

– А кто совершал злонамеренный поступок?

– А кому из вас было когда-нибудь стыдно за свои поступки?

Во мне два «Я» – два полюса планеты,

Два разных человека, два врага.

Когда один стремится на балеты,

Другой – стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица,

Но часто вырывается на волю

Второе «Я» – в обличье подлеца.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца,

О, участь беспокойная моя,

Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давно не то второе «Я».

- Думаю, вы согласитесь со мной, что в каждом из нас живёт 2 человека, потому что живут противоречивые чувства. Но в том-то и дело, что всегда нужно уметь на первый план выводить своё лучшее «Я».

- Ежегодно с ужасающей быстротой растёт детская преступность. Подумайте и назовите причины подростковой преступности.


Причины подростковой преступности

- Нехватка денег в семье.

- Выделиться среди остальных.

- Покрасоваться перед девчонкой.

- Лёгкая нажива.

- Моральная неустойчивость.

- Плохая компания.

- Употребление алкоголя или даже наркотика.

- Любопытство (угон машины).

- Спор.

- Задолжал кому-то денег.

- Желание быть не хуже других.

- Гнев и раздражение.

- Собственные неудачи.

-Зависть.

- Скука.

- Давление старших приятелей.

- Низкая самооценка.

- Самоутверждение.

- Любовь к приключениям.

- Доказать, что ты не трус.


3. Заключительная часть

- Но когда преступление совершает подросток, то очевидно, что его было некому остановить, и он нравственно не смог противостоять преступлению.

- Что делать подростку, которому плохо на душе и не с кем поговорить?

(Надо успокоиться, но не торопиться совершать плохие поступки).


Советы:

- Надо доверить своему другу свои проблемы.

- Попробовать поговорить с родителями или с другими родственниками.

- Обратиться к одноклассникам.

- Телефон доверия.

- Обратиться к психологу.

- Поговорить даже с кем-то незнакомым.

– А вот вы, ребята, к примеру, узнав, что ваш друг совершил какой-то проступок, что сможете предпринять? (ответы детей)


Оценка воспитанниками занятия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!